12 советских картин, обладателей престижных международных премий
Thu, 02 May 2024 17:35:20 +0300 Thu, 02 May 2024 17:35:20 +0300Гордимся за наших
12 советских картин, обладателей престижных международных премий
Гордимся за наших
В пору раздачи кинонаград по итогам года принято вспоминать о достижениях нашего кино на международной арене. Мы поддержим тенденцию подборкой самых заслуженных советских картин, то есть тех, кому покорился «Оскар» или главные награды трех наиболее престижных кинофестивалей: Берлинского, Каннского и Венецианского.
Великий перелом (1945)
Военная эпопея «Великий перелом» – не первый фильм, на который обратили внимание крупные зарубежные киносмотры, но история этой ленты очень показательна. Фильм режиссера Фридриха Эрмлера был задуман еще в 1942 году, когда немец стоял под Москвой, а на экраны вышел одновременно с взятием Берлина. Первый Каннский фестиваль был щедр на призы, и его дебютный Гран-При получили сразу 11 лент, однако «Великий перелом» в числе 11-ти стоит особняком – его отметили как «лучшую работу, выполненную непосредственно на фронте».
Летят журавли (1957)
Единственную Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в истории советского кинематографа заслуженно получила драма «Летят журавли» Михаила Калатозова. Лента создавалась с невероятным трудом, авторы преодолевали множество препятствий, но результат получился ошеломительным – картина сегодня покадрово разбирается во всех современных киношколах. Победа в Каннах привлекла внимание зрителей в фильму в Европе, только во Франции «Летят журавли» посмотрели 5,5 миллионов зрителей. Для СССР это стало большим сюрпризом.
Иваново детство (1962)
Грандиозный успех дебютной полнометражной ленты Андрея Тарковского «Иваново детство» – лучшая иллюстрация таланта этого феноменального режиссера. Несмотря на то, что сам Тарковский был недоволен окончательным результатом, десятки мировых корифеев камеры называют эту ленту шедевром и неизменно ставят на верхние строчки в подборках самых главных фильмов о войне. «Иваново детство» отмечено множеством наград, но самая яркая из их числа – Золотой лев Венецианского кинофестиваля 1962 года, уникальный приз для дебюта.
Война и мир (1968)
Грандиозное полотно Сергея Бондарчука «Война и мир» неслучайно считается одним из самых известных в мире советских фильмов, лента с одной стороны получилась очень новаторской, а с другой – исполненной в классическом русском стиле, соответствующем гениальному первоисточнику. «Война и мир» стала первым обладателем «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» от СССР и присовокупила к нему соответствующий «Золотой глобус». Похвастать таким дублем могут лишь единицы самых заслуженных картин.
Солярис (1972)
Несмотря на то, что Станислав Лем, автор романа «Солярис», экранизацию Андрея Тарковского категорически не принял, многие критики и зрители ставят ее на верхние строки топов лучших научно-фантастических картин. Сам Тарковский собственно фантастику задвинул на пятый план и погрузился в вопросы нравственности и морали, но это не только не помешало восприятию ленты, а даже наоборот – возвысило в глазах публики. Итог – Специальный Гран-При на фестивале в Каннах и престижный приз от организации, объединяющей кинокритиков и киноведов ФИПРЕССИ.
Дерсу Узала (1975)
Приключенческий роман Владимира Арсеньева об исследовании Дальнего Востока совсем не так энергичен, как книги Жюля Верна или Александра Дюма, зато он глубок и человечен, как и положено подлинной русской литературе. Поэтому, когда за экранизацию произведения взялся великий Акира Куросава, «Дерсу Узала» получил фантастическое экранное воплощение, смешивающий Азию и Европу, землю и небо, человека и природу. Удивительное совместное советско-японское кино отмеченное «Оскаром» и добрым десятком наград пониже рангом.
Восхождение (1976)
Берлинский кинофестиваль, проводившийся в Западном Берлине, довольно долго игнорировал ленты, созданные в странах соцлагеря, но определенное потепление в культурных взаимоотношениях двух геополитических полюсов в середине 70-х раскрыло двери Берлинале и для советских лент. И сразу успех – драма Ларисы Шепитько «Восхождение», повествующая о белорусских партизанах в годы войны, получила Золотого медведя, главный берлинский приз. Увы, фильм стал для Шепитько последним, спустя три года после премьеры «Восхождения» режиссер погибла в автокатастрофе.
Сибириада (1979)
Историческая драма, или, как называет свой фильм сам Андрей Кончаловский, поэма «Сибириада» изначально планировалась как заурядная производственная лента о буднях нефтяников, снимаемая в очередному Съезду КПСС. Кончаловскому этот путь показался скучным, и он перестроил проект в грандиозное столкновение эпох, судеб и характеров. По счастью, руководство Госкино приняло изменения, и свет увидел не серое бесформенное нечто, а большую яркую историю жизни и любви, этаких «Унесенных ветром» по-русски. Канны отметили «Сибириаду» своим Гран-При.
Москва слезам не верит (1979)
О фильме «Москва слезам не верит» мы рассказывали неоднократно по самым разным поводам, и вот появился еще один. На руководство советского кино и отечественных критиков фильм не произвел особенного впечатления, поэтому к победе картины на церемонии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» СССР просто оказался не готов, некому было даже забрать приз на сцене. Заслуженную статуэтку режиссер Владимир Меньшов получил только в 1988 году уже в Москве, до этого ее хранили в архиве Госкино.
Покаяние (1984)
В это невозможно поверить, но фильм «Покаяние» режиссера Тенгиза Абуладзе, в самой жесткой форме обличающий пороки советского строя, был снят задолго до того, как Михаил Горбачев объявил о начале Перестройки и Гласности. Безусловно знаковая для того времени лента вышла в прокат лишь в 1987-м, но сразу попала под шквал призов и наград – столь откровенного и эмоционального кино на столь сложную тему в СССР прежде просто не снимали. Оценили Абуладзе и за рубежом – В Каннах «Покаяние» получило Гран-При.
Тема (1986)
Еще более сложной была судьба драмы «Тема» режиссера Глеба Панфилова. Сложную картину о человеке, который не находит себя в обществе, Панфилов закончил еще в 1979 году, но из-за цензурных препон вынужден был многократно переделывать и перекраивать свое кино. Лишь в 1986-м с наступлением Эпохи Перемен «Тема» добралась до зрителей в изначально задуманном виде, но на родине ее приняли холодно, посчитав слишком сложной и заумной. Зато ленту оценили в Европе – фильм приехал в Берлин ощутимым фаворитом и заслуженно забрал Золотого медведя.
Урга – территория любви (1991)
Главные свои призы Никита Михалков получит уже в середине 1990-х, когда Советский Союз уже исчезнет с карт мира, но одну важную награду он получил еще за советский фильм. Точнее за советско-французский, рассказывающий о монголах, живущих в Китае. Удивительное сочетание самой разной энергетики в фильме-притче «Урга – территория любви» покорило критиков по всему миру, и награды не заставили себя ждать. Первой стал Золотой лев Венецианского кинофестиваля, а затем последовали номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».