8 самых странных советских фильмов, которые мы любим
Thu, 02 May 2024 17:36:48 +0300 Thu, 02 May 2024 17:36:48 +0300Ускользающая реальность
8 самых странных советских фильмов, которые мы любим
Ускользающая реальность
Отечественный кинематограф времен СССР – это не только искрометные комедии, исторические байопики, суровые драмы и военные истории. Среди множества классных, но снятых по канонам произведений, попадаются и весьма любопытные эксперименты. Сюрреалистичные, яркие, нарушающие запреты – и явно выбивающиеся из общего стиля эпохи. В нашем новом списке собраны восемь наиболее странных и неординарных картин советского времени.
8. Листопад (1966)
Лучшая картина Отара Иоселиани – абсолютно контурный сюжет о двух выпускниках института, Нико и Отаре, превращающийся в поток мыслей и сознания. Каждый кадр и каждую мизансцену можно рассматривать бесконечно долго, находить в них новые грани – и буквально вкушать эмоции поколения.
7. Дни затмения (1988)
Несмотря на то, что к сценарию ленты приложили руку братья Стругацкие (адаптировав свою знаменитую книгу «За миллиард лет до конца света»), в преломлении режиссуры Александра Сокурова вся фантастическая часть сюжета ушла на задний план. Почти документальная подача позволяет кожей прочувствовать быт туркменского городка, в который попали геолог Вечеровский, инженер Снеговой и врач Малянов. Беседы к финалу превращаются в диалог с Творцом, а финал дернет за ниточки так, что волосы на загривке точно встанут дыбом.
6. Парад планет (1984)
Вадим Абдрашитов расскажет о том, как шестеро сорокалетних мужчин отправляются на военную переподготовку, откуда намечают себе путь не то в будущее, не то в другую Вселенную. Ход звезд проецируется на людей, потустороннее ощущение затягивает без оглядки – аллегория здесь возводится в квадрат (если не в куб) и позволяет рассмотреть каждого персонажа со совершенно различных точек зрения. Головоломка на века.
5. Астенический синдром (1989)
Один из самых важных фильмов Киры Муратовой – пара новелл (о женщине, переживающей депрессию после похорон мужа, и школьном учителе, который от нервов начинает засыпать в неподходящих ситуациях). Абсолютно отстраненный рисунок ненормальности, который всегда присутствует на экране, блестяще декомпозирует гибель империи – однако, у картины есть и множество других потаенных граней.
4. Чужая Белая и Рябой (1986)
Фирменный стиль «маэстро снов», Сергей Соловьев, отточил как раз на ленте «Чужая Белая и Рябой». Мягкие кадры, ряд из которых снят через монокль, простенький сюжет об охоте на белую голубку в казахском городке, три главы, логически подводящие повествование к совершенно безысходной кульминации – эту мозаику хочется рассматривать снова и снова, она снята рукой мастера.
3. Тени забытых предков (1964)
Грандиозный эпик Сергея Параджанова – перенос событий «Ромео и Джульетты» в реалии соперничества двух гуцульских родов, Палийчуков и Гутенюков. Исключительно мощное полотно с уникальной манерой съемки, не просто погружает зрителя в иную эпоху – оно разворачивает такую гамму красок и чувств, что голова идет кругом. Здесь нет ни хороших, ни плохих героев, а повествование с каждой минутой все дальше уходит в сторону липкого сна.
2. Кин-дза-дза! (1986)
Нетленка Георгия Данелия, канонические роли Евгения Леонова и Юрия Яковлева, настоящий культ, что по выходу, что сейчас – тем не менее, именно «Кин-дза-дза!» венчает многие хит-парады советского сюра. Абсурд, знаменитое «ку», бубенчики в носу и целый новый мир перед вами – столь же странный, сколько и манящий.
1. Строгий юноша (1935)
Еще до премьеры картину запретили, как нарушившую нормы и продемонстрировавшее «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма». Так что, экранизация одноимённой пьесы Юрия Олеши от Абрама Роома попала в широкий прокат только в 1974 году – да и то, после сразу же отправилось «на полку». Этот абсолютно загадочный кино-эксперимент лишь формально выводит на первый план любовный треугольник (в котором спортсмен-комсомолец влюбляется в жену профессора). На самом деле – перед нами гротескный экзерсис, пронизанный символизмом и пытающийся нащупать «новую этику» эпохи.