100 самых значимых фильмов в истории кино – экспертиза Hi-Fi ru, часть IV
Thu, 02 May 2024 17:35:35 +0300 Thu, 02 May 2024 17:35:35 +0300Картины с 40 по 21 – настоящие шедевры
100 самых значимых фильмов в истории кино – экспертиза Hi-Fi.ru, часть IV
Картины с 40 по 21 – настоящие шедевры
Продолжаем наш «парад шедевров» – список ста самых лучших картин в истории кино. Эксперты Hi-Fi.ru отобрали для вас наиболее крутые картины, так что, есть повод проверить свои знания и выбрать, что посмотреть вечером. В нашей новой статье – ленты с порядковыми номерами от 40-го до 21-го.
40. Взвод / Platoon (1986)
Жанр – военный | Страна – США | Режиссер – Оливер Стоун | В ролях – Чарли Шин, Том Беренджер | Кассовый сбор – $138,5 млн. | Продолжительность – 115 мин.
О чем: Рядовой 25-го пехотного полка Крис Тэйлор прибывает во Вьетнам и узнает, что такое ад.
Оливер Стоун – довольно неоднозначная фигура в современном кино, но середина восьмидесятых годов ХХ века – настоящая «золотая пора» маэстро. Стоун приложил руку к отличному «Конану-варвару», а после «выстрелил» с «Сальвадором» и «Взводом». Последний оказался, наверное, самым откровенным и реалистичным фильмом о Вьетнамской войне: во «Взводе» нет метафизики «Апокалипсиса сегодня», есть только один пот, кровь и слезы. Предельно откровенное полотно, обнажающее звериный лик войны, расписано, словно по нотам – Стоун настоящий шаман.
Факт | Главную роль в картине должен был играть Эмилио Эстевес. |
Зачем смотреть: чтобы понять, что война – это зло.
39. Вампир: Сон Алена Грея / Vampyr (1932)
Жанр – ужас | Страна – Германия | Режиссер – Карл Теодор Дрейер| В ролях – Джулиан Уэст, Морис Шюц | Кассовый сбор – н/д | Продолжительность – 75 мин.
О чем: Путешественник, остановившийся в замке, видит человека, тень которого существует сам по себе.
Гротескный рубикон между черно-белым немым кино и эпохой цвета и звука от великого Карла Теодора Дрейера. Непрофессиональная актерская команда, сотканный из снов режиссера сюжет (заявленные литературные произведения «Кармилла» и «Тайна гостиницы «Парящий дракон», даже близко не относятся к повествованию ленты), микс из озвучки и карточек с текстом и, конечно же, абсолютно сюрреалистичный видеоряд. Маниакальный перфекционизм Дрейера стал притчей во языцех, но именно он помог оживить картины Босха. Застывший на грани тонкого мира шедевр.
Факт | Большинство актеров в картине – непрофессионалы, а исполнителя роли доктора режиссер нашел в парижском метро. |
Зачем смотреть: чтобы погрузиться в ужас.
38. Таксист / Taxi Driver (1976)
Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Мартин Скорцезе | В ролях – Роберт Де Ниро, Сибилл Шепард | Кассовый сбор – $28,3 млн. | Продолжительность – 114 мин.
О чем: Ветеран вьетнамской войны Трэйвис Бикл работает таксистом, видит всю грязь Нью Йорка и планирует исправить положение дел.
Важнейшая лента семидесятых годов ХХ века – выстроенный как сжатая пружина, «Таксист» Мартина Скорцезе. Помимо обличительного социального пафоса, так актуального в эпоху десятков тысяч вернувшихся с войны ветеранов, в ленте есть и магия ночного города, и удивительная арка развития персонажа и, конечно же, одна из наиболее реалистичных перестрелок в истории кино. Трансформация героя Роберта Де Ниро заслужила включения во многие учебники кино: настолько мощного погружения в образ до 1976 года просто не было. И в этом плане «Таксист» открыл новую эпоху актерской игры.
Факт | Картину должен был снимать Брайан Де Палма. |
Зачем смотреть: чтобы увидеть на что способен «обычный человек».
37. Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины / Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (2003)
Жанр – приключения | Страна – США | Режиссер – Гор Вербински | В ролях – Джонни Депп, Джеффри Раш | Кассовый сбор – $654,3 млн. | Продолжительность – 143 мин.
О чем: Корабль пирата Джека Воробья похитил его враг, капитан Барбосса.
Аттракцион, заставляющий и молодых, и пожилых снова окунуться в детство. Залихватский, искрометный, с мертвыми петлями и ветерком в ушах – «американские горки сюжета» не стихают до самых титров, антураж и спецэффекты поразительны, а образы героев уже стали каноническими. Браво. Если кто и мог снять новые приключения на уровне «Индианы Джонса» – так это Гор Вербински.
Факт | Образ Джека Воробья Джонни Депп срисовал с Кита Ричардса. |
Зачем смотреть: чтобы почувствовать себя пиратом.
36. Рокки / Rocky (1976)
Жанр – драма | Страна – США | Режиссер – Джон Г. Эвилдсен | В ролях – Сильвестр Сталлоне, Талия Шайр | Кассовый сбор – $225 млн. | Продолжительность – 120 мин.
О чем: Боксер Рокки Бальбоа никогда не отступает.
«Рокки» — это не только история несгибаемого бойца, но и описание жизненного пути самого Сильвестра Сталлоне. Буквально пробив себе дорогу на голливудский Олимп, Сталлоне сыграл абсолютно честно, открыто и откровенно: именно поэтому типично авторская история, помноженная на невероятную энергию, получила такой теплый прием у публики. Каждый мог увидеть в картине что-то свое, каждый получал настрой на будущие свершения – и каждый понимал, что отступать и сдаваться никогда не стоит.
Факт | Студия предлагала выкупить сценарий у Сильвестра Сталлоне за $150 тыс. и планировала взять на главную роль Райана О`Нила. |
Зачем смотреть: чтобы понять, что такое воля к победе.
35. Мужские разборки / Du rififi chez les hommes (1955)
Жанр – триллер | Страна – Франция| Режиссер – Жюль Дассен | В ролях – Жан Сервэ, Карл Менер| Кассовый сбор – $0,46 млн. | Продолжительность – 118 мин.
О чем: Вор Тонни готовит ограбление ювелирного магазина.
Настоящий столп криминального жанра: густой замес из колоритнейших героев, выверенных мизансцен и дикого адреналина. Безмолвная кульминация картины – пример того, что настоящий мастер всегда найдет путь к сердцу зрителя, а развязка «Мужских разборок» абсолютно гениальна в своей простоте. Из произведения выросли сотни криминальных картин, но именно оригинал до сих пор возвышается над ними, словно могучий дуб.
Факт | За всю двадцатиминутную сцену ограбления не было произнесено ни единого слова. |
Зачем смотреть: чтобы оценить мужские игры.
34. «V» значит Вендетта / V for Vendetta (2005)
Жанр – фантастика | Страна – Великобритания | Режиссер – Джеймс МакТиг | В ролях – Натали Портман, Хьюго Уивинг | Кассовый сбор – $132,5 млн. | Продолжительность – 132 мин.
О чем: В альтернативном тоталитарном будущем появляется борец за свободу по прозвищу V.
Жесткий и яростный манифест, сравнимый по мощи посыла с той же «Матрицей» – возможно, даже хорошо, что растерявшие к 2005 г. пыл Вачовские отдали свой сценарий в работу Джеймсу МакТигу. Получилось очень эффектно – момент с падением ленты домино стал уже живой классикой, а сама картина – примером того, как нужно рисовать антиутопии.
Факт | Сценарий фильма был написан Лилли и Ланой Вачовски еще до «Матрицы». |
Зачем смотреть: чтобы понять, что зло всегда возвращается.
33. Сонная Лощина / Sleepy Hollow (1999)
Жанр – фэнтези | Страна – США | Режиссер – Тим Бертон | В ролях – Джонни Депп, Кристина Риччи | Кассовый сбор – $206 млн. | Продолжительность – 105 мин.
О чем: Констебль Икабод Крэйн прибывает в поселение под названием «Сонная лощина» для расследования серии загадочных убийств, совершенных Всадником без головы.
