Джеймс Бонд и его штампы – большой обзор

Wed, 11 May 2022 21:08:52 +0300 Wed, 11 May 2022 21:08:52 +0300

Под микроскопом - кинематографические клише в картинах об агенте 007

Джеймс Бонд и его штампы – большой обзор

Под микроскопом - кинематографические клише в картинах об агенте 007

Имя Джеймса Бонда уже с начала шестидесятых годов ХХ века стало настоящим кинематографическим явлением. А вот дальше история о неуловимом агенте развивалась с присущими ему клише. То есть, тиражированием применяемых методов и приемов, которые со временем, конечно, теряли остроту и экспрессию – сколько же можно повторять арсенал сюжетных линий, методов съемки и типичных диалогов? Однако, не будем столь строги - учитывая конвейерное производство кинопродукции, повторений кинематографических приемов, режиссерских находок и поворотов избежать невозможно. В нашей новой мини-энциклопедии – детальный разбор традиционных клише для фильмов о британском шпионе – которые, в большинстве случаев, не повредили саге, а сделали ее культурным явлением. Итак, поехали.



1. Сценарные клише картин об агенте 007

Типичный сценарий фильмов о Бонде создается по традиционной схеме:

1. Вид через пистолетный ствол на шагающего агента 007, который неожиданно направляет оружие на зрителя, прицеливается и стреляет. Экран заливается кровью;

2. Пролог открывается экшн-сценой: перестрелкой, дракой, взрывом, погоней или разрушением, чтобы создать необходимую ситуацию и настроить зрителя на предстоящую картину;

3. Классическая заставка, традиционный бондовский ролик с титрами, включает анимацию со шпионом всех времен и народов, обнаженными девушками, нарезкой ключевых эпизодов фильма в сопровождении саундтрека на заглавную тему картины;

4. Встреча Бонда с криминалом и потенциальными подругами в казино/барах/ночных клубах обычно сопровождается спецэффектами или экшеном;

5. Руководство ставит агенту с двумя нулями очередную задачу, обеспечивая прожиточными минимумом мега-девайсов и автомобилем с массой обязательных шпионских наворотов;

6. Появление очередной красотки и «химия» с ней у Бонда;

7. Подбираясь к злодею, британский шпион сначала вынужден ликвидировать его приспешников. Устранение боевиков главного мерзавца сопровождается зрелищным экшеном и спецэффектами: перестрелки, драки, взрывы, погромы, угон подручного транспорта, применение супер-гаджетов;

8. Непродолжительный пикап, неизменно завершающийся близкими отношениями (исключением стала только Камилла из «Кванта милосердия»);

9. Бонд, как правило, с девушкой пробираются в обитель зла, где находят подтверждение собственным предположениям относительно намерений главного злодея. Антагонист кичится перед супершпионом своими ноу-хау и делится планами по завоеванию мира. Негодяй твердо уверен, что Бонду от него живым не выбраться;

10. Естественно один единственный агент Ми6 стоит всех вояк главного злодея. Нереальный профессионализм, непостижимая жизнестойкость агента 007 делают свое дело. Бонд с девушкой, обычно тоже спецагентом, эффектно и пафосно уничтожают злодейскую базу вместе с антагонистом, едва успевая спастись;

11. Британский шпион уединяется с подругой, игнорируя попытки руководства обнаружить его по завершению операции.

Подобная сценарная концепция несколько изменилась в последних четырех фильмах с участием Дэниэла Крейга:

• В «Казино Рояль» Бонд впервые по-настоящему влюбился. Однако его даме сердца суждено трагически погибнуть;

• «Квант милосердия»: агенту Ми6 удалось соблазнить свою коллегу-помощницу Строберри Филдс, но не сложилось с экс-агентом боливийской разведки Камиллой;

• «007: Координаты «Скайфол» полностью нарушили сложившуюся сценарную схему бондианы. И стали скорее картиной о мести и борьбе с ожившими призраками прошлого, лишившись традиционного happy end’а;

• «007: Спектр»: Бонд снова влюбился и готов строить серьезные отношения с подругой.



2. Постоянные персонажи бондианы

Кроме Джеймса Бонда практически в каждом фильме есть несколько постоянных героев.

