10 новаторских картин советского кинематографа
Thu, 02 May 2024 17:34:36 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:36 +0300Вехи на пути
10 новаторских картин советского кинематографа
Вехи на пути
С точки зрения обывателя кино за сто с лишним лет своего существования изменилось мало – это все те же движущиеся картинки на белой простыне экрана. Однако, на самом деле, этот вид искусства постоянно растет и развивается, и сегодня мы вспомнили несколько новаторских лент, снятых в СССР, которые изменили отношение зрителей к жанрам и темам, отраженным в кино.
Броненосец Потемкин (1925)
Кинематограф зародился далеко от России, но очень быстро обрел на территории еще в то время Российской Империи внушительную популярность. После революции же молодая Страна Советов и вовсе сделала кино одним из главных орудий пролетариата в борьбе с мировым капиталом – отсюда и большое число новаторов с кинокамерой. Главным нашим столпом кинопроизводства тех времен стал режиссер Сергей Эйзенштейн, значение творчества которого для мировой культуры сложно переоценить – драма «Броненосец Потемкин» многими искусствоведами считается величайшей картиной в истории кино.
Человек с киноаппаратом (1929)
Часовой экспериментальный документальный фильм постановщика Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» – это одна из первых попыток в истории кино абсолютизировать киноязык и обособить его в ряду иных способов выразить себя через творчество. Лента эта совершенно бессюжетна и бессистемна, но наполнена технически сложными для начала прошлого века приемами, дабы продемонстрировать колоссальное отличие кино от театра, литературы и живописи. Автор с помощью монтажа и особых операторских приемов строит новую реальность, которую иным образом публика увидеть неспособна – и именно «Человека с киноаппаратом» многие операторы с мировым именем считают своим первым учебником.
Чапаев (1934)
Лишь на первый взгляд «Чапаев» братьев Васильевых может показаться легким приключенческим кино, в котором советский человек бесконечно черпал темы для анекдотов и шуток. На деле это одна из самых самобытных, смелых и новаторских картин не только своего времени, но и советского кино вообще. Во-первых, эта одна из первых лент о Гражданской войне, которая отошла от бравурного пафоса и обратилась к теме трагедии искалеченного народа. Во-вторых, это тот редкий для советского кино случай, когда враги в фильме показаны с уважением и достоинством. Наконец, авторы провели фантастическую работу с первоисточниками и актерами, чтобы подарить миру подлинного героя своего времени – отважного командира, идущего до конца.
Летят журавли (1957)
Военную драму Михаила Калатозова «Летят журавли» на Западе и по сей день считают ярчайшим произведением загадочных русских, способным растрогать сердце зрителя в любом уголке планеты. Чтобы изложить все достоинства, необычные решения и секреты невероятной притягательности картины, не хватит и двухчасовой лекции, поэтому предлагаем вам просто еще раз погрузиться в драматичную историю Вероники и окружающих ее мужчин. Головокружительная постановка, экспрессивная съемка и напористый монтаж не дадут оторваться от экрана ни на секунду, а к развязке станет абсолютно понятно, за что Калатозов получил приз Каннского кинофестиваля – это, возможно, главный советский фильм.
Планета Бурь (1961)
Фантастическую «Планету Бурь» Петра Клушанцева у нас очень любят называть источником вдохновения для Джорджа Лукаса с его «Звездными войнами», Джеймса Кэмерона с «Аватаром» и Ридли Скотта с «Чужим». Это, конечно, большое преувеличение, но отметить картину как триумф изобретательности, ловкости и любви к своему делу безусловно можно и нужно. Клушанцев настолько сильно «болел» космосом, что смог из подручных средств сделать и ракету, и космодром, и неизведанный мир далекого небесного тела – и сделать так, что восхищаться путешествием наших космонавтов можно до сих пор. Это были годы большого прорыва, и кино не могло остаться в стороне.
Иваново детство (1962)
Картины о войне – одна из важнейших «скреп» советского кинематографа, здесь мы легко сможем вспомнить и скромные постановки, рассказывающие о коротком эпизоде с минимумом героев, и грандиозные полотна, охватывающие недели и месяцы боев на всех фронтах. В «Ивановом детстве» воедино смонтировалась всегда животрепещущая тема ужаса войны, глубокое погружение в психологический надрыв главного героя и образный киноязык режиссера Андрея Тарковского. И хотя сам Тарковский спустя много лет отзывался об этой своей работе негативно, с высоты прошедших лет можно точно сказать, что ленты о войне лучше, точнее и трогательнее «Детства» можно пересчитать по пальцам одной руки.
Я шагаю по Москве (1963)
Для современного зрителя картина «Я шагаю по Москве» вряд ли смотрится оригинальной, необычной или в чем-то новаторской, но из множества других картин ее выделяет то, что едва ли не впервые с большого экрана публике рассказали простую и понятную историю обычного человека, такого же, как зрители, или очень близкого к тому. Своей искренностью, нежностью и теплотой «Я шагаю» обаяла миллионы советских людей – песня из фильма стала шлягером, а актеры превратились в суперзвезд. А всего-то нужно было не придумывать для кино героических свинарок и отважных пастухов, а показать «своего парня», с которым хоть в бой, хоть на танцы.
Операция Ы и другие приключения Шурика (1965)
Комедия всегда была одним из самых любимых жанров советского кино, но даже в таком, казалось бы несложном деле, как юмор, может найтись место экспериментам, удачам и провалам. Первые советские комедии вроде «Веселых ребят» и «Волги-Волги» многие деятели культуры критиковали за «подражание Западу» с его страстью к буффонаде и цирковому кривлянию. Из-за этого фильмы стали скромнее и сдержаннее, а потому появление Гайдая и его комических героев принесло в кинотеатры сметающий все на своем пути поток свежего воздуха. Популярность Шурика и Троицы жуликов можно сравнить разве что с уже упомянутым Чапаевым, правда Василий Иванович на продолжение рассчитывать не мог.
Война и мир (1967)
Голливуд долгое время не знал себе равных по масштабности постановок – если снимали «Унесенных ветром», то строили много километровые декорации, если выводили на экраны Клеопатру, то в подлинно царском антураже. Противопоставить что-то столь же (а может, и более) значительное американскому кинопрому смог только Сергей Бондарчук, чья эпопея «Война и мир» заставила заокеанских режиссеров и продюсеров в изумлении открыть рты. Грандиозные батальные сцены, многотысячная массовка, тысячи ружей, пушечных ядер, камзолов и конских седел – и все это выстраивается в колоссальную картину по мановению руки постановщика. Конкуренцию этому полотну до сих пор никто составить не может.
Иди и смотри (1985)
Картины, снимаемые к юбилеям, обычно не отличаются искренностью, а скорее похожи на искусственные цветы и дешевые сувениры. Но в 1985-м, к сорокалетию Победы режиссер Элем Климов вручил всему советскому народу такой «памятник», с которым до сих пор не может сравниться ни один фильм о войне. В трагедии героя ленты «Иди и смотри» сконцентрированы физические, моральные и духовные потери всего народа – и показано все это так, чтобы ни у кого не осталось и тени сомнения в том, что «можем повторить» не ограничивается водружением знамени на Рейхстаге. Это еще и бесконечное горе миллионов людей, показанное в фильме с пронизывающей точностью.