Настоящее визуальное пиршество – пик карьеры Тима Бертона, лента, в которой отшлифована каждая деталь, жест или фраза. Смотреть «Сонную лощину» — это одновременно присутствовать в сказке, погружаться в страшный сон и скользить на аттракционе. Сценарные твисты ошеломляют, драйв, который набирает лента, сводит с ума, а от обилия деталей кружится голова. Ультимативное сказание!
Факт | Лента снята по рассказу Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной лощине» (The Legend of Sleepy Hollow, 1820). |
Зачем смотреть: чтобы оказаться в страшной сказке.
32. Три идиота / 3 Idiots (2009)
Жанр – комедия | Страна – Индия | Режиссер – Раджкумар Хирани | В ролях – Аамир Кхан, Мадхаван | Кассовый сбор – $10,7 млн. | Продолжительность – 170 мин.
О чем: Двое друзей ищут пропавшего приятеля.
Огромная продолжительность «Трех идиотов» подчинена единой цели – на фоне раздолбайских приключений героев перед нами проходит вся гамма красок, чувств и эмоций современного мира. Это смешное и грустное, умное и несерьезное, философское и глупое произведение кажется настоящей одной радости. Тех самых неподдельных чувств, которых так не хватает в цифровой реальности.
Факт | Картина поставлена по роману Четана Бхагата «Что-то из пяти пунктов» (Five Point Someone, 2004). |
Зачем смотреть: чтобы стать добрее.
31. Олдбой / Oldeuboi (2003)
Жанр – триллер | Страна – Южная Корея | Режиссер – Пак Чхан-ук | В ролях – Чхве Мин-сик, Ю Джи-тхэ | Кассовый сбор – $15 млн. | Продолжительность – 120 мин.
О чем: Бизнесмена О Дэ-cу запирают в частную тюрьму на 15 лет. Выйдя на свободу, он хочет понять, кто же ему мстил.
Финал «трилогии мести» от Пака Чхана-ука: натуралистичный, шокирующий, жесткий. Начавшись, словно мозаика сознания, гротескный видеоклип, он все глубже погружает зрителя в хаос мыслей главного героя и буквально выворачивает его наизнанку. Невероятная драка с молотком, снятая одним планом, звериная ярость финала – все это в «Олдбое» приводит к закономерной развязке. Столь же мощной и необычной, как и сам фильм.
Факт | Почти все трюки в ленте Чхве Мин-сик выполнял сам. |
Зачем смотреть: чтобы оценить прохладу мести.
30. Славные парни / Goodfellas (1990)
Жанр – криминал | Страна – США | Режиссер – Мартин Скорсезе | В ролях – Роберт Де Ниро, Рэй Лиотта | Кассовый сбор – $46,8 млн. | Продолжительность – 140 мин.
О чем: История гангстеров Генри Хилле, Джими Конвея и Томми Де Вито.
Хотя некоторые называют «Славных парней» попыткой войти воду «Крестного отца», мы не будем столь радикальны. В криминальном (современном!) жанре рядом с Мартином Скорцезе поставить просто некого – и «Славные парни», безусловно, зенит славы режиссера. Фактурные герои, крылатые фразы: каждой минуте ленты веришь, происходящее чувствуешь и ощущаешь. Жесткая правда еще никогда не была столь кинематографичной.
Факт | Произведение поставлено по роману Николаса Пиледжи «Умник» (Wiseguy: Life in a Mafia Family, 1985). |
Зачем смотреть: узнать, к чему приводит путь гангстера.
29. Лоуренс Аравийский / Lawrence of Arabia (1962)
Жанр – исторический | Страна – Великобритания | Режиссер – Дэвид Лин | В ролях – Питер О’Тул, Алек Гиннесс | Кассовый сбор – $44,8 млн. | Продолжительность – 216 мин.
О чем: История английского разведчика Т.Э. Лоуренса.
Эпический «Лоуренс Аравийский» переходит грань между обычным историческим повествованием и философским трактатом. Многомерности повествования ленты позавидуют многие современные режиссеры, а ее неувядаемый шарм очарует многих. Незабываемое приключение, гениальная роль Питера О’Тула – чем больше говоришь об этой ленте, тем меньше о ней получается сказано. Это. Надо. Видеть.
Факт | Роль шерифа Али должен был исполнять Ален Делон. |
Зачем смотреть: чтобы научиться управлять.
28. Тайна в его глазах / El secreto de sus ojos (2009)
Жанр – триллер | Страна – Аргентина | Режиссер – Хуан Хосе Кампанелья | В ролях – Рикардо Дарин, Соледад Вильямиль | Кассовый сбор – $34 млн. | Продолжительность – 129 мин.
О чем: Судебный служащий Бенхамин Эспосито расследует изнасилование и убийство, находит маньяка, отправляет за решетку – а на следующий год встречает его на свободе.
«Тайна в его глазах» охватывает огромный промежуток времени – за относительно небольшой экранный хронометраж проходят целые судьбы. Секрет картины – в исключительном внимании к деталям. Образ Бенхамина Эспосито выглядит идеально благодаря таланту Рикадро Дарина, но и остальные актеры не чуточки не сбивают планку. Это эпохальное во всех смыслах полотно кажется памятником человеческой карме. Зло остается наказанным, да так, как и не снилось даже самым изощренным мстителям.
Факт | Фильм поставлен по роману Эдуардо Сачери «Вопрос в их глазах». |
Зачем смотреть: пережить целую жизнь за экранное время.
27. Красный круг / Le cercle rouge (1970)
Жанр – криминал | Страна – Франция | Режиссер – Жан-Пьер Мельвиль| В ролях – Ален Делон, Бурвиль | Кассовый сбор – $0,4 млн. | Продолжительность – 134 мин.
О чем: Трое преступников хотят выкрасть 2 млрд. франков старыми деньгами.
Ален Делон, Бурвиль, Джан-Мария Волонте, Ив Монтан и Франсуа Перье – если бы в «Красном круге» не было сюжета, ленту все равно стоило бы посмотреть из-за такого актерского ансамбля. К счастью, сценарий в ленте идеальный – противостояние героев расписано во всех красках, а повторы и твисты ошеломляют. Настоящая классика.
Факт | Сцена ограбления была придумана режиссером в 1950 году |
Зачем смотреть: чтобы поучаствовать в детективе.
26. Солярис (1972)
Жанр – фантастика | Страна – СССР | Режиссер – Андрей Тарковский | В ролях – Наталья Бондарчук, Донатас Банионис | Кассовый сбор – $0,1 млн. | Продолжительность – 169 мин.
О чем: На космической станции, исследующей планету Солярис, начинают происходить необъяснимые явления. Для оценки проблемы на орбиту отправляется психолог Крис Кельвин.
Лучшая картина в кинокарьере Андрея Тарковского. Многоплановая фантастика, прецизионно снятая и перевернувшая с ног на голову литературную (весьма бедную в сравнении с картиной) основу Станислава Лема сегодня кажется столь же актуальной и мощной, как и в 1972 году. Вечные вопросы, поднятые в картине, будоражат душу, а пристальное внимание к финалу может перевернуть представление о ленте. Еще раз. Пересмотрите концовку. Так был ли Кельвин на станции впервые?
Факт | В роли Хари могла бы выступить как шведская актриса Биби Андерссон, так и Алла Демидова. |
Зачем смотреть: чтобы полюбить Землю.
25. Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971)
Жанр – фантастика | Страна – Великобритания | Режиссер – Стенли Кубрик | В ролях – Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги | Кассовый сбор – $26,6 млн. | Продолжительность – 137 мин.
О чем: Жизненный путь лидера подростковой банды в обществе недалекого будущего.
Исследование природы насилия от Стенли Кубрика: эстетское, хореографичное и, как обычно, изобилующее головоломками и загадками. Картина явно опередила время – после выхода ее закидали помидорами, режиссеру угрожали и лишь спустя годы причисли к классике. Что ж, этот экскурс по «темной стороне» личности сегодня кажется настоящим психоанализом, заставляет как следует пораскинуть мозгами и стать чуточку лучше.
Факт | На роли Алекса и его банды студией планировались музыканты группы The Rolling Stones, однако Кубрик забраковал этот выбор. |
Зачем смотреть: чтобы просто рассматривать каждую сцену.
