10 фантастических фильмов, снятых по книгам русских писателей

Thu, 02 May 2024 17:34:01 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:01 +0300

Кино с литературной основой…

10 фантастических фильмов, снятых по книгам русских писателей

Кино с литературной основой…

Русская, советская, а затем и российская фантастическая проза имеет столь обширные залежи подлинных жанровых алмазов, что на её чтение может уйти целая жизнь. Увы, по-настоящему ярких, эффектных, впечатляющих экранизаций даже самых культовых произведений у нас немного. Вспоминаем главные из них.


Аэлита (1924)

Начать подборку лучших экранизаций фантастических произведений наших соотечественников стоит с “Аэлиты”, немой картины о контакте землян с марсианами, которую крайне прохладно приняли на родине, но высоко ценят за рубежом, ставя картину Якова Протазанова в один ряд с творчеством Эйзенштейна и Тарковского. Вольная интерпретация книги Алексея Толстого современниками воспринималась как “нэпманская блажь”, но время всё расставило по своим местам – наш первый экранный полет в космос воодушевил миллионы людей во всем мире.



Человек-амфибия (1961)

Литературное наследство писателя Александра Беляева – это практически бесконечный источник фантастических сюжетов, так и просящихся если не на большой экран, то в сериальное производство. И не нужно думать, будто книги Беляева устарели – талантливый сценарист легко адаптирует их под сегодняшний ритм и запросы молодого поколения зрителей. Но пока новых картин нет, мы смотрим “Человека-амфибию” с блистательными Анастасией Вертинской и Михаилом Козаковым, восхищаясь дивной атмосферой юга и мелодиями 1960-х.



Планета бурь (1961)

Книги гениального мастера космических приключений Александра Казанцева экранизированы всего однажды – и это подлинное преступление против советской фантастики, отличающейся повышенным стремлением к справедливости, гуманизму и добру. Увы, из доброй полусотни романов и повестей Казанцева на экранах мы можем увидеть лишь “Планету бурь”, снятую столь же гениальным мастером киноиллюзии Павлом Клушанцевым. Поклонники фантастики безусловно ценят этот захватывающий полет на Венеру, восхитивший весь мир.



Тайна железной двери (1970)

У советских детей не было недостатка в соответствующей их возрасту литературе, домашние шкафы и полки библиотек переполняли сборники и серии приключений и фантастики, рассчитанные на юного читателя. Хватало и интересных экранизаций – взять хотя бы адаптацию для зрителей повести Юрия Томина “Шел по городу волшебник”, которая на афишах кинотеатров получила название “Тайна железной двери”. Главный герой здесь получает в свое распоряжение волшебные спички и попадает в параллельный мир, придуманный волшебником. Красота!



Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Картину Леонида Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию” у нас принято воспринимать исключительно как комедию, но на деле это фантастический триллер с путешествиями во времени, доппельгангерами и хронопарадоксами, мало в чем уступающий “Назад в будущее”. И да, это экранизация пьесы Михаила Булгакова, постановку которой на подмостках советских театров автор так при жизни и не дождался. При этом экранизация получилась столь яркой, что целые поколения советских людей представляли себе Ивана Грозного только с лицом Яковлева.



Сталкер (1979)

Когда Андрею Тарковскому говорили, что он снимает фантастику, указывая на “Сталкер” и “Солярис”, режиссер открещивался от простых ярлыков. Конечно, все его картины – драмы с глубоким философским подтекстом, а антураж космического корабля или пейзажи Зоны падения таинственного метеорита являются не более чем декорациями. Впрочем, братьям Стругацким грех жаловаться на адаптацию их “Пикника на обочине” в столь серьезном формате – вряд ли эту историю столкновения материального и духовного кто-то когда-нибудь сможет снять лучше.



Шанс (1984)

Кир Булычев – наверное, самый экранизируемый русский советский писатель-фантаст, данную подборку мы могли наполнить адаптациями для экрана только его произведений, но это было бы нечестно по отношению к другим авторам. Поэтому мы отбросили блистательный “Через тернии к звездам”, существующий только в формате сценария, и великолепную “Гостью из будущего”, как телепроект, но оставили легкую фантастическую комедию “Шанс”, выросшую из повести “Марсианское зелье”. Легкое кино о вечной молодости и праве жить столько, сколько хочется.



Зеркало для героя (1987)

Член Союза писателей России Святослав Рыбас на литературном поприще прославился серией политико-биографических книг и глубоких исторических исследований, но массовый зритель может знать о нем, как об авторе повести “Зеркало для героя”, которую в 1987 году Владимир Хотиненко адаптировал для большого экрана. Безусловно, в первую очередь, кинотеатральное “Зеркало для героя” – это притча о столкновении прошлого и будущего, фантастическое путешествие и временную петлю сценарию “прикрутили” позже. Но кино-то это не портит.



Трудно быть богом (2013)

Грандиозную киноверсию повести братьев Стругацких “Трудно быть богом” Алексей Герман задумал снимать еще в 1968-м и даже убедил авторов адаптировать их прозу в полноценный сценарий, к первым съемкам режиссер приступил только в 1999-м, а со своим зрителем лента встретилась только в 2013 году. Будет опрометчивым написать, что экранизация пришлась по вкусу публике, даже многие поклонники Стругацких картину не приняли. Но на то это и авторское кино, чтобы заставлять переживать просмотренное, спорить о нем или даже активно ругать.



Черновик (2018)

Из постсоветской кинофантастики первое, что приходит на ум при разговорах об экранизациях – это “Дозоры” Сергея Лукьяненко, но их правильнее будет отнести все-таки к жанру фэнтези. А вот “Черновик” того же писателя – вполне подходящий кандидат. И пусть адаптация Сергея и Натальи Мокрицких большинство поклонников писателя оставила разочарованными, для стороннего зрителя картина если не удалась, то, как минимум, не провалилась. Увлекательные параллельные миры и стертые личности не могут не будоражить. А еще – это просто очень красивое кино.


Евгений Ухов

4 августа 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru