12 лучших советских сериалов и многосерийных фильмов

Thu, 02 May 2024 17:35:18 +0300 Thu, 02 May 2024 17:35:18 +0300

При показе которых улицы пустели

12 лучших советских сериалов и многосерийных фильмов


При показе которых улицы пустели

В СССР не было не только секса, но и сериалов, однако последнее зрителям заменяли многосерийные телевизионные художественные фильмы, в которых авторам давалось больше времени на раскрытие характеров и обстоятельств, чем в кинокартинах. Лучшие советские многосерийные ленты мы собрали сегодня в своем спорном, но всеобъемлющем топе.


12. Люди и манекены (1974)

Современному зрителю сложно представить себе телевидение без круглосуточных юмористических каналов, но в СССР потехе, согласно пословице, выделялся только час, а потому развлекательные программы были нечастыми гостями эфира. Кроме передач “Вокруг смеха” и “Кабачок 13 стульев”, посмеяться предлагалось над четырехсерийным спектаклем Аркадия Райкина “Люди и манекены”. В нем разыгрываются миниатюры Жванецкого, Измайлова и других авторов силами актеров Ленинградского театра – зрителей это шоу приводило в восторг.


11. Гостья из будущего (1984)

Пятисерийный детский фантастический фильм “Гостья из будущего” – это настоящая святыня для тех, кто родился в СССР, и именно поэтому в штыки воспринимаются любые попытки снять ремейк этого мини-сериала. Здесь есть все, чем можно увлечь школьника: дружба, приключения, космические пираты, светлое будущее, роботы и бластеры. Исполнительница роли Алисы стала мечтой для миллионов мальчишек, а фантастикой Кира Булычева стали зачитываться даже девочки. Подлинный алмаз детского советского кино.


10. Противостояние (1985)

Если уж сейчас мы постоянно возвращаемся к теме Великой Отечественной войны, то полвека назад это и вовсе была горячая тема, и далеко не один советский фильм и сериал был посвящен борьбе с нацистскими недобитками, скрывающимися от правосудия. Детективный шестисерийный телефильм “Противостояние” начинается с обнаружения тела и разворачивается в масштабную драму с погоней за изменником Родины, получившим подготовку в немецкой разведшколе. Блестящее экранное столкновение актерских талантов Олега Басилашвили и Андрея Болтнева.


9. Вечный зов (1973)

Эпическая семейная сага “Вечный зов”, несмотря на свое название, “уложилась” в 19 серий, но даже при этом данный многосерийный фильм входит в число самых продолжительных советских телепроектов. Охватывающая эпоху от Русско-японской войны до Хрущевской оттепели история семьи Савельевых объединяет на экране такое количество героев и злодеев, что только перечисление занятых в сериале актеров займет несколько страниц. Качество постановки отмечено правительством, вручившим режиссерам Краснопольскому и Ускову Ленинские премии.


8. Батальоны просят огня (1985)

Снятый к 40-летию Победы четырехсерийный фильм “Батальоны просят огня” рассказывает о драматическом этапе Великой Отечественной войны – контрнаступлении советских войск на украинском направлении, форсировании Днепра и освобождении Киева. Мини-сериал Чеботарева и Боголюбова принято считать несколько более легкомысленным, чем эпическое “Освобождение” Озерова, но это обманчивое впечатление – при том, что размах “Батальонов” смотрится скромнее, это очень живая и трагическая история, не оставляющая равнодушным.


7. Маленькие трагедии (1979)

Еще одна юбилейная, но от этого ничуть не теряющая в качестве постановка – к 180-летию поэта Александра Сергеевича Пушкина Первая программа центрального советского телевидения приготовила эффектную экранизацию сразу нескольких произведений “нашего всего”. В трехсерийный альманах “Маленькие трагедии” вошли несколько адаптаций бессмертных стихов, разыгранные величайшими актерами того времени от Смоктуновского до Юрского, от Высоцкого до Золотухина, от Удовиченко до Белохвостиковой. Вся артистическая элита в одном кадре.


6. Два капитана (1976)

Приключенческий роман писателя Вениамина Каверина уже был однажды экранизирован в далеком 1955 году, но история полярников безусловно заслуживала куда большего хронометража, чем стандартные 90 минут. “Бороться и искать” взялся режиссер Евгений Карелов, его шестисерийная телеэпопея дает героям впятеро больше пространства для демонстрации чувств и стремлений. Именно благодаря этой умело разыгранной постановке, многие мальчишки того времени оценили подлинную силу дружбы, любви и преданности.


5. Большая перемена (1972)

В момент выхода в среде актеров четырехсерийная комедия “Большая перемена” считалась чем-то проходным, незначительным и недостойным внимания, многие приглашенные звезды от съемок отказывались, и даже сами участники этого большого спектакля впоследствии отзывались о нем скептически. Но зрителя не обманешь – Ганжу и Леднева они готовы смотреть запоем в любые праздничные выходные, а Нестор Петрович в исполнении Михаила Кононова стал едва ли не образцом педагога, одновременно крепким профессионалом и близким другом учеников.


4. 12 стульев (1976)

Спорить о том, чья экранизация бессмертной книги Ильфа и Петрова, Гайдая или Захарова, лучше – занятие бесперспективное. Две постановки имеют и свои очевидные плюсы, и свои ничуть не менее понятные минусы, а участвовавшие в обеих версиях сразу десять актеров и вовсе вносят сумятицу в любые построения. Но сегодня мы выбираем не лучший фильм, поэтому четырехсерийные “12 стульев” Марка Захарова занимают у нас почетное место, уступив лишь медалистам. Этот телефильм – ровно то зрелище, которое всегда с успехом идет на телеэкране.


3. Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (1979)

Строго говоря, советский “Шерлок” не задумывался как сериал – режиссер Игорь Масленников увлекся постановкой первого двухсерийного фильма, желая рассказать о живых и эмоциональных взаимоотношениях двух заглавных героев. И лишь после того, как на экраны вышли “Знакомство” и “Кровавая надпись”, а студию завалило письмами с просьбами о продолжении, проект стал многосерийным. Всего с Ливановым, Соломиным и Зеленой вышло пять фильмов, и это, возможно, лучшее, что сняли в СССР по мотивам зарубежных классиков.


2. Семнадцать мгновений весны (1973)

Среди героев анекдотов Штирлиц делит первую строчку с Чапаевым и Вовочкой, но если первый является реальным историческим лицом, а второй – собирательным образом, то для героя фильма, советского разведчика в тылу врага, такое народное признание – лучший показатель успеха военно-политического триллера “Семнадцать мгновений весны”. Как ни странно, для советского человека стали родными даже показанные в 12-серийной ленте нацисты: Мюллер, Шелленберг и даже Гиммлер для нас теперь навечно выглядят так, как в “Мгновениях”.


1. Место встречи изменить нельзя (1979)

Сегодня в это невозможно поверить, но после своего выхода на экраны детективная драма “Место встречи изменить нельзя” не получила ни одного приза, премии или награды. Даже Владимир Высоцкий был удостоен Государственной премии СССР только после смерти. Но всю эту скупость официоза с лихвой окупает народная любовь. При всей сложности и угловатости характеров двух ведущих персонажей этого пятисерийного фильма Жеглов и Шарапов остаются подлинными героями эпохи, настоящими мужчинами и образцовыми работниками милиции.


Евгений Ухов

25 ноября 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru