8 плохих боевиков, которые стали культовыми

Thu, 02 May 2024 17:36:43 +0300 Thu, 02 May 2024 17:36:43 +0300

Лавры для неидеального кино

8 плохих боевиков, которые стали культовыми

Лавры для неидеального кино

Если оглянуться на историю жанра боевиков, мы увидим, что ряд весьма известных картин с позиции искусства кино не выдерживает никакой критики – и сюжет в них дыряв, и с логикой беда, и персонажи картонные. Однако, так сложились звезды на небе, что, при всей своей второсортной сущности, эти фильмы затронули струны в душах зрителей. Ошеломили боевыми сценами или продемонстрировали в ряде моментов удивительную атмосферу. Сегодня мы изучим именно такие произведения – действительно «плохие» боевики, которые, тем не менее, заслужили культовый статус.


8. Каратель / The Punisher (1989)

За экранизацию известных комиксов (первые графические новеллы с участием Карателя вышли в 1974 году) отвечал Марк Голдблатт. Хотя режиссеру выдали неплохой по меркам тех лет бюджет ($9 млн.), пригласили на главные роли Дольфа Лундгрена (засветившегося до этого в «Рокки 4», а после снявшегося еще в нескольких проектах) и обладателя «Оскара» Луи Госсет мл., картина не смогла отделаться от «печати В-класса». История полицейского Фрэнка Кастла, который потеряв семью, решил во что бы то ни стало расправиться со 125 негодяями, подана исключительно пафосно – но абсолютно нелогично, банально, глупо и заштампованно. Как говорится, за сценарий – твердая «двойка». А вот чем силен «Каратель» – так это образом главного героя. Лундгрен излучает настоящий ужас, а вместе с прекрасной музыкой психологическое воздействие ленты к финалу достигает пика. Вот и секрет полученного сильно впоследствии культового статуса – ведь кинопроката лента добилась во всем мире, но только не в США.



7. Большой переполох в маленьком Китае / Big Trouble in Little China (1986)

У фантастического боевика «Большой переполох в маленьком Китае» были все слагаемые для успеха в прокате – и обласканный критикой Джон Карпентер, которого пригласили в режиссерское кресло, и уже сильно раскрученный Курт Рассел в главной роли, и размашистый сюжет, объединяющий целую обойму жанров. Увы, история о том, как водитель грузовика погружается в самые пучины ада, исследуя китайский квартал в Сан-Франциско, на момент выхода совсем не приглянулась зрителям (при бюджете в $25 млн. касса достигла $11 млн.) – что совсем не сыграло на руку всем участникам творческого процесса. Однако, спустя годы, лента добилась успеха на видео – ценят её и сегодня, считая отличным примером неряшливой, но одухотворенной и смелой постановки.



6. Без вести пропавшие / Missing in Action (1984)

Вряд ли Джозеф Зито замахивался на шедевр – клишированное развитие событий в «Без вести пропавших» не могло удивить зрителей в 1984 году, а сейчас основная линия картины и вовсе вызывает улыбку (судите сами – ветеран войны во Вьетнаме Джеймс Брэддок, который прибывает во Вьетнам с комиссией, решает сам спасти тайных заключенных). Однако, точным попаданием в цель для картины стало приглашение Чака Норриса на главную роль – его суровый образ врезался в память, а несчастные $2,5 млн. бюджета ленты превратились в $23 млн. кассовых сборов.



5. Рэмбо: Первая кровь 2 / Rambo: First Blood Part II (1985)

Даже в США на момент выхода эту ленту не поругал только ленивый – обрывочный сценарий, идиотские образы антагонистов, примитивное до зубовного скрежета развитие событий. Увы и ах, вторая серия о «Рэмбо» подкупила зрителей другим – масштабом постановки. Пожалуй, впервые на столь непроработанную конструкцию выделили $44 млн. – вместе с сочетанием накачки адреналина от Джорджа П. Косматоса и напыщенного образа Сильвестра Сталлоне недостатки ленты отошли на задний план, а касса превысила $155 млн.



4. Джонни Мнемоник / Johnny Mnemonic (1995)

Как говорится «на безрыбье и рак – рыба». Именно так обстоит дело с киберпанком – так что, даже на слабую во всех отношениях постановку «Джонни Мнемоника» были возложены большие надежды. Получилось скверно – Роберт Лонго с трудом удерживает внимание зрителей, не сильно помогают в этом даже образы Киану Ривза, Такеши Китано и Дольфа Лундгрена. С другой стороны, тотальная бедность в переносе жанра на экраны сказалась тем, что произведение до сих пор помнят и любят – где, скажите ещё, вы столкнетесь с историей использования своего мозга, как временного хранилища данных?



3. МакБэйн / McBain (1991)

Фирменный почерк Джеймса Гликенхауса: много взрывов… и ничего. Именно так выглядит повесть о друзьях, которые решили навести порядок в Колумбии после гибели их друга – смешно становится уже через четверть часа после начала. С другой стороны, тут на экране присутствуют Майкл Айронсайд и Кристофер Уокен, а ультра-насилие к финалу приобретает какие-то космические обороты. Так что, фильм и сейчас выглядит вполне ярко по части своего безумия.



2. Кобра / Cobra (1986)

После коммерческого успеха «Рэмбо: Первая кровь 2» для Джорджа П. Косматоса и Сильвестра Сталлоне были открыты все двери – но господа решили, не мудрствуя лукаво, усилить и углубить накал своего прошлого «шедевра». Получилось столь же напыщенно и примитивно – зато, герой Сталлоне научился шутить! Именно юмор не дает заскучать во время просмотра этой прямой, словно рельса, истории, а ее боевые сцены, поставленные весьма изобретательно, и обеспечили картине культовый статус.



1. Коммандос / Commando (1985)

Как ни крути, но Марк Л. Лестер – бездарный режиссер, Стивен Е. де Соуза – плохой сценарист, а Арнольд Шварценеггер – тогда еще слабый актер (в 1985 году он еще не вышел из образа «Терминатора» и даже не научился хорошо говорить по-английски). Почему же все до сих пор помнят историю Джона Матрикса, вынужденного сражаться за жизнь своей дочери? Наивность постановки и ура-бравада доходят о своего мысленного передела и полностью отключают мозги – перед нами тот случай, когда хочется окунуться в сказку и поверить в невозможное. Форма в картине полностью определила стиль и подарила миру одного из самых ярких героев боевиков на многие годы вперед.


Борис Миленский

20 мая 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru