50 лучших французских фильмов
Thu, 31 Oct 2024 19:41:44 +0300 Thu, 31 Oct 2024 19:41:44 +0300Которые должен посмотреть каждый
50 лучших фильмов французского кино
Которые должен посмотреть каждый
Французский кинематограф за свою более чем вековую историю создал бессчетное количество шедевров, которые в разные эпохи определяли тенденции развития мирового кино на годы вперед. Мы собрали пятьдесят фильмов, снятых в разные годы и разных жанрах, и которые просто необходимо посмотреть любому киноману для того, чтобы понять – откуда голливудский кинематограф брал и продолжает брать добрую половину своих сюжетов.
На последнем дыхании (A bout de souffle, 1960)
Картина Жана-Люка Годара не только положила начало тому, что впоследствии стали называть течением «новой французской волны», но и одновременно сделала звездами первой величины как режиссера, так и Жана-Поля Бельмондо, сыгравшего главную роль. Он играет здесь молодого преступника, убивающего полицейского во время погони и вынужденного скрываться в квартире своей подруги-американки, ее роль исполнила Джин Сиберг. Некоторые сцены были напрямую заимствованы из классических голливудских фильмов в жанре «нуар», да и сюжет не мог похвастать плавностью повествования. Тем не менее, из всего этого получился фильм, вошедший во все учебники кинематографа.
Время убийц (Voici le temps des assassins, 1958)
Сильная драма, главную роль в которой сыграл Жан Габен. Его герой – владелец популярного ресторана на главном рынке в центре Парижа. Вот уже много лет он живет один, а любимая работа занимает все его время. Но вдруг на пороге заведения появляется скромная молоденькая девушка, представляющаяся дочерью первой жены ресторатора, которую тот не видел уже много лет. И она сообщает ресторатору, что ее мать скончалась, а идти ей больше не к кому. Казалось бы, трогательная сцена семейного счастья. Но с этого момента начинается закрученный рассказ о любви, интригах и предательстве, который приводит зрителя к неожиданной и жестокой развязке.
День начинается (Le jour se lève, 1939)
Первая картина в стиле «поэтического реализма», снятая режиссером Марселем Карне незадолго до начала Второй мировой войны. Прокат ленты был запрещен во Франции во время оккупации, поэтому свою популярность она завоевала уже в 1945 году, после повторного появления на экране. Молодой Жан Габен играет импульсивного рабочего Франсуа, попавшего в необычный любовный четырехугольник между своей юной возлюбленной Франсуазой, слегка развязной актрисой в исполнении гениальной Арлетти и ее бывшим мужем. Фильм начинается с финальной сцены перестрелки главного героя с полицией, а все предшествующие ей события подаются уже в виде флешбэков.
Суп из капусты (La soupe aux choux, 1981)
Любимый фильм нескольких поколений французов, вобравший в себя множество образов и типажей, характерных для жителей разных регионов Франции. Главные роли двух друзей-пенсионеров, живущих в соседних деревенских развалинах, исполнили Луи де Фюнес и Жан Карме. Все свои дни они проводят за употреблением аперитива и вина, и наотрез отказываются принимать происходящие в обществе перемены. Однако, как оказалось, и в их жизни есть место чуду. После очередного застолья в сопровождении аккордеона их посетил дружелюбный инопланетянин в исполнении Жака Вильре, которому очень понравился суп из капусты, который готовил герой де Фюнеса. И тогда пришелец решил оригинально отблагодарить радушного хозяина.
Красный круг (Le sercle rouge, 1970)
Главный фильм режиссера Жана-Пьера Мельвиля, в котором он собрал звездный состав актеров, а также смог идеально передать ощущения преступника, по следам которого неотступно следует полиция. Накануне выхода из тюрьмы герой Алена Делона соглашается на дело, которое ему навязывает тюремный начальник. Однако оказавшись на свободе, он берет крупную сумму денег у главы преступного синдиката, и в результате за ним охотятся и бандиты, и полиция. В картине главные роли также сыграли Ив Монтан и выступивший в непривычном для себя амплуа комиссара полиции Бурвиль. Перед нами идеальный образец криминальной драмы, в которой сюжет закручивается в тугой узел с каждой сценой, и где все герои неизбежно встречаются в финале, как и предсказано в открывающих фильм титрах с придуманной режиссером цитатой якобы из Рамакришны.
Вальсирующие (Les valseuses, 1974)
Про вальс из картины вы ничего не узнаете, ведь «вальсирующими» во Франции называют то, что у нас обычно кличут «мужскими причиндалами». Однако этот фильм сделал из Жерара Депардье звезду первой величины. Двое бесшабашных друзей, второго из которых играет Патрик Девер, промышляют воровством и грабежом, а также пытаются взобраться на все, что движется. Правда, очередное дело пошло наперекосяк, и после побега с места преступления друзья пускаются во все тяжкие. Фильм у режиссера Бертрана Блие получился одновременно злым и смешным, и стал настоящей классикой французского кино.
Ненависть (La haine, 1995)
Фильм, снятый Венсаном Касселем в сотрудничестве с режиссером Матьё Кассовицем. Эпиграф картины звучит следующим образом - «Когда у падающего с десятого этажа человека спрашивают «Как дела?» на уровне третьего этажа, он отвечает «Пока все идет хорошо!». История дружбы трех непохожих друг на друга приятелей из парижского предместья, отправившихся искать справедливости после того, как их друг оказывается в коме после столкновения с полицией, получила множество наград и до сих пор считается одним из лучших фильмов Франции конца 20-го века.
Дети природы (Les enfants du marais, 1999)
Потрясающе светлый и трогательный фильм Жана Бекера рассказывает нехитрую историю живущих в хижинах на болотах друзей в период между двумя мировыми войнами. Звездный состав – Мишель Серро, Жак Вильре, Жан Гамблен, Андре Дюссолье и Эрик Кантона, плюс западающая в сердце музыка и роскошная природа Франции – сделали фильм настоящим гимном жизни на все времена. А поскольку все происходящее подано через призму детских воспоминаний, то легкая и светлая грусть, пронизывающая картину, становится особенно щемящей.
Сирано де Бержерак (Syrano de Bergerac, 1990)
Единодушно признанная лучшей экранизацией классического произведения Эдмона де Ростана, эта картина 1990 года режиссера Жана-Поля Рапно стала настоящим бенефисом Жерара Депардье. Сыграть роль несчастливого в любви поэта-мушкетера с таким диапазоном эмоций, движений, взглядов и интонаций больше не удавалось никому. За эту работу Депардье должен был получить Оскара, если бы не его несдержанный язык в одном из интервью. Однако этот досадный эпизод забылся, а вот гениальный образ, созданный в этом фильме, остался с нами навсегда.
Дядюшки-гангстеры (Les tontons flingueurs, 1963)
Картина Жоржа Лотнера, моментально ставшая народной и разобранная во Франции на цитаты. Замечательная игра Лино Вентуры и Бернара Блие, искрометные и оригинальные диалоги Мишеля Одьяра обеспечили ленте такой успех, что кадры сцен застолья из фильма украшают стены не только многих бистро, но и гостиных во французских домах. В фильме рассказывается история давно отошедшего от дел гангстера, которого умирающий старый друг попросил присмотреть за своим хлопотным и не совсем легальным бизнесом. А заодно и за взбалмошной и непоседливой дочерью, которая доставила герою Вентуры не меньше забот, чем разномастная бригада мошенников, которую он получил в наследство.
Холодные закуски (Buffet froid, 1979)
Роскошный фильм Бертрана Блие, сына легендарного актера Бернара Блие, также сыгравшего в этом фильме одну из основных ролей. Безработный молодой человек в исполнении Жерара Депардье заводит беседу с незнакомым мужчиной (Мишель Серро) на железнодорожной платформе, а тем же вечером находит его там же при смерти, с ножом в животе. Вернувшись к себе домой, он застает там инспектора полиции, а потом еще и убийцу-параноика в исполнении Жана Карме. Невероятная смесь черной комедии, драмы и сюрреализма, в которой персонажи ведут себя абсолютно непредсказуемо.
1+1 (Intouchables, 2011)
Самый кассовый фильм французского кинематографа всех времен и народов, основанный на реальных событиях. Он рассказывает историю необычной дружбы парализованного богача аристократа и его сиделки, в роли которого оказался огромный чернокожий иммигрант из Африки с криминальным прошлым. Лента заставляет зрителя искренне смеяться и плакать благодаря не только трогательному сюжету, но и великолепной игра Омара Си и Франсуа Клюзе, а непередаваемую атмосферу фильма создают уморительные диалоги и роскошный музыкальный ряд.
Второе дыхание (Le Deuxième souffle, 1966)
Жесткий детектив Жана-Пьера Мельвиля, снятый по драме Жозе Джованни. В этом фильме Лино Вентура играет сбежавшего из тюрьмы гангстера, и его герою очень нужны деньги, чтобы как можно скорее уехать из страны. Поэтому он решается на последнее и очень опасное дело – ограбление конвоя с платиновыми слитками. Казалось бы, такой герой никак не может быть положительным, однако все остальные участники событий ведут себя настолько грязно, включая полицию, что безжалостный гангстер выглядит на их фоне чуть ли не благородным рыцарем. И хотя ему удается вырваться из расставленных сетей, развязка получится весьма кровавой и жестокой.
Жан де Флорет/Манон с источника (Jean de Florette/Manon des Sources, 1986)
Эти два фильма Клода Берри следует рассматривать вместе, так как они представляют собой экранизацию романа писателя и режиссера Марселя Паньоля, который создал бессмертное произведение о коварстве, предательстве и всепоглощающей жажде денег, ради которых простые крестьяне Прованса готовы пойти на все, что угодно. Вернувшись домой в местечко Обань неподалеку от Марселя после Первой мировой войны, герой Даниеля Отея ищет способ заработать денег, и находит его в выращивании цветов на продажу. Однако цветам нужна вода, а с ней в засушливом Провансе бывают перебои. Но вода есть на соседнем участке, и он со своим дядей (Ив Монтан) решают его заполучить…
Деликатесы (Delicatessen, 1991)
Постапокалипсис в версии Жана-Пьера Жене и Марка Каро предстает в виде мрачного будущего, освещенного плохо работающими лампами накаливания, в котором главным дефицитом и расхожей валютой стало мясо. Однако жители многоэтажного дома, стоящего посреди гигантского пустыря, не унывают – еды им хватает. Ведь основным действующим лицом в доме является мясник, ловко орудующий в лавке под вывеской Delicatessen. Правда, не вполне понятно, где же он берет вкуснейшие отбивные и вырезку, которые так нравятся жильцам? Последние не задаются такими вопросами – еда есть, и этого достаточно…
Обезьяна зимой (Un singe en hiver, 1962)
Дуэт молодого Бельмондо и мэтра французского кино Жана Габена получился просто на загляденье. Итак, в старом городе на берегу моря временно завязавший со спиртным герой Габена содержит на пару с женой гостиницу. Однако зима в городке течет уныло и скучно, а появление в гостинице шумного постояльца в исполнении Бельмондо заставляет отельера вспомнить молодость. Да настолько, что он решает непременно помочь тому в важном семейном деле. И правда, какое значение имеет данное супруге обещание больше не пить, когда на кону стоит счастье маленькой девочки, помещенной в пансионат и не видящей собственного отца?
Багровые реки (Les rivières pourpres, 2000)
Экранизация Матье Кассовицем детективного романа Жана-Кристофа Гранже приводит нас в небольшой университетский город, затерянный высоко в альпийских горах. Там происходят загадочные убийства с явно религиозным подтекстом. Раскрыть дело поручено умудренному опытом ветерану в исполнении Жана Рено, а также резкому и задиристому новичку, которого сыграл Венсан Кассель. Чтобы добраться до истины, им придется распутать клубок тайн и конфликтов, тянущихся уже на протяжении десятилетий, а в конце фильма – столкнуться с безжалостным убийцей, которым окажется совсем не тот, кого они изначально подозревали.
Восемь женщин (8 femmes, 2002)
Оригинальная постановка режиссера Франсуа Озона объединила в себе мюзикл, детектив и черную комедию, а также собрала актерский состав, в который вошли практически все звездные актрисы французского кино – Катрин Денев, Эммануэль Беар, Изабель Юппер и другие. События разворачиваются в 1950-х годах в большом особняке, хозяина которого обнаруживают мертвым в канун Рождества. Среди подозреваемых в его гибели – сразу восемь женщин, с которыми он был близок, и которые регулярно посещали его дом. Как обычно, начинающееся следствие показывает всю неприглядную изнанку внешне благополучной буржуазной семьи. Вообще, семейные тайны – самый любимый сюжет французских сценаристов.
37,2 по утрам (37,2 le matin, 1986)
До появления кино была культовая книга Филиппа Джиана, и она получила не менее культовую экранизацию. Главную мужскую роль исполнил Жана-Юг Англад, его герой работает то слесарем, то сантехником, то разнорабочим. Случайное знакомство с красивой и буйной брюнеткой Бетти (ее сыграла Беатрис Даль) заставляет его пережить бурную историю любви, в ходе которой он вспоминает, что когда-то хотел быть писателем. И немедленно берется за перо. Его неоконченная книга вызывает неподдельный восторг у возлюбленной, однако она требует ее частично переписать и закончить, чтобы потом отправлять издателям. И вот с этого момента начинается настоящий французский роуд-муви с бешеной страстью, безумием и немного любовью.
Плата за страх (Le salaire de la peur, 1953)
Этот фильм неспроста получил в один и тот же год и Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, и Оскара, да и вообще вошел во все учебники кинематографа. Тяжелая работа водителей-дальнобойщиков в Латинской Америке полна трудностей и рисков. А очередной груз, который надо доставить на место гигантского пожара на нефтяном прииске, так и вообще оказывается взрывоопасным – целых 400 тонн нитроглицерина! И вот четверо водителей, одного из которых играет Ив Монтан, привлеченных небывалым для тех мест гонораром, берутся доставить две цистерны до места назначения. Накал происходящего на экране таков, что зрители невольно вздрагивают от малейшего шороха.
Дневная красавица (Belle de jour, 1967)
Знаменитая картина Луиса Бунюэля начинается со сцены наказания героини Катрин Денёв… Но за что же ее хлещут плетьми, и почему это делают кучер и лакей, ведь действие происходит в 1967 году? Оказывается, так тяжело даются героине поиски любви. Томимая мазохистскими мечтами и наклонностями, а также неудовлетворенная семейной жизнью с любимым и красивым мужем, мадам находит себе подработку в элитном борделе в послеобеденное время. Именно отсюда происходит название фильма, ибо уже вечером героиня возвращается к домашнему очагу. Однако долго хранить постыдную тайну не получается, и, как и следует ожидать, заканчиваются поиски странной любви весьма плохо.
Сто тысяч долларов на солнце (Cent mille dollars au soleil, 1964)
Фильм режиссера Анри Вернея рассказывает о быте и работе водителей в пустыне на границе Марокко и Западной Сахары. В нем он собрал лучших звезд французского кинематографа того периода – Жана-Поля Бельмондо, Бернара Блие и Лино Вентуру. Однажды шеф автобазы получает новенький грузовик, на котором необходимо перевезти через границу важный груз. Странное дело – вместо того, чтобы поручить это дело опытным шоферам, он нанимает какого-то новичка, внешне больше похожего на офицера в отставке, который и берется доставить груз заявленной стоимостью 100 000 долларов в пункт назначения. Герой Бельмондо понимает, что все дело тут в грузе, поэтому наутро после бурной попойки он вместе с подругой угоняет грузовик. Однако в погоню за ним отправляется его лучший друг в исполнении Лино Вентуры, и начинается знаменитая гонка на грузовиках по пустыне.
Набережная Орфевр, 36 (36 quai de Orfèvres, 2004)
Будучи полицейским в начале своей профессиональной карьеры, режиссер и актер Оливье Маршаль показывает работу центрального парижского подразделения по борьбе с бандитизмом со всеми неприглядными подробностями, включая внутреннюю конкуренцию между отделами. При этом сюжет фильма посвящен не только жесткому противостоянию бандитов и полиции, есть в нем место и коррупции, и продажным коллегам, и неожиданной развязке. Роли двух конкурирующих полицейских великолепно сыграли Даниель Отей и Жерар Депардье.
Амели (Le fabuleux destin d'Amélie Poulain, 2001)
Фильм для любителей той Франции, которую старшее поколение французов описывает фразой «La douce France de mon enfance» или «Нежная Франция моего детства». Данный шедевр Жана-Пьера Жене не только запустил карьеру Одри Тату на орбиту, но и подарил нам множество незабываемых образов, в которых послевоенный Париж проглядывает сквозь цифровую вуаль нового века, хотя действие картины и разворачивается в 2000 году. История жизни и любви молодой Амели Пулен, наполненная необычными и удивительными событиями, показанными с любовью и ностальгией автора по уходящей парижской натуре 20-го века.
Любовники с Нового Моста (Les amants du Pont-Neuf, 1990)
В этом фильме Лео Карракса столица Франции показана глазами клошаров, живущих под мостами Сены и даже на самом Новом Мосту, соединяющем город с островом Ля Сите. Дело происходит период его реконструкции, поэтому мост больше похож на стройку. Дружба и любовь между слепнущей героиней Жюльет Бинош и молодым бомжом Алексом разворачиваются на фоне веселого Парижа конца 1980-х, отмечающего 200-летие взятия Бастилии. Пронзительная и грустная история о силе любви, способной свернуть горы.
Золотая каска (Casque d’Or, 1952)
У главной героини Марии «Золотой каски», которую сыграла молодая Симона Синьоре, существовал реальный прототип. Ее звали Амели Эли, она была известной куртизанкой начала 20-го века, расположения которой добивались многие главари преступного мира. Свое прозвище «Золотая каска» она получила из-за роскошной шевелюры золотистого цвета. Раз за разом ради ее внимания в смертельной схватке сходились разные персонажи парижского дна, однако настоящая страсть посетила ее лишь один раз в жизни. Она оказалась поистине трагической, чтобы спасти любимого (его сыграл Серж Реджиани) от неизбежного эшафота Мария не брезгует любыми средствами, манипулируя, подстрекая и соблазняя.
Разиня (Le Corniaud, 1965)
В основе сюжета этой комедии лежит реальное криминальное дело – мафия переправляла наркотики через границу в корпусах автомобилей якобы ничего не подозревающих туристов. За рулем своего маленького Ситроена герой Бурвиля отправляется в отпуск на Юг, однако немедленно сталкивается с Роллс-Ройсом богатого предпринимателя, роль которого сыграл Луи де Фюнес. Последний неожиданно легко признает свою вину в ДТП и предлагает незадачливому отпускнику в качестве компенсации продолжить путь за рулем роскошного Кадиллака, само собой, начиненного контрабандой.
Большая прогулка (La grande vadrouille, 1966)
Данная комедия Жерара Ури долгое время оставалась самой кассовой картиной французского кинематографа. Казалось бы, как можно снять уморительную комедию, действие которой разворачивается в трагическое для страны время, а именно во время оккупации? Однако история путешествия по Франции двух английских парашютистов, случайно приземлившихся в оккупированном немцами Париже, и их французских попутчиков в исполнении Бурвиля и де Фюнеса, имела грандиозный успех не только у себя на родине, но и во всем мире. А многие сцены стали классикой комедийного кино.
Пятый элемент (Le cinquième élément, 1997)
Несмотря на обилие голливудских звезд, этот фильм стал триумфом именно французского фантастического кинематографа и венцом карьеры режиссера Люка Бессона. Здесь ему удалось добиться правильного баланса между оригинальным сюжетом, юмором, масштабными спецэффектами, необычными персонажами и отличным саундтреком. Придуманная вселенная будущего получилась очень убедительной, а рельефные персонажи в исполнении Брюса Уиллиса, Криса Такера, Милы Йовович и Йэна Хольма запомнились зрителю надолго.
Профессионал (Le professionnel, 1981)
Славу этому шпионскому боевику обеспечили не только оригинальный сюжет и блистательная игра Жана-Поля Бельмондо и Робера Оссейна, но и бессмертная музыка Эннио Морриконе. История секретного агента, которого собственное правительство сдало руководству одной африканской страны с целью налаживания отношений, вышла красивой и грустной, а герой Бельмондо в роли разведчика-рыцаря, действующего по принципу «делай, что должен, и будь, что будет», просто неподражаем.
