Самые запоминающиеся спецэффекты советской кинофантастики

Wed, 11 May 2022 21:05:56 +0300 Wed, 11 May 2022 21:05:56 +0300

Как это сделано?

Самые запоминающиеся спецэффекты советской кинофантастики


Как это сделано?

Фантастика практически невозможна без захватывающих дух визуальных эффектов. Однако жанр зародился не вчера, и отличные фильмы снимались задолго до эры компьютеров и компьютерной графики. Мы вспомнили несколько наиболее занятных эпизодов из советской кинофантастики и разобрались, как это было снято.

Планетоход – «Планета бурь» (1961)

Вокруг фантастической картины режиссера Павла Клушанцева «Планета бурь» уже много лет ведутся настоящие «Звездные войны». Кто-то считает, что эта картина сформировала всю голливудскую фантастику, другие же уверены в том, что это не слишком удачная сюжетно, но весьма изобретательная для своей эпохи поделка. Не станем склонять вас на чью-либо сторону, а отметим лишь то изящество, с которым Клушанцев делал механизмы для своего фильма. Например, летящий над каменистой поверхностью Венеры планетоход поражает и сегодня. Фокус этой «машины» кроется в том, что установлена она была на специальную тележку, колеса которой прячутся в противоположной от камеры стороне. Благодаря углу обзора и перспективы, несущая конструкция не видна, а венерианский транспорт словно парит в атмосфере.

Лазер – «Крах инженера Гарина» (1973)

Любой, кто читал роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», наверняка мечтал увидеть на экране действие знаменитого «теплового луча» – невероятного, прожигающего насквозь лазера. Увы, книге категорически не везло с экранизациями, но в 1973 году в телеверсии «Крах инженера Гарина» зрители смогли, наконец, увидеть, как гиперболоид прожигает скалы, словно раскаленный нож кусок масла. Снято это было довольно простым способом, выросшим из технологии «фронтпроекция» – на полупрозрачное зеркало под нужным углом наклеивалась светоотражающая пленка, подсвеченная красным прожектором, а на задник транслировались пейзажи, «разрезаемые» лучом. Сегодня смотрится наивно, но раньше впечатляло.

Невесомость – «Москва-Кассиопея» (1974)

Невероятный полет советских пионеров к далеким звездам – одно из главных кинозрелищ 70-х и 80-х. Без показа «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной» в дни школьных каникул не обходился ни один кинотеатр. Детей того времени в восторг приводило почти все, что оказалось в кадре, но сцена с невесомостью и бегущим по стенам и потолку подростком даже взрослых заставляла раскрыть от удивления рот. Снимался этот небольшой эпизод в вертикальной трубе-декорации, к которой жестко была прикреплена камера. Двух актеров подвесили на тросах и опустили трубу, затем одного зафиксировали (он завязывает шнурки), а второй, отталкиваясь ногами, делает оборот, пока кран опускает его к камере. Нечто подобное проделал много позже Альфонсо Куарон в «Гравитации», правда, у него актеры крепились на десятке или больше тросов, чтобы иметь несколько степеней свободы движения.

Голограммы – «Петля Ориона» (1980)

По понятным причинам, «Звездные войны» в начале 1980-х были массовому советскому зрителю недоступны, поэтому многих невероятных технических решений Джорджа Лукаса мы не видели. Но кое-что из голливудской фантастики той эпохи можно было найти и в отечественных картинах: фантастический триллер «Петля Ориона», например, поражала демонстрацией невероятного эффекта голограммы. По сюжету ленты земные космонавты сталкиваются на границе Солнечной системы с посланиями неизвестной цивилизации – в виде оживших картинок эти сообщения предостерегают от смертельного вируса. Снимались голограммы с помощью проекций изображения на несколько стекол, а затем «вклеивались» в кадр с актером. Визуально очень похоже на призыв о помощи, отправленный Принцессой Леей в «Новой надежде».

Невидимость – «Человек-невидимка» (1984)

Для ХХ века демонстрация невидимости на экране была сложнейшим вызовом – чтобы показать персонаж, который абсолютно прозрачен, постановщики визуальных эффектов шли на всевозможные ухищрения, но по большому счету сходились к одному, проще было показать замотанную бинтом голову, чем ее отсутствие. И все же, без хотя бы небольших эпизодов с невидимыми частями тела обойтись было невозможно – в советской экранизации «Человека-невидимки» невидимость демонстрируют всего пару раз, и достигалась она самым простым способом. Либо вместо головы на плечи дублера актера ставили полую конструкцию, обмотанную бинтами, либо использовали комбинированные съемки, в которых обмазанное белилами лицо актера сперва снимали в контрастном свете, а затем вставляли в другой кадр. Смотрится крипово.

Голова – «Завещание профессора Доуэля» (1984)

Лишь на первый взгляд может показаться, что в съемках фантастического детектива «Завещание профессора Доуэля» не было ничего сложного – посади актера в коробку, к которой якобы подключена голова персонажа, отделенная от тела, и пусть он там отдыхает, время от времени «играя» мимикой лица. На деле все было не так просто. Во-первых, мучить актера однообразной позой никто не хотел, а во-вторых, в нескольких эпизодах зритель видит, что голова на самом деле ни к чему, кроме трубок, не присоединена. Как авторы вышли из положения? Они изготовили детальную копию головы актера Ольгерта Кродерса, настолько точную, что пара юных ассистенток на площадке упало в обморок при ее виде. «Куклу» выдавали только стеклянные глаза, но их скрыли за толстыми очками. А дальше – дело техники: удачные планы, ловкий монтаж и никакого мошенничества. Голова жила своей жизнью.

Флипы – «Гостья из будущего» (1985)

Путешествие Коли Герасимова по Москве 2084 года – одно из самых сильных впечатлений советских детей, прильнувших к экранам телевизоров во время показов телефильма «Гостья из будущего». В Москве грядущего мальчик попадает в космопорт, институт времени, встречает инопланетян, общается с говорящим козлом, но самое захватывающее дух – катается на летающих машинках-флипах. Съемки флипов стали настоящей головной болью группы, их было изготовлено всего пять, стоили они огромных денег, а чтобы снять с ними удачный кадр приходилось попотеть: полноразмерные кабинки ставили на подъемники или закрепляли на грузовиках, чтобы создать иллюзию движения. Кроме того, было изготовлено несколько миниатюрных копий флипов – они «летали» привязанными к кранам на тонких тросах. И все равно смотрелось очень здорово!

Микромир – «Необыкновенные приключения Карика И Вали» (1987)

Фильмы о необыкновенно уменьшившихся или необычайно увеличившихся людях всегда привлекали внимание зрителей. Наверняка, вы помните диснеевскую комедию «Дорогая, я уменьшил детей», но ведь и у нас есть чем гордиться – наши «Необыкновенные приключения Карика и Вали» сняли на два года раньше, и пусть фильм получился не таким «эффектным», потрудиться над ним пришлось основательно. В отдельном павильоне были выстроены поистине исполинские декорации огромной лужайки, на фоне травинок которой актеры казались букашками. Специально для фильма было подготовлено несколько десятков гигантских насекомых, которыми управляли одновременно несколько человек, кроме того использовались комбинированные съемки.

Евгений Ухов


5 апреля 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru