10 шокирующих фильмов, которые могут повлиять на восприятие мира
Thu, 02 May 2024 17:34:54 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:54 +0300На грани дозволенного
10 шокирующих фильмов, которые могут повлиять на восприятие мира
На грани дозволенного
Нередко творцы балансируют на лезвии бритвы – в попытках добиться от зрителя сопереживания они бьют его наотмашь и погружают в пучину действия, которая может навредить психике. Мы собрали для вас подборку таких «резких» и не стесняющихся в киноязыке шедевров – значимых и очень сильных картин, оцененных уже впоследствии. На старте же проката произведения заслужили неоднозначные оценки критики и зрителей, или запреты в ряде стран. Итак – «кино 18+».
10. мама! / mother! (2017)
Даррен Аронофски любит пройтись по грани и довести зрителя до исступления – но в случае с лентой «мама!» режиссер превзошел сам себя. Собрав блестящий актерский ансамбль (Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер), он нарисовал гротескную аллюзию на библейский сюжет – вообще не стесняясь ни в выражениях, ни в средствах воздействия на зрителя. Безмятежную жизнь супругов нарушают незваные гости, далее всё катится по наклонной (или идет по циклу?), а шокирующий финал картины действительно сложно вынести. Еще сложнее понять, что же хотел сказать маэстро; тем не менее, картина навсегда врезается в память – её шокирующий язык каленым железом выжигает отпечаток в памяти.
9. Экстаз / Climax (2018)
Да-да от Гаспара Ноэ в рейтинг войдет не банальная «Необратимость» (сюжета которой хватит лишь на короткометражку), а «Экстаз» с Софие Бутеллой и Роменом Гийермиком в главных ролях. Это куда более сложное произведение закручивает пружину действия с каждой минутой и погружает зрителя в настоящий транс. Прощальная вечеринка выпускников академии современного танца (срежиссирован был только начальный танец, всё остальное показанное в ленте – импровизация) превращается в болезненную эйфорию – состояния людей в картине переданы гиперреалистично, а чудовищная развязка вполне способна довести до нервного срыва. На первых показах многие зрители покидали залы.
8. Клык / Kynodontas (2009)
Настоящее безумие от Йоргоса Лантимоса – «Клык» с Кристосом Стергиоглоу и Мишель Вэлли не похож ни на какое другое кино. Герметичное существование семьи, скрывшейся за огромным забором и полностью изолировавшей себя от мира (даже пролетающие самолеты герои называют игрушечными, а изъясняются на своем собственном наречии). Идиллия нарушается, когда единственного человека, который вхож в дом извне, Кристину, сводят со старшим сыном – тогда это болезненный мир начинает трещать по швам и превращается в кровавую баню.
7. Бивень / Tusk (2014)
Кевин Смит сначала создавал подкасты на эту шизофреничную тему, после проводил голосования среди фанатов – надо ли снять такое кино. Увы и ах, на выходе маэстро получил тонну «помидоров» и бегство людей из кинотеатров – концентрированное уродство (синтез человека с моржом) мало кого привлекло. С позиции сегодняшнего дня нельзя не отнять режиссерской смелости – этот дикий трип о поисках серийного убийцы с Майклом Парксом и Джастином Лонгом, конечно, многое потерял от отказа Квентина Тарантино снятся в главной роли, но и в таком виде кажется примером гротеска.
6. Нимфоманка / Nymphomaniac (2013)
Самый «смелый» фильм Ларса фон Триера – пять с лишним часов поисков себя, разбитых на две части. Критики во мнениях разошлись, кто-то хвалил автора за отсутствие сантиментов и яркость подачи, кто-то ругал за монотонность повествования. Зрители, также, в сильном восторге не остались – обещанная «клубничка» выглядела на экране весьма мерзко, словно режиссер задумал читать морали, а посыл картины так и остался непонятым. Снимись в главной роли Николь Кидман, как и было изначально задумано, быть может, ленту бы ждал более теплый прием – а так она осталась в памяти «шок-экспериментом», хоть и весьма мастерским. С сюжетом Триер работать умеет – и держать в напряжении тоже.
5. Сырое / Raw (2016)
Атака на современные нормы от Джулии Дюкорно – на премьерных показах люди падали в обмороки, а число разгневанных отзывов зашкаливало. Итак, обучающая в ветеринарной школе вегетарианка следует традиции заведения – исполняет ритуал поедания сырого мяса. Увы и ах – это пробуждает в ней настоящую «жажду плоти», так что, дальнейшие события кажутся филиалом ада на Земле.
4. Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi (1972)
Всю свою мощь Бернардо Бертолуччи в «Последнем танго в Париже» сконцентрировал на ощущении ускользающей красоты и времени, которое не щадит никого. Тандем Марлона Брандо и Марии Шнайдер на экране излучает настоящую «химию», но на деле актриса пережила серьезнейшую психологическую травму на площадке, а Марлон Брандо после выхода ленты перестал общаться с Бертолуччи. Ровно такие же ощущения может получить зритель к финалу саги – при всей своей аскетичной сюжета «паровой каток» удался на славу. Ну а про сцены страсти уже сказано столько, что добавить или убавить к этому нечего.
3. Забавные игры / Funny Games (1997)
Манипулятивный шедевр Михаэля Ханеке. «Забавные игры» изобилуют ружьями, развешенными на стенах – они стреляют точно в нужный момент и к финалу доводят до истерики. Это холодное, отстраненное повествование о конфликте семьи и молодых «отморозков» демонстрирует звериную жестокость – но куда страшнее оно оказывается с психологической стороны. На пресс-показах из зала выходили даже именитые режиссеры, сочтя показанное в картине переходящим все границы дозволенного.
2. Дьяволы / The Devils (1971)
Забаненный во многих странах фильм Кена Рассела – наглядное описание человеческих пороков. Пронзенное ужасом полотно с Ванессой Редгрейв и Оливером Ридом яростно нарушает все каноны и запреты – Людовик XIII, кардинал Ришелье и другие известные фигуры играют в свои игры на фоне войны католиков с гугенотами, постепенно теряя все человечески черты и превращаясь в какие-то дикие клубки страстей. Если вы хотите испытать настоящий ужас – добро пожаловать.
1. Убийство священного оленя / The Killing of a Sacred Deer (2017)
Йоргос Лантимос, вроде бы, и не заливает экран реками крови – но к финалу «Убийство священного оленя» буквально выворачивает зрителя наизнанку. Психологическая игра в картине выстроена отменно, Колин Фаррелл и Николь Кидман блистают в своих ролях, а смоделированное из древнегреческого мифа о царе Агамемноне произведение предлагает уникальный накал страстей. Жизнь семейства кардиохирурга Стивена летит под откос, но принять правду, почему это происходит, герой не в силах.