10 советских фильмов, сюжет которых сложно понять сегодняшней молодежи
Thu, 02 May 2024 17:34:56 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:56 +0300Ушедшая эпоха…
10 советских фильмов, сюжет которых сложно понять сегодняшней молодежи
Ушедшая эпоха…
Мы привыкли считать советский кинематограф искусством самой высшей пробы. Но прошло ли кино того периода испытание временем? Остались ли понятны новому поколению темы и сюжеты картин прошлого? Смешат ли молодежь те шутки? Трогают ли те проблемы? Здесь мы собрали несколько примеров того, как хорошие советские фильмы оказались далеки от сегодняшнего дня.
Кубанские казаки (1949)
Строго говоря, как и многие другие картины Ивана Пырьева, “Кубанских казаков” всерьез не воспринимали даже сами советские зрители – во второй половине ХХ века стало понятно, что подобная показуха могла воодушевлять только самых наивных. Но с высоты века XXI такие ленты и вовсе смотрятся дико – что это за странные социалистические соревнования между колхозами? Почему в отношения между людьми вмешиваются руководители предприятия? Как можно выбирать жениха по результатам скачек? Так много вопросов и так мало ответов...
Два билета на дневной сеанс (1966)
Даже сама завязка детективной истории, рассказанной в картине “Два билета на дневной сеанс”, сегодня вгоняет в ступор. В 2020 году невозможно объяснить молодым, что полвека назад посещающий кинотеатр в рабочее время человек мог вызвать подозрение правоохранительных органов. Да и дальнейший криминальный сюжет на текущий момент уже не выглядит особенно противозаконным – кто-то зарабатывает перепродажей, кто-то вынужден прятать украшения и золото, кого-то общество маргинализирует из-за желания жить лучше. Странные времена.
Премия (1974)
Не слишком популярный, но активно воспроизводимый в СССР киножанр “производственной драмы” породил немало жутких монстров, которые даже закаленный советский зритель смотрел только по партийной разнарядке. Впрочем, были в этом направлении и хорошие картины, правда они устарели, как только страна перешла на капиталистические рельсы. Терзания, например, героев фильма “Премия” сегодня объяснить сложно – здесь несколько работяг спорят, принимать ли им вознаграждение, обещанное за перевыполнение плана. Наивные люди! Чего тут думать?!
Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)
Главный новогодний телехит советского и российского ТВ пестрит странностями, которые незаметны глазу тех, кому за 40, но шокирующих молодежь. Ладно, предположим, что главного героя пустили в самолет пьяным и даже паспорт не спросили. Допустим, что название улицы и номер дома привели его к схожей типичной многоэтажке в другом городе. Но попробуйте объяснить, как в двух разных квартирах у разных людей могут быть одинаковые мебель, посуда, дверные замки! А ведь в советское время это вовсе не было чем-то удивительным...
Ты – мне, я – тебе (1976)
Сатирическая комедия автора “Джентльменов удачи” Александра Серого “Ты – мне, я – тебе” в свое время смотрелась разоблачительным памфлетом, хлестко бьющим по отдельным неискорененным недостаткам советского общества. В первую очередь, авторы громили меркантильность и приземленность героев, во всем ищущих материальную выгоду. С высоты наших дней действия героя Леонида Куравлева предосудительными не выглядят – человек всего лишь умеет работать и решать проблемы. Сегодня таких называют эффективными менеджерами.
Усатый нянь (1977)
Музыкальная комедия режиссера Владимира Грамматикова “Усатый нянь” от души веселила детей и взрослых позднего СССР, но с высоты 2020-х эта картина выглядит не просто странно, она способна привести в ужас любого современного человека. Только представьте себе, начинается история с того, что герой угоняет мотороллер, и за это его намереваются отдать под суд. Однако в этот момент в дело вмешивается директор местного детского сада и... берет молодого мужчину работать с детьми и даже оставляет его ночным воспитателем. Какая жуткая безответственность!
Гараж (1979)
Даже сложно сказать, что в “Гараже” Эльдара Рязанова сегодня смотрится наиболее нелепо. Может быть, то, с каким трепетом герои относятся к своим невзрачным автомобилям? Или то, что они так горячо ратуют за постройку персональных гаражей? Да даже собрание, на котором принимается решение о лишении кого-то права иметь свою “хозяйственную постройку”, выглядит каким-то древним ископаемым. Привычного сегодня понятия “собственность” в СССР не существовало, а значит и борьба за “блага” иногда принимала гротескные формы.
Вокзал для двоих (1982)
Мелодраматическая картина Эльдара Рязанова “Вокзал для двоих” просто пестрит “анахронизмами”, которые сегодня воспринимаются с трудом. Почему герой не может добраться до своей цели не поездом, а другим способом? Что такого неприличного в торговле дынями на рынке? Почему видеомагнитофон доступен только ветерану торговли? И что это за фраза: “Скажите на кухне, чтобы в мороженое ничего, кроме мороженого, не положили. Это для Веры”? Прямо “Бойцовский клуб” какой-то, а не советская комедия про внезапную влюбленность...
Блондинка за углом (1984)
Не станем преувеличивать, некоторые детали сюжета “Блондинка за углом” будут вполне понятны даже самым молодым зрителям – неустроенность научных работников в быту, конфликты отцов и детей, некоторая неуклюжесть интровертов. Но вот с чем миллениалам будет сложно смириться в своей голове, так это с тем, как в картине продемонстрирована проблема дефицита. Одни только слова героини про то, что “Коммунизм – это когда у каждого в стране есть свой знакомый мясник”, уже вводят в ступор, а уж вся остальная подноготная торговли и подавно.
Самая обаятельная и привлекательная (1985)
С одной стороны, в фабуле лирической комедии “Самая обаятельная и привлекательная” нет ничего недоступного современным молодым – в конце концов, никому не хочется провести жизнь в одиночестве, и поиск половинки остается актуальной задачей для любого поколения. А вот способы, которыми Надя Клюева добивается расположения коллеги-красавца, сейчас смотрятся дико. Что это за примерка джинсов, угощение домашними пирогами и отмачивание ластика в керосине? В чем проблемы? Подошла, взяла за руку и уверенно сказала: “Мой!”