Закон есть закон (La loi c’est la loi, 1958)
Превосходный фильм с участием Фернанделя в роли французского таможенника и итальянского комика Тото, сыгравшего изворотливого контрабандиста. Действие происходит в небольшом городке Ассола, прямо посреди которого проходит франко-итальянская граница. Как и полагается, герой Фернанделя пытается поймать оппонента, который по совместительству является его лучшим другом. Более того, он даже женат на первой супруге таможенника. Однако размеренный ход событий нарушается, когда выясняется что главный герой родился в итальянской части городка, а точнее – на кухне дома, который граница делит ровно пополам. Неужели придется становиться итальянцем и уходить из таможни?
Дочь землекопа (La fille du puisatier, 1940)
События данной картины происходят накануне начала Второй мировой войны в Провансе. Фильм был снят знаменитым писателем и режиссером Марселем Паньолем, и как это часто бывает в его произведениях, в центре сюжета оказывается любовная история и семейная драма. Старшая дочь любимого всеми землекопа (его сыграл Ремю) становится объектом страсти его помощника (Фернандель), а также красавца военного летчика. Ему девушка и отдает свое сердце. Однако последний вскоре отправляется на войну, а семья девушки, узнав о ее беременности, фактически выгоняет ее из дома. Родители же летчика ничего и слышать не хотят о нежелательном наследнике, но тут приходит известие о падении его самолета за линией фронта…
Босс (Le pacha, 1968)
Великолепный детектив, в котором главную роль исполнил Жан Габен. Действие фильма разворачивается под музыку Сержа Гензбура, который также появляется в фильме в роли самого себя. Во Франции орудует жестокая банда, совершающая серию дерзких ограблений, в ходе которых они не щадят никого. На этом фоне неожиданно погибает лучший друг главного героя, бывший, как выяснилось, и сам нечист на руку. Но за друга полагается отомстить, и герой Габена начинает охоту на бандитов. Диалоги для фильма были написаны Мишелем Одьяром, и многие фразы из картины стали крылатыми.
Путешествие на Луну (Le voyage dans la lune, 1902)
Фильм, во многом заложивший основы не только жанра фантастики, но и всего мирового кино. Легендарный режиссер Жорж Мельес на самой заре кинематографа снимал фильмы, по своему воздействию на зрителя не уступающие современным шедеврам. Скрупулезность подхода к процессу была настолько велика, что он первым начал вводить элементы цвета в свои картины путем ручной раскраски пленки! Эта картина была снята в далеком 1902 году по мотивам романа Жюля Верна и получилось столь сказочно необычной, что и сегодня при просмотре невольно хочется себя ущипнуть.
Убийственное лето (L’été meurtier, 1983)
Экранизация романа Себастьена Жапризо, снятая режиссером Жаном Бекером. Действие происходит в маленькой французской деревушке, в которой неожиданно появляется никому не известная молодая женщина ослепительной красоты в исполнении Изабель Аджани. И еще более неожиданно то, что она обращает свой взор на местного автомеханика, застенчивого и немного неуклюжего человека, которого сыграл певец Ален Сушон. Более того, она даже выходит за него замуж, несмотря на противодействие родственников жениха. Однако постепенно выясняется, что ее главной целью является не создание семьи, а месть за насилие, совершенное над ее матерью двадцать лет тому назад. Правда, как выяснится в конце, прошлое скрывает имена не только убийц, но и мстителей.
Высокий блондин в черном ботинке (Le grand blond avec une chaussure noire, 1972)
Главный успех Пьера Ришара, выведший его в ранг главных звезд французского кино. Веселая и трогательная история приключений парижского музыканта, волей судеб оказавшегося втянутым в «разборки» спецслужб. Ничего не подозревающий главный герой походя разрушает коварные замыслы сделавших его пешкой в своей игре соперничающих группировок. Немало способствовал успеху фильма Ива Робера и звездный состав – вместе с Пьером Ришаром в комедии сыграли Бернар Блие, Жан Рошфор, Мирей Дарк, Жан Кармэ. Одна из любимых французских комедий у советских зрителей.
Воздух Парижа (L’air de Paris, 1954)
Один из лучших фильмов в карьере Жана Габена. В нем рассказывается история дружбы молодого боксера и стареющего тренера по боксу, мечтающего лишь о том, чтобы воспитать нового чемпиона. На пути их устремлений встает жена наставника в исполнении Арлетти, которая уже давно готова все бросить и уехать из Парижа в деревню, на свежий воздух. Плюс в размеренное течение тренировок вмешивается история неравной любви, также не дающая молодому герою целиком и полностью посвятить себя спорту.
Игра в ящик (Des pissenlits par la racine, 1963)
Уморительная комедия Жоржа Лотнера с Мишелем Серро, Луи де Фюнесом, Мирей Дарк и Морисом Биро. Интрига завязывается в небольшом кафе, где освободившиеся из тюрьмы сокамерники собираются отметить первый день на воле. Постепенно на сцене появляются неверная содержанка, выигрышный лотерейный билет, футляр от контрабаса, труп в нем, а также продающий скелеты студентам дядюшка. Необычный сюжет вкупе с язвительными и двусмысленными диалогами от Мишеля Одьяра заставляют смаковать картину, как хорошее вино.
Город пропавших детей (La cité des enfants perdus, 1995)
Фантастический шедевр дуэта Жана-Пьера Жене и Марка Каро переносит зрителя в мрачный вариант будущего. В центре повествования – железный остров-платформа посреди моря, на котором живет Кранк, странный персонаж, окруженный клонами. И его главное занятие – похищение снов у маленьких детей, необходимых ему для борьбы с собственной старостью. Для этого Кранк вынужден выкрадывать малышей у родителей из портового города и привозить их к себе на остров. Настоящий визуальный пир, впоследствии разобранный на цитаты во многих голливудских фильмах.
Бобро поржаловать (Bienvenue chez les Ch’tis, 2008)
Казалось бы, что может быть смешного в истории работника почты, переведенного из солнечного Прованса в северо-западный район Франции? Однако при всей своей незатейливости картина получилась невероятно веселой и уморительной. И что удивительно – ее успеху в России и других странах нисколько не препятствовал тот факт, что практически весь юмор картины построен на игре слов и обыгрывании диалекта «le ch’timi», на котором говорят коренные жители Севера Франции. Звездный состав включает Дэни Буна (он же выступил режиссером), Када Мерада и Лину Рено.
Шербурские зонтики (Les parapluies de Cherbourg, 1964)
Редкий пример успешного французского мюзикла. В нем есть классический сюжет о несчастной и трагической любви, великолепная музыка Мишеля Леграна, а также невероятная красота Катрин Денёв. Однако одновременно эта картина обличает французские буржуазные нравы и выпукло показывает ту тюрьму для чувств, которую описывал еще Флобер, и в которой были заключены женщины и девушки из «приличных семей». Впрочем, неправильно считать, что подобные пережитки – дело далекого прошлого, даже сегодня эти традиции невероятно живучи.
Жена пекаря (La femme du boulanger, 1938)
Один из главных шедевров довоенного французского кино, снятый и написанный Марселем Паньолем. Сюжет начинается с того, что в небольшой городок на Юге Франции приезжает новый пекарь со своей молодой женой. Жители очень обрадовались его приезду – ведь прежний булочник пек совершенно несъедобный хлеб, и горожане были вынуждены ездить за десяток километров в соседнюю пекарню. И первая же проба продукции наполнила сердца местных жителей радостью – хлеб был поистине превосходен! Однако беда пришла, откуда не ждали – молодая жена на следующий же день сбегает с деревенским пастухом, а пекарь в исполнении легендарного Ремю погружается в депрессию. Опять оставшись без хлеба, вся деревня решает во что бы то ни стало вернуть булочнику жену.
Пришельцы (Les visiteurs, 1993)
Одна из любимых комедий зрителей не только во Франции, но и за ее пределами. Историй о путешествиях во времени мировым кинематографом было снято великое множество, но эта получилась одной из самых смешных. Благородный рыцарь (Жан Рено) и его пронырливый слуга (Кристиан Клавье) оказались заброшены заклинанием колдуньи из средневековой Франции в 1990-е годы. И им пришлось срочно адаптироваться к непонятной им реальности, дабы отыскать дорогу назад в Средние века. Картина имела такой успех, что было снято несколько продолжений и даже специальный римейк для американского проката.