М – руководитель британской службы разведки МИ6. Настоящее имя этого персонажа никогда не произносится. М можно увидеть во всех фильмах бондианы, кроме картины «Только для ваших глаз» 1981. Начальство ставит задачи агенту 007. Эту должность может занимать как женщина, так и мужчина. Строгое, но справедливое руководство ценит Бонда и сквозь пальцы смотрит на его дон-жуанство.

Мисс Манипенни – помощница главы МИ6. Эта героиня не задействована только в сериях «Казино «Рояль» 2006 и «Квант милосердия» 2008. Ее называют Унивекс в картине «Из России с любовью» 1963. В фильмах «007: Координаты «Скайфол» 2012 и «007: Спектр», 2015 мисс Манипенни зовут Ив. Она «сохнет» по обаятельному шпиону, но симпатии и флирт остаются без взаимности. Персонаж существует для того, чтобы лишний раз подчеркнуть неотразимость супершпиона с архетипом «идеального мужчины».

Q – глава британского центра исследований МИ6. Настоящее имя Джеффри Бутройд, кодовое имя Q – начальная буква слова Quartermaster. Обеспечивает агента 007 шпионским оборудованием. Этот персонаж отсутствует в картинах «Казино «Рояль» и «Квант милосердия». Британский Кулибин и разработчик невероятных девайсов с уважением относится к Бонду, но не упускает случая поиронизировать над коллегой.



3. Злодеи шпионской франшизы

Антагонисты бондианы бывают трех категорий:

• Первые представляют опасность для человечества, угрожая Третьей мировой войной, уничтожением банковской и финансовой систем, тотальной слежкой почти по Оруэллу и установлением в постапокалиптическом мире своих порядков; или же построением безумного «нового мира».

К ним относятся:

– Серые кардиналы тоталитарных государств;
– Эрнст Ставро Блофельд, возглавляет террористическую организацию «Спектр»;
– Доктор Ноу, исследователь, представитель «Спектра» («Доктор Ноу» 1962);
– Аурик Голдфингер, преступный гений («Голдфингер» 1964);
– Карл Стромберг («Шпион, который меня любил» 1977), миллионер, стремится насильно поселить человечество в подводном мире;
– Хьюго Дракс («Лунный гонщик» 1979), руководит американской компанией, выпускающей шаттлы;
– Генерал Орлов («Осьминожка» 1983);
– Янус, глава одноименной преступной группировки, его зовут Алек Тревельян, экс-коллега Бонда по ми6, («Золотой глаз», 1995);
– Генерал Аркалий Урумов («Золотой глаз», 1995);
– Густав Грейвз, («Умри, но сейчас» 2002), миллионер, владелец алмазных копей. В действительности полковник северокорейских вооруженных сил по имени Тан-Сун Мун.

• Вторые мстят или стараются лично обогатиться:

– Эрнст Ставро Блофельд олицетворяет террористическую организацию «Спектр»;
– Кананга, наркобарон («Живи и дай умереть» 1973);
– Франциско Скараманга, наемный убийца («Человек с золотым пистолетом» 1974);
– Макс Зорин, экс-агент КГБ, успешный бизнесмен и антикоммунист («Вид на убийство» 1985);
– Генерал Григорий Косков («Искры из глаз» 1987);
– Электра Кинг, владелица крупнейшего нефтяного бизнеса («И целого мира мало» 1999);
– Ле Шифр, финансовый гений, математик, крупный банкир («Казино «Рояль» 2006);
– Генерал Медрано («Квант милосердия» 2008);
– Рауль Сильва, экс-коллега британского шпиона, хакер, террорист («007: Координаты «Скайфол» 2012).

• Третий вид злодеев – помощники главных антагонистов, выполняющие зубодробительные задачи.

Самые яркие из них:

– Челюсти киллер–громила, обладатель железных зубов, способных перекусить цепь и загрызть акулу («Шпион, который меня любил» 1977, «Лунный гонщик» 1979);
– Мэйдэй, атлетичная чернокожая бодигард Макса Зорина, некогда служившего в КГБ («Вид на убийство» 1985);
– Ксения Онатопп, представительница криминальной группировки «Янус», в прошлом летчик-испытатель («Золотой глаз», 1995).



4. Девушки Бонда

Обычно Bond girl обладает ослепительной внешностью, быстрой реакцией; она умна, притягательна, умеет пользоваться оружием и раскованна. В большинстве картин у агента 007 две девушки. Одна из них оказывается либо жертвой обстоятельств, либо злодейской шпионкой, мимикрирующей под союзника британского шпиона. Вторая обычно становится настоящей подругой и напарницей Бонда, помогая победить злодея. Те, кто по зову сердца стали девушками главного героя либо очень воинственны, либо милые очаровательные существа, нуждающиеся в защитнике и спасителе.

До 90-х годов прошлого века все девушки агента 007 были разведены, не замужем либо вдовы. В некоторых лентах у супершпиона три девушки, а в картине «Вид на убийство» 1985 даже четыре.

Самые запоминающиеся Bond girls:

• Жительница Ямайки Ханни Райдер («Доктор Ноу» 1962). Девушка собирает и продает ракушки. Ее эффектный выход из моря в белоснежном бикини, ввел в моду подобную модель купальников;

• Программистка Наталья Симонова («Золотой глаз», 1995) красивая, милая и очаровательная. Рафинированно положительная подруга супершпиона;

• Таинственная злодейка Электра Кинг («И целого мира мало» 1999). Мастерски водила Бонда за нос. Неотразима в любой одежде, неважно это вечерний наряд или пеньюар;

• Джинкс, настоящее имя Джасинта Джонсон, коллега Бонда из США («Умри, но сейчас» 2002). Появилась из морских волн в оранжевом бикини а-ля Ханни Райдер;

• Веспер Линд - злодейка, перешедшая на сторону Бонда («Казино «Рояль» 2006). Самая роковая красотка бондианы. Ей удалось невозможное: стать дамой сердца бессердечного ловеласа. Девушка спасла любимого, пожертвовав собой;

• Донна Лючия, вдова криминального авторитета Скьярры («007: Спектр» 2015). Не удостоив супершпиона даже улыбкой, покорила его своим магнетизмом.



5. Типичные штампы фильмов об агенте 007

Рассмотрим остальные клише присущие бондиане и разберем: для чего они применяются.

Агент 007 еле жив после схватки со злодеем. Он лежит без сил. Кажется, что еще мгновение и победа будет на стороне врага. Спустя несколько секунд у Бонда открывается второе дыхание, откуда-то берутся силы, он в ярости бросается в драку, и злодей погибает.

Для чего используется: демонстрация воли к победе.


Охрана сверхсекретных объектов не умеет толком стрелять и не обладает необходимыми навыками для ведения боя. Иначе как объяснить то, что эти вояки не могут одолеть одного, пусть и сверхпрофессионального Бонда, несмотря на численное превосходство. Вместе с тем, эти же солдаты показывают хорошие боевые качества в столкновениях с второстепенными персонажами.

Для чего используется: держит зрителей в напряжении, подчеркивает боевую доблесть и непобедимость супершпиона.


Бомбы, которые нужно обезвредить, всегда оборудованы таймером обратного отсчета с крупными яркими цифрами. Во время разоружения бомбы таймер все время останавливается на последней секунде. Чаще всего последняя решающая минута растягивается на 300-400 секунд. Бонд в это время выбирает: какой провод резать.

Для чего используется: для остросюжетности картины.


Когда агента 007 отстраняют от работы за самовольность или превышение полномочий, он продолжает действовать неофициально.

Для чего используется: акцентируется внимание на теме руководства, которое слишком придерживается буквы закона, не до конца вникая в детали.


В фильмах о Бонде женщины-психологи, врачи, программисты, специалисты по ядерной физике или коллеги по цеху всегда фантастически хороши собой, молоды, обладают безупречной фигурой и невероятно притягательны. Сразу понятно с кем у 007 будет роман. В жизни все наоборот…

Для чего используется: создание определенной ситуации в сюжете.


Еще никогда во время схватки Бонда со злодеем, агенту 007 не отправили помощника.

Для чего используется: для зрелищности и остросюжетности картины. Появись помощь вовремя, не было бы интриги.


Доступ на любой сверхсекретный объект британский шпион может получить, воспользовавшись системой вентиляции. Охрана даже не догадывается о том, что к ним можно залезть через вентиляционные трубы. На самом деле предотвратить шпионские поползновения до смешного просто. Стоит лишь решетку вентиляционного отверстия закрутить снаружи обыкновенными шурупами-саморезами. И тогда никакой вражеский шпион не пройдет.

