10 забытых шедевров советского кино
Thu, 02 May 2024 17:34:59 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:59 +0300Когда трава была зеленее
10 забытых шедевров советского кино
Когда трава была зеленее...
В советском кино во все времена и при любом давлении находилось место гениальным лентам, в которые влюблялись зрители. Большую часть шедевров ХХ века сегодня безостановочно крутят кабельные и спутниковые каналы, но есть в нашей истории и такие жемчужины, которые нечасто встретишь на ТВ. Именно эти забытые кинодрагоценности мы и предлагаем сегодня вспомнить.
Первый учитель (1965)
Дебютный полнометражный фильм Андрея Кончаловского — это уникальный экскурс в традиционное, но каждый раз играющее новыми красками, противостояние нового и старого, характерное не только для СССР, но и для любой другой страны. Главный герой картины отправляется в первые годы советской власти в далекую Киргизию, где планирует научить новое поколение современному пониманию свободы, чести и ответственности, но новаторство естественно натыкается на ощетинившиеся традиционные ценности. Исполнительница одной из главных ролей Наталья Аринбасарова за работу в картине получила приз Венецианского кинофестиваля, оператор Георгий Рерберг затем стал верным соратником Андрея Тарковского, так что лента интересна со многих точек зрения
Нежность (1967)
В советском кинематографе, где между немногочисленными студиями творческие задачи были распределены довольно строго, “Узбекфильму” выделялась “делянка” с производственными драмами собирателей хлопка, историческими драмами об азиатских мыслителях и редкими криминальными остросюжетными лентами. Тем неожиданнее выглядит возникновение на этой жаркой плантации одного из самых тонких и красивых фильмов отечественного кино. “Нежность” Эльера Ишмухамедова сравнивают с работами Антониони, Феллини и мастеров французской новой волны — уникальная пластика фильма, неожиданно глубокие характеры и проникновенная игра превратили ленту в подлинный шедевр взросления, первой любви и первых трагедий. Кроме того, это один из первых фильмов Родиона Нахапетова — и важная веха в его карьере.
Прошу слова (1975)
Драма режиссера Глеба Панфилова “Прошу слова” — необыкновенно смелое высказывание для 1975 года и эпохи победившего социализма в целом. Непонятно, как цензура допустила эту ленту до экранов, но автор в фильме совершенно отчетливо говорит о том, что бездумное рвение и непоколебимая вера в светлые идеалы легко оборачивается личными трагедиями — настоящая антисоветская фронда. Главная героиня картины в исполнении Инны Чуриковой вкладывает всю душу в проект своей мечты — постройку моста, который соединит две разделенные части большого города. Погружение в эту проблему вырывает женщину из семьи, а следом влечет гибель сына, но даже это не останавливает чиновницу на пути к заветной цели. В какой момент мечта превращается в одержимость, а идеалы уничтожают реальность? Этими вопросами и задается автор.
Поворот (1978)
Каждый фильм постановщика Вадима Абдрашитова — это эмоциональное погружение в психологию человека, столкнувшегося с сокрушительными обстоятельствами. “Поворот” начинается в антураже легкой романтической истории о паре молодоженов, возвращающихся со свадебного путешествия на Черное море. Окрыленные чувствами и надеждами они колесят по дороге, но их счастье перечеркивает трагедия — в непростых условиях главный герой допускает аварию, в которой гибнет старушка. Мужчина в панике пытается уйти от ответственности, но лишь усугубляет тяжесть своей вины, и жизнь его на глазах у зрителей катится в тартарары. Несмотря на блистательный дуэт Олега Янковского и Ирины Купченко ленту почти не показывают на ТВ, а она достойна вашего просмотра.
Отпуск в сентябре (1979)
Едва ли не каждый настоящий любитель хорошего кино, кто хоть раз видел психологическую драму “Отпуск в сентябре”, непременно записывает ленту в число своих любимых. Другое дело, что показывают фильм нечасто, и новые поклонники у этой работы режиссера Виталия Мельникова и актера Олега Даля прибавляются микроскопическими темпами. Кризис, охвативший нутро главного героя фильма, должно быть понятен любому из нас, правда приходим мы к нему в разном возрасте — научный сотрудник строит крепкую карьеру, в его семье ожидается пополнение, он только что въехал в новую квартиру, а друзья не устают его удивлять странными шутками, но все равно разум мужчины заполняет пустота и неудовлетворенность собой. Едва ли не в лучшей своей роли Даль сидит у окна и смотрит на плачущий дождь — нет в мире образа, точнее передающего кризис среднего возраста.
Слезы капали (1983)
Трагикомедия “Слезы капали” — безусловно, самый недооцененный фильм Георгия Данелии. Зрители, очевидно привыкшие к полету легкого юмора талантливого мастера, трагикомическую работу приняли с неохотой, и несмотря на блистательный образ, созданный на экране Евгением Леоновым, фанатов этой ленты вы не найдете. Между тем, картина-то выдающаяся и не теряющая своей актуальности даже спустя сорок лет. Сюжет ее строится на завязке знаменитой сказки о Снежной королеве — главному герою в глаз попадает осколок волшебного зеркала, который искажает его восприятие действительности и из любящего мужа, отца и друга превращает во вздорного старика, который во всем видит только плохое. Кино рекомендуется всем, кто оглушен сегодняшней пропагандой СМИ любого направления — эти “осколки” точно также мешают нашему объективному взгляду на мир.
Храни меня, мой талисман (1986)
Совершенно неожиданное решение было принято режиссером Романом Балаяном к 150-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина — вместо того, чтобы снять очередную биографическую ленту, авторы драмы “Храни меня, мой талисман” изучают влияние гения русской поэзии на современных себе людей. В удивительных спорах о творчестве и поэзии, о личной жизни поэта и его влиянии на историю герои проводят добрую половину фильма, а затем внезапно сами оказываются вовлечены в любовный треугольник, аналогичный конфликту Пушкина и Дантеса из-за чувств к Наталье Гончаровой. Несравненные Александр Абдулов и Олег Янковский сражаются за расположение Татьяны Друбич и это противостояние выливается в настоящую дуэль, и картина к финалу обретает подлинно эпические формы, достойные пера Александра Сергеевича.
Друг (1987)
Сложно себе представить, чтобы фильм, подобный трагикомедии “Друг”, могли снять в доперестроечный период, но с наступлением эпохи перемен внутренняя свобода многих авторов стала выражаться в самых неожиданных формах, и иногда из этого получались подлинные шедевры. Любимец публики Сергей Шакуров в “Друге” предстает в нелицеприятном образе опустившегося городского алкоголика, который внезапно обретает питомца — лохматого пса, подобранного на птичьем рынке. Неожиданно для героя собака оказывается говорящей (причем голосом Василия Ливанова) и начинает наставлять пьяницу на путь исправления. Мужчина и пес оказываются самыми близкими существами во вселенной и становятся важными опорами на пути в жизни. А путь предстоит очень непростой. Трогательная и местами очень смешная история дружбы и раскаяния.
Шут (1988)
Главного героя социальной драмы “Шут” с высоты сегодняшнего дня можно называть жирным троллем, лицом в завышенной самооценкой или просто умником, который не может найти достойного применения своим способностям, но сам старшеклассник Валентин называет себя шутом. Используя самые изощренные психологические методы, он жестоко “подкалывает” не только сверстников, но и своих школьных учителей, что неизменно приводит к конфликтам. И однажды, разумеется, “приколист” сталкивается с достойным противником, который способен просчитать ходы школьника на несколько шагов вперед. Прекрасная драма о конфликтах поколений с восхитительным Игорем Костолевским в одной из ведущих ролей, шедевр серьезного подросткового кино.
Будни и праздники Серафимы Глюкиной (1988)
Конец 1980-х был крайне непростым временем для советского кино, но картины эта короткая эпоха дарила поистине гениальные. Лента со смешным для сегодняшней молодежи названием “Будни и праздники Серафимы Глюкиной” является лучшим отражением времени и освежающим душем для тех, кто восхищается временами застоя — тут вам и бесконечные тянущиеся по улицам очереди, и депрессивное предзнаменование скорого распада, и неприкаянность интеллигенции, потерявшей опоры на жизненном пути. Главная героиня в исполнении несравненной Алисы Фрейндлих сталкивается с переформатированием общества, в котором людям ее склада характера и ума просто нет места. Неожиданно ее заточение в маленькой квартирке прерывается запоздалой, но бурной влюбленностью...