10 малоизвестных, но ярких ролей Армена Джигарханяна
Wed, 11 May 2022 21:07:35 +0300 Wed, 11 May 2022 21:07:35 +0300Десять из трехсот пятидесяти
10 малоизвестных, но ярких ролей Армена Джигарханяна
Десять из трехсот пятидесяти
По мнению счетоводов, Армен Джигарханян является самым востребованным актером в истории нашей страны – его фильмография насчитывает более 350 картин. Выбирать лучшие и худшие из них – занятие пустое, но мы взяли на себя смелость напомнить вам о некоторых ярких, но забытых ролях этого гениального актера.
Артем Манвелян – “Здравствуй, это я!” (1965)
Хорошо известно, что дебютной картиной для Армена Джигарханяна стал “Обвал” 1959 года, но по-настоящему разгорелась будущая звезда только к середине 1960-х. В драме “Здравствуй, это я!” молодой актер уже выступал в главной роли, а компанию на экране ему составляли великолепный Ролан Быков, фантастическая Наталья Фатеева и обворожительная Маргарита Терехова, впервые попавшая в большое кино. Картина о физиках, которым не чуждо человеческое, даже стала участницей Каннского кинофестиваля.
Д’Артаньян – “Двадцать лет спустя” (1971)
Экранизация романа Дюма “Двадцать лет спустя” была снята для телевидения, поэтому правильнее называть ее телефильмом или, как модно сегодня, минисериалом, но обойти стороной ее просто невозможно – Джигарханян сыграл здесь... Д’Артаньяна! И это еще не все причины для удивлений – в этой же ленте Вениамин Смехов сыграл Арамиса, а Игорь Старыгин – виконта де Бражелона. К сожалению, до нашего времени запись эта не дожила, и нам остается лишь удивляться тому, насколько неисповедимы актерские дороги.
Шантажист – “Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж” (1972)
Вышедшие в начале 1970-х серии уникального советского детективного проекта “Следствие ведут ЗнаТоКи” неслучайно называют лучшими – именно здесь истории имели крепкую детективную интригу, а у отрицательных персонажей была ощутимая харизма и нетривиальные мотивы. Именно в таком фильме – в шестой картине “Шантаж” – ярко сверкнул Армен Джигарханян, сыгравший заглавного вымогателя и афериста, выполняющего задания мафии, опутавшей Советский Союз от столицы до сибирских приисков.
Митрополит Феопемпт – “Ярославна, королева Франции” (1978)
Для большинства зрителей Игорь Масленников – это создатель знаменитых советских Холмса и Ватсона. Но не одними только детективами славен этот режиссер, он же снял и одну из масштабнейших исторических драм в истории советского кино – “Ярославну, королеву Франции”. Грандиозная постановка собрала множество ярчайших актеров, от Караченцова до Ливанова, но Армен Джигарханян и тут не оказался в тени. Митрополит в его исполнении внушает трепет не только остальным персонажам, но и зрителям.
Дино Кьярелли – “Никколо Паганини” (1982)
Четырехсерийную историческую драму “Николо Паганини” сложно назвать остросюжетной или энергичной постановкой, но отчего-то ее просмотр всегда захватывал у зрителей дух, а за судьбой гениального итальянского скрипача публика следила так, словно это какой-то супергерой. Очевидно, все дело в уникальной харизме занятых в проекте актеров. Джигарханян здесь взял на себя сложнейшую роль старинного друга заглавного героя, слишком религиозного для того, чтобы поверить в невероятный талант Паганини – на их противостоянии во многом построен сюжет.
Атаман Хасан – “Али-Баба и сорок разбойников” (1983)
У музыкальной картины “Али-Баба и сорок разбойников” интересная судьба – она появилась из... музыкального спектакля, выпущенного на грампластинке. Веселая восточная комедия с песнями в исполнении прекрасных артистов так понравилась публике, что авторы решили сначала поставить по ее мотивам спектакль, а затем и отснять телефильм. Во всех трех версиях исполнителем роли предводителя разбойников стал Армен Джигарханян – его глубокий бархатный голос завораживал и притягивал к себе внимание слушателей и зрителей.
Миллиардер Стоун – “Конец света с последующим симпозиумом” (1987)
Последнюю работу режиссера Татьяны Лиозновой политический детектив “Конец света с последующим симпозиумом” постигла страшная участь – снятый накануне окончания “холодной волны” он из-за потепления в отношениях СССР и США оказался неактуальным, неуместным. В результате талантливая трехсерийная антивоенная постановка с десятком прекрасных артистов в кадре отправилась в запасники. Армен Джигарханян в фильме играет ведущую роль миллиардера, желающего остановить угрозу ядерной войны, которой грезят генералы.
Капитан Лебядкин – “Бесы” (1992)
Один из наиболее значимых романов Федора Достоевского “Бесы” экранизировали без малого десяток раз, и хотя современная публика в первую очередь вспоминает об одноименном сериале Хотиненко 2014 года, мы обращаем ваше внимание на картину Игоря Таланкина, снятую в 1992-м. Возможно, именно атмосфера “лихих 90-х” наложила на картину свой отпечаток, но эти “Бесы” получились особенно тревожными и трагичными. Джигарханяну в фильме досталась роль “маленького человечка” Лебядкина, но артист такого масштаба и здесь возвышается глыбой.
Саладин/Ширкоф – “Ричард Львиное Сердце” (1992)
Советские и российские постановки о драматических событиях в средневековой Европе часто выглядят смешно и нелепо, но приключенческая лента “Ричард Львиное Сердце” безусловно заслуживает зрительского внимания. Вольная экранизация произведений Вальтера Скотта о крестовых походах выполнена с большой любовью к героям и актерам, и потому смотрится на одном дыхании. Армен Борисович украсил ленту сразу двумя ролями – Джигарханян играет и египетского султана, и мавританского сарацина, попавшего в стан короля Англии.
Санчо Панса – “Дон Кихот возвращается” (1997)
Пародийный фарс Василия Ливанова “Дон Кихот возвращается” – забытое кино, которое не нашло своего места в зрительских сердцах ни в 1990-х, когда было снято, ни сейчас, когда большая часть создателей картины уже покинула этот мир. Переосмысленный образ мечтателя в рыцарских доспехах, воплощенный в кадре самим Ливановым, не привлек публику, зато многим понравился обаятельный Санчо, которого сыграл Джигарханян. Последний с этим фильмом вернулся в мир Сервантеса – в 1980-м Армен Борисович успел отметиться в эпизодах в “Дульсинее Тобосской”.