Для чего используется: для Бонда непреодолимых препятствий не существует. Супершпион всегда на высоте.


Когда Бонд попадает в злодейскую ловушку, главный антагонист хвастает своими планами. 007 в это время делает все, чтобы освободиться из западни. Наконец, шпион достигает своей цели и без лишних разговоров точным выстрелом или мощным ударом убивает противника, пока есть возможность. Потому что другого случая может и не быть.

Для чего используется: обыгрывается неубиваемость британского шпиона. Почти все главные злодеи несостоявшиеся театральные актеры, жаждущие внимания публики или психически неадекватные люди.


Обезоруженный и связанный Бонд заперт злодеем в подсобке или в сарае или в камере. Агент 007 выбирается из ловушки вопреки ожиданиям противника.

Для чего используется: для нагнетания драматизма и остросюжетности фильма.


Антагонистов отбрасывает выстрелами на несколько метров назад. Британский шпион же после выстрела продолжает стоять, как ни в чем не бывало. Согласно законам физики, на стреляющего и его жертву действуют одинаковые, равные по величине силы. То есть стрелка должно отбросить назад с силой равной той, которая откинула назад его жертву.

Для чего используется: пренебрежение законами физики в угоду зрелищности постановки.


Если Бонд сражается с противником в полете, то негодяй обязательно упадет с высоты. Нужно лишь этого дождаться.

Для чего используется: картина о Бонде должна быть зрелищной.


Если недалеко от места погони есть водоем, туда эффектно нырнет один из автомобилей.

Для чего используется: без зрелищности никуда.


Агент 007 безупречно сложенный шпион с магнетическим взглядом в идеально сидящем смокинге. В арсенале Бонда безлимитная кредитная карта; самые продвинутые и навороченные гаджеты и автомобили; лицензия на убийство или неубийство; мегатонное обаяние, перед которым не устоит ни одна женщина; способность спасать мир от любой опасности.

Для чего используется: Обыгрывается архетип «мужчина мечты»: мужчины мечтают быть на него похожи, а женщины отчаянно жаждут быть с ним.



Причины популярности картин об агенте 007

Каждый относится к бондиане по-своему, однако кассовые сборы и долгая жизнь франшизы (чуть более полувека) свидетельствуют о популярности подвигов британского шпиона у большинства зрителей. В основе фильмов о Бонде лежит единая сценарная концепция. Ее используют от одной картины к другой, меняя события, темы, героев, локации и т.п. Сюжет фильма разворачивается вокруг супершпиона Джеймса Бонда и злодея, угрожающего всему человечеству. Уничтожение антагониста становится главной задачей агента 007. Несмотря на такую вроде бы предсказуемость, каждая новая серия об агенте 007 по-прежнему захватывает, не давая оторваться от экрана. Этому есть несколько причин.

Во-первых, создатели франшизы смешали коктейль из страстных желаний зрителей: неотразимого, бесстрашного и непобедимого шпиона; ослепительных женщин; фантастических гаджетов и автомобилей; коварных и могущественных злодеев, угрожающих человечеству; иронии и остроумия; национально-ландшафтно-культурного многообразия; приключений и авантюризма. Пренебрегая законами физики, им удалось создать стильную, атмосферную, интригующую, культовую сказку для взрослых.

Во-вторых, Джеймс Бонд не супермен, наделенный сверхспособностями, а обычный человек. Однако, его дни наполнены жизнью и драйвом. Каким бы безнадежным ни было положение, он всегда побеждает. Агент 007 посвящен в тайные цели мировых «кукловодов» и их марионеток, он в теме происходящего в «мировом закулисье». Его образ жизни – это олицетворение шаблонной красивой жизни, о которой мечтает большинство людей.

В-третьих, фильмы о супершпионе с лицензией на убийство – это зрелищные остросюжетные постановки, которые изобилуют экшн-сценами и все время держат в напряжении.

В-четвертых, создатели картин о Бонде умеют создать вселенную, идеально отвечающую духу своего времени. Эти фильмы способны многое рассказать об эпохе, в которую они снимались.

С одной стороны, мир кино – это мир иллюзий и волшебства, где клише уместные кинематографические приемы, благодаря которым фильмы выглядят зрелищно и эффектно. Если кинокартины лишатся своих штампов, мы увидим обычную жизнь, наблюдать которую можно в любом реалити-шоу.

Применяя клише, создатели фильмов беспроигрышно завладевают вниманием зрителей, благодаря использованию психологических стереотипов. Зритель идентифицирует себя с понравившимся ему героем. Режиссеры, зная об этом, стараются, чтобы такое отождествление было приятным и несложным. Так как большинство людей аналогично представляет легкое и приятное, то и картины для них выпускают схожие. Зрителя возмущает не столько применение клише, сколько их очевидность. Можно ведь нестандартно представить где-то уже использованный прием. С другой стороны, неуемная приверженность к штампам и их заметность искажает замысел автора, не позволяя говорить об оригинальности картины.

В фильмах о британском шпионе, как в сказках, четко разграничено черное и белое, добро и зло. Здесь нет полутонов, есть канонически положительные и утрированно отрицательные герои. Если девушка героя, то королева, если проигрывать, то миллионы. Если злодей, то подлец, мерзавец и ничтожество. Если герой, то абсолютно неотразим. Любые взрывы по воздействиям и масштабам разрушения подобны ядерным, в перестрелке агент 007 одной очередью уничтожает два-три десятка негодяев. Эти клише можно считать условностями и правилами, которые стали частью мифа о непобедимом шпионе британской разведки с его гламурной гипертрофированной джеймс-бондовской реальностью. Можно сколько угодно придираться к сюжетным поворотам бондианы из-за отсутствия реализма. Так же можно цепляться к «Красной Шапочке» из-за несоответствия действительности. Однако этого не происходит, потому что всем понятно, что «Красная Шапочка» – это сказка, а не «Список Шиндлера».

Негласное правило шпионской франшизы говорит: картины о Джеймсе Бонде это не фильмы про реальность. Кого в «Индиане Джонс» интересуют законы физики при воздействии посоха Ра или Ковчега Завета? В фильмах об агенте 007 упор делается на остросюжетность, зрелищность, интригу, драматизм и атмосферность.

Джордж Лукас считает, что не нужно бояться применять клише, ведь в штампы они превратились только потому, что эти приемы и методы отлично работают. По мнению его коллеги Джеймса Кэмерона, использование клише тоже не является преступлением. Дело в том, что эти режиссеры подают штампы в окружении большого количества новых идей, так что давно заезженные приемы воспринимаются зрителем как что-то новое. Так что, бондиана живет и здравствует по сей день, а «Не время умирать» остается одной из самых ожидаемых премьер 2021 года.




Топ-5 гаджетов 007, опередивших время

• Потрясающе начиненный мобильник (для 1997 года) Ericson, оборудованный:
– сканером отпечатков пальцев;
– вторым экраном и сенсорной панелью;
– дистанционным управлением автомобилем;
– функцией мощного электрошокера.

• Умные часы, которые:
– могут принимать смс и выводить их на экран гаджета;
– умеют вскрывать замки;
– обладают функцией лазера и взрывчатки;
– могут измерять радиацию.

• Умное кольцо, позволяющее:
– удаленно управлять игральными автоматами в злачных местах;
– разнести на кусочки бронированное стекло.

• Портфель, содержащий:
– 20 боевых патронов;
– метательный нож;
– снайперскую винтовку, позволяющую видеть в темноте;
– слезоточивый газ, применяемый по необходимости.

• Очки с функцией рентгеновского сканера для обнаружения оружия под одеждой.




Автомобили агента 007

Чаще всего в качестве машины Бонда использовались Aston Martin и BMW, реже Ford, Bentley, Toyota, Lotus, Sunbeam (с 1978 года этот бренд перестал существовать).

Автомобили 007 практически всегда укомплектовывались необходимым шпионским боевым арсеналом, куда в разные времена входили:
– ракеты у передних фар;
– радар;
– бронированный кузов и стекла;
– система самоуничтожения;
– дистанционное управление машиной;
– функция невидимости;
– пулеметы над крышей;
– катапульты;
– металлический резак;
– ракетные установки, прицеливающиеся по тепловому лучу;
– ветровое стекло с функцией компьютерного монитора;
– дымовая завеса.


Борис Миленский

13 июня 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru