10 самых крутых советских спецэффектов
Thu, 02 May 2024 17:34:47 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:47 +0300Захватывая дух
10 самых крутых советских спецэффектов
Захватывая дух...
В интернете часто можно увидеть не подкрепленные фактами рассуждения о том, что специальные эффекты в советском кино на голову превосходили и обгоняли голливудские. Это далеко от реальности, но впечатляться изобретательности наших постановщиков мы имеем полное право – они умели делать по-настоящему поражающие воображение вещи. Лучшие из эффектных картин мы собрали в очередном топе.
Старик Хоттабыч (1956)
О каких-то компьютерных спецэффектах в советском кино речи, конечно, вестись не могло, но зато в комбинированных съемках, изготовлении декораций и работе операторов нашим соотечественникам удавались невероятные прорывы. Например, в знаменитом «Старике Хоттабыче» мастерам иллюзии удавалось порой совместить в одном кадре планы, снятые в трех разных городах: в Москве, Одессе и Сочи. Штанга футбольных ворот в эпизоде на стадионе передвигалась на специально подготовленных рельсах, а полет на ковре-самолете снимали на крыше строящейся московской гостиницы «Пекин» на площади Маяковского.
Человек-амфибия (1961)
Подводные съемки в середине прошлого века казались настолько сложной затеей, что изначально проявивший инициативу экранизировать роман Беляева «Человек-амфибия» Уолт Дисней сдал назад, прикинув расходы и опасность для актеров. А постановщики Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев не дрогнули и сняли один из красивейших фантастических фильмов в истории кино. Правда, им пришлось потрудиться. Так, для лучшей картинки во время съемок в Черном море на камеру крепился специальный раструб-аквариум с тропическими рыбами, создающий впечатление богатой фауны. Водоросли для некоторых кадров делали из поролона, а чешуя Ихтиандра сделана из кусочков кинопленки, вручную выкрашенных серебрянкой.
Планета бурь (1962)
Считается, что сам Джордж Лукас взялся за свои «Звездные войны», задумав переплюнуть советского режиссера Клушанцева, но это, конечно, всего лишь байка. Она, впрочем, ничуть не умаляет заслуг талантливого популяризатора науки, снявшего два подлинных шедевра фантастики – «Дорогу к звездам» и «Планету бурь». Обе ленты содержат множество невероятных для того времени инженерных решений – от фантастических по детализации макетов до тяжеленных костюмов роботов, в которых могли передвигаться только тренированные атлеты. Концентрация комбинированных съемок и необычных декораций в «Планете бурь» действительно превосходила уровни других фильмов того времени – и это отличный повод гордиться нашим кино.
Вий (1967)
Экранизация повести Николая Гоголя «Вий» многие считают первым и единственным советским ужастиком. Это не совсем верно, но картину постановщиков Константина Ершова и Георгия Кропачева (на финальном этапе им помогал известный киносказочник Александр Птушко) нельзя не отметить, как рискованное и довольно новаторское предприятие, где авторам пришлось применить множество трюков, чтобы создать атмосферу присутствия в кадре нечистой силы. Для фильма было изготовлено много уникальных костюмов, на роли чертей и демонов пригласили спортсменов и цирковых артистов, невероятных объема и тяжести костюм Вия передвигался на колесах, а летающих гробов было сразу три, причем из одного Наталья Варлей даже умудрилась выпасть.
Солярис (1972)
Разумеется, Андрей Тарковский в своем «Солярисе» проблемы точной демонстрации космического путешествия или изображения поверхности неведомой планеты ставил на пятое или даже десятое место, но фантастическое кино о столкновении человека с внеземным разумом не могло обойтись без спецэффектов. Их в картине немного, но они вполне любопытны – так, невесомость на космическом корабле стала результатом съемок камерой, подвешенной на операторском кране, в то время, как актеров подвесили на тросах другого крана. Знаменитый же Океан Соляриса родился, буквально, в кастрюле – оператор комбинированных съемок Борис Травкин в большой емкости под камеру смешивал химически активные жидкости и наиболее впечатляющие сочетания добавил в кадр.
Москва-Кассиопея / Отроки во вселенной (1973-1974)
С точки зрения науки многие детали сценария и решения героев дилогии «Москва-Кассиопея» / «Отроки во вселенной» сегодня выглядят спорно, но для своего времени эти фильмы были передовыми не только в плане постановки, но и в ракурсе научного представления – чего стоит одна только демонстрация различия течения времени на Земле и корабле, двигающемся на околосветовой скорости, куда там «Интерстеллару». В ряду впечатлявших школьников и взрослых того времени спецэффектов того времени особенно выделяется эпизод с персонажем, бегущим по потолку. Не самый оригинальный трюк, но безусловно очень круто снятый.
Дознание пилота Пиркса (1978)
Советско-польский фантастический триллер «Дознание пилота Пиркса» в какой-то мере предвосхитил множество голливудских хитов о взаимодействии человека и искусственного интеллекта, в том числе и «Бегущего по лезвию» и «Терминатора». Да и спецэффектами картины мы можем только гордиться – для своего времени создатели ленты сделали все возможное: превратили имеющиеся автомобили в футуристический транспорт, обычную дорогу в скоростную трассу будущего, а макеты космической станции в интерьер межпланетного корабля. Кое-где авторы допустили ошибки, как, например, в демонстрации строения колец Сатурна, но это простительно – фильм опередил первую подробную экспедицию к газовому гиганту на 18 лет.
Через тернии к звездам (1980)
Фантастическая драма режиссера Ричарда Викторова, снятая по сюжету Кира Булычева, подверглась столь жесткой цензуре и бюджетным лимитам, что реализовать авторам удалось лишь половину задуманного. Но даже в таких условиях Викторов снял один из красивейших советских фантастических фильмов. В какой-то мере создателям помог случай – съемки планеты Десса, изначально запланированные в Крыму, перенесли в Таджикистан, где землетрясение подарило операторам необыкновенные пейзажи. Но не природой единой силен фильм – тут вам и надувные роботы, и клоны-манекены из пенопласта, и подводная «невесомость», и невероятная живая биомасса, созданная слиянием пожарной пены и забродившего теста.
Гостья из будущего (1985)
Многосерийный телефильм «Гостья из будущего» – наверное, главная фантастика в жизни советских школьников 80-х. В этом произведении есть и путешествия во времени, и космические полеты, и роботы, и пришельцы – а самое главное, реализовано это было на самом высоком уровне для своего времени, пусть и без эффектной компьютерной графики. Изобретательность операторов и постановщиков позволила сделать летающие флипы из металлических конструкций, установленных в кузов грузовиков, Институт Времени – это полуметровый макет, удачно помещенный в кадр рядом с героями, а эффект работы машины времени – всего лишь скомбинированные кадры, снятые под разным углом и с разным освещением.
Кин-дза-дза! (1986)
Фантастическая трагикомедия «Кин-Дза-Дза!» во многом хороша именно тем, что ее создатели не стали «заморачиваться» дорогостоящими комбинированными съемками, невероятными богатыми декорациями и умопомрачительными костюмами, а пошли по пути минимализма (во многом, конечно, вынужденно). Так, например, одежды жителей Плюка собраны из обычного утепленного нижнего белья и фрагментов обмундирования летчиков и космонавтов, а знаменитый пепелац соорудили из фрагмента хвоста самолета. Существует легенда, что в Голливуде интересовались, как Георгию Данелии удалось запустить эту глыбу в воздух, а он, якобы, сослался на секретную разработку военных. На деле же, летала мини-копия, подвешенная на леску.