24. Хищник / Predator (1987)
Жанр – фантастика | Страна – США | Режиссер – Джон МакТирнан | В ролях – Арнольд Шварценеггер, Карл Уэзерс| Кассовый сбор – $98,3 млн. | Продолжительность – 104 мин.
О чем: Элитная группа спецназа сталкивается с инопланетянином-охотником.
Просто самый крутой фантастический боевик. Ничего равного образу Хищника мир не видел, ничего равного драйву отвязной команды Датча в кино еще не было – да и с учетом нынешней пресности, уже и не будет. Жесткое мужское кино, литрами качающее адреналин, заставляющее почувствовать себя зверем – то, о чем многие истосковались в нынешней политкорректной реальности. Без сомнения, лучший фильм Джона МакТирнана и лучшая роль Арнольда Шварценеггера.
Факт | Изначально роль Хищника исполнял Жан-Клод Ван Дамм, но вскоре он покинул проект и был заменен Кевином Питером Холлом. |
Зачем смотреть: да это же лучшее воплощение пришельца в кино! О чем тут еще можно говорить?
23. 2001 год: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey (1968)
Жанр – фантастика | Страна – Великобритания | Режиссер – Стенли Кубрик | В ролях – Кир Дуллеа, Гэри Локвуд| Кассовый сбор – $57,3 млн. | Продолжительность – 149 мин.
О чем: Экипаж космического корабля «Дискавери» пытается найти внеземную жизнь.
Философское прогнозирование будущего от Стенли Кубрика. Большинство наработок ленты пугают своей прозорливостью, предупреждение об опасности искусственного интеллекта выглядит как никогда актуальным, а «эволюционный» финал завораживает. Как обычно, гений предвосхищает время и формирует тренды – что мы и видим на примере одного из самых ярких фантастических фильмов ХХ века.
Факт | Лента поставлена по рассказу Артура Ч. Кларка «Часовой». |
Зачем смотреть: чтобы увидеть эволюцию.
22. Сансет бульвар / Sunset Blvd. (1950)
Жанр – нуар | Страна – США | Режиссер – Билли Уайлдер | В ролях – Уильям Холден, Глория Суонсон | Кассовый сбор – $0,3 млн. | Продолжительность – 110 мин.
О чем: Сценарист Джо Гиллис знакомится со стареющей кинозвездой Нормой Десмонд.
Биографические слепки с реальных кинозвезд (скажем, характер Нормы Десмонд срисован с Мэй Мюррей), шекспировский накал страстей – на фоне тихого мира в «Сансет бульвар» разворачивается настоящая трагедия. Страсти кипят, образы героев кажутся живыми – если вы хотите узнать, из каких картин черпают вдохновение многие современные режиссеры, посмотрите эту ленту немедленно. Талант Билли Уайлдера неоспорим.
Факт | После выхода картины в прокат босс MGM, Луис Б. Майер, обвинил режиссера в оскорблении Голливуда. |
Зачем смотреть: чтобы заглянуть в пропасть.
21. Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979)
Жанр – военный | Страна – США | Режиссер – Фрэнсис Форд Коппола | В ролях – Марлон Брандо, Мартин Шин | Кассовый сбор – $83,4 млн. | Продолжительность – 194 мин.
О чем: Капитан Уиллард отправляется вверх по реке из охваченного войной Вьетнама в Камбоджу. Он должен найти и уничтожить сумасшедшего полковника Курца.
«Апокалипсис сегодня» нельзя назвать просто «фильмом». Начавшись под песню The Doors, накладывая перевернутый образ героя на пылающие джунгли, картина предельно четко дистанцируется себя от традиционного военного кино, переходя рубикон между авангардом и историей. Так и есть – антивоенный пафос здесь вскоре переходит в самоанализ, а путешествие вверх по реке уже кажется исследованием глубин подсознания. Развязка закономерна, жаль лишь, что самый большой взрыв в истории кино так и не вошел в окончательный монтаж ленты. Но даже в таком виде, мощнейший заряд, который дает «Апокалипсис сегодня», нельзя сравнить ни с какой иной аналогичной картиной – что из прошлого, что из настоящего.
Факт | Картина поставлена по повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (Heart of Darkness, 1902). |
Зачем смотреть: подняться вверх по реке сознания.