Скромное обаяние буржуазии (Le charme discret de la bourgeoisie, 1972)
Картина режиссера Луиса Бунюэля выворачивает наизнанку любимую французскую «joie de vivre» или «радость жизни». В его понимании все столь милые обывателям обеденные ритуалы и светские беседы на самом деле скрывают совершенно звериное нутро, а также безжалостное и бессердечное отношение буржуа не только к представителям других слоев общества, но и друг к другу. Фильм отмечен отличными актерскими работами Жана-Пьера Касселя, Поля Франкера и Мишеля Пикколи, которые добавляют убедительности обличительному пафосу фильма, а абсурдные повороты сюжета лишний раз напоминают о пустоте и никчемности внешней позолоты быта.
Властелины времени (Les maîtres du temps, 1982)
Несмотря на мультипликационный формат, эта анимационная лента на равных соперничают с игровыми шедеврами. Главный фильм в карьере Рене Лалу рассказывает про маленького мальчика, ищущего своих родителей в огромном инопланетном лесу, населенном жуткими тварями, а также таинственных властелинов времени, и отличается не только наличием необычных созданий, но и гуманистическим подтекстом. Кроме того, разобраться в хитросплетениях сюжета получится далеко не сразу.
Как преуспеть в делах, если ты дурак и нытик (Comment réussir quand on est con et pleurnichard, 1974)
В наш список невозможно не включить одну из картин знаменитого сценариста и автора диалогов Мишеля Одьяра. Он не столь часто садился в режиссерское кресло, и всякий раз у него получались уморительные фильмы, которые, при этом, сложно было классифицировать. Абсурдистская комедия – лучшее определение, которое можно подобрать. Вот и здесь история промышляющего производством и продажей отвратительного поддельного вермута героя в исполнении Жана Карме вышла одновременно веселой и немного странной.
Мужчина и женщина (Un homme et une femme, 1966)
Одна из самых известных и красивых историй любви мирового кинематографа, снятая Клодом Лелюшем. В известном курортном городе Довиль на берегу Атлантического океана встречаются двое одиноких и несчастных вдовцов в исполнении Жана-Луи Трентиньяна и Анук Эме. Их роман иногда омрачается воспоминаниями о безвременно ушедших из жизни супругах, да и о детях нужно заботиться, однако логика любви неумолима. Великолепная операторская работа, а также красивая музыка Франсиса Лея сделали картину одним из лучших фильмов французского кино всех времен.
Великая иллюзия (La Grande Illusion, 1937)
Шедевр Жана Ренуара, снятый незадолго до начала Второй мировой войны, повествует о событиях Первой мировой. Во Франции она называется «Великой войной» - La Grande Guerre – и именно погибшим в ней солдатам и офицерам стоят памятники во всех городах и деревнях страны. История о попавших в плен французских военных из разных слоев общества, о возникающей между ними дружбе и неприязни, об отношениях со своими немецкими охранниками и попытках бегства является одним из главных антивоенных фильмов 20-го века. Однако грядущую войну он предотвратить не смог…
Американская ночь (La Nuit américaine, 1973)
Уже зрелый и опытный Франсуа Трюффо снял, пожалуй, лучшую картину о съемках кино. Название ленты происходит от жаргонного прозвища синего светофильтра, при помощи которого дневные сцены превращаются в ночные. Множество сюжетных линий, превосходный актерский ансамбль и необычайно эмоциональное повествование превращают просмотр картины в настоящее наслаждение. Одна из немногих французских картин, удостоенных премии Оскар.
Такси (Taxi, 1998)
Зажигательная комедия, спродюсированная и написанная Люком Бессоном и снятая Жераром Пиресом, моментально обрела статус народного фильма во Франции. Приключения мечтающего о гонках молодого таксиста из Марселя (Сами Насери) и его приятеля-полицейского в исполнении Фредерика Дьефенталя можно пересматривать раз за разом, а персонажи вроде инспектора Жибера (его сыграл Бернар Фарси) вошли в ранг нарицательных. Фильм стал основой успешной франшизы, самой доходной в истории французского кино.
Борис Миленский
13 июля 2020 года