10 лучших сцен застолья советского кино
Thu, 02 May 2024 17:34:28 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:28 +0300Официант! Почки один раз царице!
10 лучших сцен застолья советского кино
Официант! Почки один раз царице!
Колоритные застолья – фирменная черта советского кино. Едва ли не в каждой отечественной картине герои в кадре едят или выпивают, и скорее проблемой станет найти фильмы, где в кадре не найдется ни одной тарелки или рюмки. Но прием пищи приему пищи рознь – сегодня мы решили собрать такие сцены, от которых по-настоящему текут слюнки. Просим к столу!
Небесный тихоход (1945)
Сцены веселых пиршеств, конечно, появлялись в советских картинах задолго до середины сороковых – их можно увидеть, например, в «Свинарке и пастухе» или в «Веселых ребятах». Но «Небесный тихоход» – отличная стартовая отметка для нашей подборки. Фильм вышел на экраны в 1945-м, поэтому стол здесь скромнейший, но от этого еще более притягательный. Для радости много не нужно, а для того, чтобы испытать настоящее счастье, героям нужно лишь видеть своих друзей живыми!
Карнавальная ночь (1956)
Долгое время «Карнавальная ночь» была для советского человека фильмом, олицетворяющим радость и удовольствие. Развернувшийся вокруг праздничного новогоднего выступления сюжет не мог обойти стороной пышное застолье, поэтому яства и горячительные напитки в кадре видны, что называется, «невооруженным глазом». Впрочем, для главных героев самым интересным на этом замечательном мероприятии были не фрукты и коньяк, а отношения. Поесть они всегда успеют.
Кавказская пленница (1966)
Герои фильмов Леонида Гайдая любили сытно и красиво покушать, и мы об этом вспомним сегодня еще не раз. Например, в «Кавказской пленнице» есть великолепная сцена в ресторане (та самая, где звучит страшное местное проклятие: «Бамбарбия киргуду!»), зажигательный танец с песней про султана и трех жен, сопровождающий фруктовое подношение, и, конечно, полный загадок поход товарища Саахова в комнату к невесте с шампанским и виноградом. Нина, нужно отметить, к еде оказалась холодна – все самое вкусное «выбросила в пропасть».
Бриллиантовая рука (1968)
В «Бриллиантовой руке» персонажи частенько едят или говорят о еде и питье – то в булочную соберутся, то решат, что хорошо бы пива. А одной из ключевых сцен картины стал поход Семен Семеныча Горбункова и Геши Козодоева в ресторан «Плакучая ива». Вот где советский зритель мог посмотреть на роскошество и гедонизм – герои даже дичь заказали! И не зря «Бриллиантовую руку» называют самым цитируемым фильмом СССР – благодаря ему все мы живем по принципу: «за чужой счет пьют даже трезвенники… и язвенники!»
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
Культовая сцена царского пира из «Ивана Васильевича» за полвека после выхода фильма на экраны обросла множеством легенд. Считается, что Гайдай настоял на том, чтобы все показанные продукты были натуральными и свежими, на это, якобы, автор выбил у Госкино дополнительный бюджет. Мол, чтобы стол украсил осетром, за рыбой по всей Москве бегали ассистенты, но так и не смогли его добыть, пришлось подключать начальство. Наконец, по слухам, уже после проявки пленки выяснилось, что на столе кто-то оставил бутылку «Боржоми», и всю сцену пришлось переснимать. Если так, то это получилось двойное застолье!
Не может быть! (1975)
В трехактном сборнике «Не может быть!» праздничному застолью почти полностью посвящена третья часть – та, в которой Володя Завитушкин на собственной свадьбе не может найти будущую супругу. А свадебный стол в это время ломится от угощений и алкоголя самой невероятной крепости, некоторые напитки стол насквозь прожигают! Одна из самых пышных киношных свадеб заканчивается конфузом – молодой жених целует кого угодно, но только не предмет своих недавних обожаний.
Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)
Без того, как Женя Лукашин ест заливную рыбу, сегодня сложно представить Новый год – говорят, что некоторые хозяйки настолько хорошо изучили хронометраж фильма, что точно знают на каком эпизоде пора заправлять салат, после какой сцены пришло время охлаждать напитки, а когда наступил час внести с балкона холодец, чтобы он не раскис к бою курантов. В это можно поверить, ведь мы действительно знаем все «вкусности» фильма наизусть – от «хрена к ней не хватает» до «какая ни есть, а закуска»…
Москва слезам не верит (1979)
Если вспоминать все перерывы на еду в эпохальной саге «Москва слезам не верит», то можно прийти к выводу, что в СССР люди только и делали, что готовили и жевали, а в перерывах пытались наладить личную жизнь. Зато чревоугодие и излишества здесь представлены во всей красе – от смачных посиделок в пивной и обязательного стука по столу вяленой рыбиной до грандиозных свадеб, когда столы не помещаются в доме и праздновать приходится на улице. Наконец, именно здесь смакуются шашлыки! Ах, пальчики оближешь…
Вокзал для двоих (1983)
Застолья «Вокзала для двоих» весьма специфические, но зато они великолепно разнообразят кинематографический рацион. Сперва главный герой вынужден есть что-то не особенно приятное во время короткой остановки на незнакомой ему станции в вокзальном буфете. Затем новоиспеченная знакомая кормит его остатками блюд из местного ресторана. Наконец, в финале персонажу Олега Басилашвили выпадает возможность поесть простой домашней еды после тюремных пустых щей. Не особенно шикарные застолья, но очень уместные и красиво снятые.
Формула любви (1984)
Русские персонажи комедии «Формула любви» не желают ударить в грязь лицом, а потому встречают проезжающего графа Калиостро чисто по-нашенски – хорошим застольем. Впрочем, вскоре оказалось, что самым аппетитным на столе для дорогого гостя стала обычная столовая вилка – ее он проглотил с особым смаком. Как говорится, «кто ест мало, живёт долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе». При этом, правда, один из гостей еще и солонку спер и не побрезговал, но это не страшно, хозяева не обиделись.