Крутые отечественные триллеры 90-х

Thu, 02 May 2024 17:37:27 +0300 Thu, 02 May 2024 17:37:27 +0300

Которые вы могли пропустить

Крутые отечественные триллеры 90-х


Которые вы могли пропустить

Поклонники боевиков и триллеров считают 1990-е годы золотым временем этих жанров. Но ориентируются они скорее на Голливуд, а что творилось в это время с переходящим из состояния “советский” в “российский” отечественным кинематографом? Вспоминаем наши самые крутые триллеры из “лихих 90-х”.

Сатана (1990)

Лента с незамысловатым названием “Сатана” режиссера Виктора Аристова – едва ли не последняя советская картина, отмеченная призом большого европейского кинофестиваля, автор получил за нее берлинского Серебряного медведя. Критиков впечатлило то, насколько точно Аристов сформулировал на экране безумную концентрацию зла в обществе. Среди его героев нет положительных персонажей, а сопереживать получается только мертвым, и криминальный триллер, строящийся вокруг похищения, выкупа и убийства – лишь фон надвигающегося мрака.

Лох – победитель воды (1991)

Легкомысленное название фильма “Лох – повелитель воды” не должно вводить вас в заблуждение. Под ним скрывается весьма любопытный остросюжетный фильм, сочетающий в себе элементы триллера и авантюрного приключения. Сюжет картины соответствует духу времени – главный герой проигрывает в неравной схватке с криминалом один важный бой, но он не согласен проигрывать всю войну целиком, а потому готовится мстить самыми жестокими и экзотическими способами. Голливудские лекала на российской кинопленке.

Прикосновение (1992)

Картина “Прикосновение” режиссера Альберта Мкртчана многие называют “первым российским хоррором”, и это заявление не лишено оснований – фильм действительно одним из первых в новой России обращается к мистике и делает это довольно удачно. Однако, как и положено хорошему фильму ужасов, “Прикосновение” концентрируется не столько на крови, сколько на создании тревожной атмосферы, отчего превращается в крепкий триллер, в котором зритель становится свидетелем встречи героев с мрачным проявлением Зла, обладающего мощной силой.

Стрелец неприкаянный (1993)

Фильм “Стрелец неприкаянный” режиссера Георгия Шенгелии каждому зрителю раскрывается по-своему. Для кого-то это фантастическая история с путешествиями во времени, кто-то смотрит ленту как комедию, сам автор считает, что снимал мелодраму. Есть в “Стрельце” и четкие элементы триллера – герой в какой-то момент оказывается желанной целью и для бандитов, и для правоохранительных органов. А начинается все с того, что персонаж Владимира Ильина обнаруживает оставленные ему дедом советские купюры и возможность вернуться в 1960-й...

Макаров (1993)

Конечно, “Макаров” – триллер лишь снаружи, внутри это мощная драма борьбы нескольких “я”, составляющих суть одного человека, это детальное изучение того, как плохое побеждает в хорошем человеке, это метафора противостояния Добра и Зла, если хотите. И все же, триллерная обертка здесь тоже весьма впечатляющая. Обычный, скромный, ни на что не претендующий человек вдруг становится обладателем смертоносного оружия, позволяющего ему почувствовать себя новым человеком. Трудно не поддаться искушению, но плата за соблазнение будет высокой.

Научная секция пилотов (1996)

Артхаусный философский триллер “Научная секция пилотов” даже по стандартам жанра выглядит брутально-кровавым – цепочка убийств в тоннелях и на станциях метрополитена переполнена жуткими подробностями и живописно разбросанными кровавыми останками. Однако фильм правильнее относить не к хоррорам, а именно к детективам и триллерам, ведь герои ведут полноценное расследование, а эстетика фильма, хоть и концентрируется на жертвах, но оставляет простор и для осмысления происходящего. И не только в парадигме “добро против зла”.

Змеиный источник (1997)

Дебютная полнометражная картина Николая Лебедева, автора “Экипажа” и “Легенды №17”, даже маститых критиков впечатлила своей новизной и четким пониманием молодого автора о том, как делать жанровое кино. Хитроумный детектив, сценарий которого написан самим Лебедевым, в любых других руках мог посыпаться, распасться на эпизоды, но “Источник” настолько ладно скроен, что долгое время оставался образцом жанра для возрождающегося российского кино. Безусловное must see для всех поклонников триллера, даже предпочитающих Голливуд.

Мытарь (1997)

Сценарий фильма “Мытарь” Иван Охлобыстин писал “под себя”, однако постановщику ленты Олегу Фомину так понравился ведущий персонаж, что он “перехватил” образ и сам сыграл обладающего даром предвидения сборщика налогов, который приставлен к дочери бизнесмена, чтобы спасти ее от возможного покушения. Охлобыстин сплел в истории мистику, романтику и мелодраму, хотя оставил место и для триллера – герои вынуждены защищать свои жизни от убийц, преследующих девушку. Несколько наивное, но чистое кино.

Поклонник (1999)

Еще одна картина Николая Лебедева и снова с уклоном в драму. На этот раз главной героиней фильма “Поклонник” оказывается юная девушка, фактически оставшаяся сиротой и во многом предоставленная сама себе. Работая почтальоном, она обретает таинственного друга, который охраняет её и балует подарками, однако стоит героине проявить к своему поклоннику неуважение, как обнаруживается, что намерения у “друга” не так уж и чисты. Крепкое жанровое кино с массой отличных, популярных и сегодня актеров в самом расцвете их сил и таланта.

Затворник (1999)

Триллером “Затворник” в большое кино начал путь режиссер Егор Кончаловский, и если вам по душе его вышедшие позже “Побег” и “Консервы”, то и с дебютом познакомиться несомненно стоит. Сюжет строится вокруг популярного писателя, который не слишком торопится следом за другими звездами выставлять напоказ свою личную жизнь – даже его немногочисленные знакомые не знают, что творится за стенами особняка таинственного автора. За ответами на свои вопросы к писателю отправляется молодая поклонница, и ей открывается иная сторона таланта кумира...

Евгений Ухов

1 сентября 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru