10 самых крупных кассовых провалов XXI века
Thu, 02 May 2024 17:34:47 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:47 +0300Рисковый кинобизнес
10 самых крупных кассовых провалов XXI века
Рисковый кинобизнес
Кино – рискованный бизнес, никто не знает точных слагаемых, дающих в сумме гарантированный профит, а громадный вложенный в проект бюджет порой оборачивается колоссальными же убытками. Подсчитать потери студий, впрочем, не так-то просто, часто эта информация объявляется конфиденциальной, но по косвенным признакам можно прикинуть, каких денег стоила та или иная «киноафера». Мы собрали десяток самых оглушительных провалов последних 20 лет – посмотрим, пополнится ли этот топ к концу 2020 года…
10. Как знать… / How Do You Know (2010)
Потери – 123 миллиона долларов
Романтическая комедия режиссера Джеймса Брукса должна была стать одним из главных событий лета 2010 года, но создатели ленты выбились из всех возможных графиков и бюджетов. Начало и финал пришлось переснять, на гонорары постановщику и четырем главным звездам ушло более 50 миллионов долларов из 100 выделенных на картину, а неудачный маркетинг скорее отпугнул публику, чем привлек. Прокат в США получился ужасающим – в первые выходные фильм собрал всего 7,5 миллионов долларов, а уже после третьего уикенда его просто вычеркнули из расписания. В итоге – 49 миллионов долларов сборов в мире и потери в размере 123 миллионов по сегодняшним расценкам.
9. Стелс / Stealth (2005)
Потери – 126 миллионов долларов
Новый боевик от создателя «Форсажа» и «Трех Иксов» Роба Коэна с невероятной графикой, сложными пилотажными трюками, восставшим искусственным интеллектом и Джейми Фоксом в главной роли – что здесь могло пойти не так? Оказывается, всего выше перечисленного недостаточно, нужен еще какой-никакой сценарий. У Коэна сценарий был именно «никакой», а потому 135 миллионов долларов производственного бюджета оказались просто выброшенными на ветер – нового «Лучшего стрелка» из «Стелса» не получилось, зато «получилось» собрать в мировом прокате 75 миллионов. Сведенная бухгалтерия заставила рыдать боссов Columbia Pictures, студия потеряла на этом проекте 126 миллионов в сегодняшнем долларовом эквиваленте.
8. Джон Картер / John Carter (2012)
Потери – 127 миллионов долларов
Грандиозный проект студии Disney «Джон Картер» должен был стать новыми «Звездными войнами» – в изначальные планы продюсеров и режиссера входила трилогия с невиданными на то время технологическими решениями и невероятным размахом. Увы, реальность внесла существенные коррективы, при всем богатстве картинки и невероятном масштабе сражений даже первая картина не тронула ни зрителей, ни критиков, и «лавочку» пришлось спешно свернуть. Один из самых дорогих фильмов в истории кино (бюджет – 260 миллионов долларов) в кинотеатрах с горем пополам собрал 280, а это означает, что в прямые потери можно смело записывать и производство, и рекламу. Так что заявленные Disney 127 миллионов убытков – это явное занижение, не исключено, что перед нами самый убыточный фильм в истории кино.
7. Форт Аламо / The Alamo (2004)
Потери – 127 миллионов долларов
Героическая битва за Аламо – одна из самых известных и почитаемых американцами страниц истории Нового Света. Было вполне логично посчитать, что экранизация столкновения мексиканцев и техасских поселенцев заинтересует зрителей, ведь фильм 1960 года стал нестареющей классикой. Но что-то не сработало. Большой проект стоимостью в 107 миллионов долларов зачем-то качнуло в политику, и вместо захватывающих батальных сцен зрители получили два часа презануднейшей болтовни. Не справился «Форт Аламо» и с кинотеатральной конкуренцией со «Страстями Христовыми», вышедшими на экраны в те же дни, а за пределами США это кино и вовсе не нашло своей публики. В результате унылые 25 миллионов долларов в графе «Сборы» и минус 127 миллионов со счетов студии Touchstone Pictures.
6. Излом времени / A Wrinkle in Time (2018)
Потери – 133 миллиона долларов
Снова эксперименты студии Disney – научно-фантастическое приключение для подростков под названием «Излом времени». По замыслу создателей ленты, «Излом» должен был стать феминистическим гимном, увлекательной основой для большой кинематографической вселенной и самой дорогой лентой, снятой женщиной-режиссером. Из всего этого получилось только последнее – Ава ДюВерней действительно «спустила» 125 миллионов долларов на съемках, студия дополнительно еще столько же закинула в рекламную топку. Картина исправно переварила бюджет, но на выходе дала только 133 миллиона долларов мировых сборов (интересно, что вторым по объему сборов рынком для «Излома» стала Россия). Таким образом ДюВерней сняла не только самый дорогой, но и самый провальный фильм в истории женской режиссуры.
5. Последняя фантазия: Духи внутри / Final Fantasy: The Spirits Within (2001)
Потери – 136 миллионов долларов
Сейчас ужасающую «Последнюю фантазию», наверное, мало кто вспомнит, но для своего времени это был знаковый проект – первый фотореалистичный компьютерно-анимационный полнометражный фильм и самая дорогая картина основанная на видеоигре. Чтобы оценить размах задумки нужно представить, что обработка цифровых кадров фильма на самых мощных компьютерах того времени заняла четыре года. Стоимость производства этого виртуального роскошества оценивается в 137 миллионов долларов, вот только «выхлоп» от тяжелых трудов оказался мизерным – цифровые герои вернули на счета только 85 миллионов долларов кассовых сборов. Создатели «Последней фантазии» рассчитывали заменить цифровыми актерами живых, но в итоге обанкротились.
4. Приключения Плуто Нэша / The Adventures of Pluto Nash (2002)
Потери – 136 миллионов долларов
Даже самые преданные поклонники творчества комика Эдди Мерфи не могли себе представить, что однажды их кумир будет вызывать почти физическую неприязнь, но «Приключения Плуто Нэша» получились настолько унылыми, пошлыми и бледными, что фанаты уходили из кинозалов, не дождавшись финальных титров. Забавной авантюрной фантастики не получилось от слова совсем, зато получилось потерять на этом «предприятии» 136 миллионов долларов и репутацию Мерфи как комика, способного делать деньги из воздуха. Только вдумайтесь – фильм стоил в производстве 100 миллионов долларов, а собрал только 7 миллионов! Фантастический провал. И вишенкой на торте стал тот факт, что выпушенный на DVD «Плуто Нэш» смог выручить с продаж вчетверо больше, чем в показов в кинозале. Тоже своеобразный рекорд.
3. Синдбад: Легенда семи морей / Sinbad: Legend of the Seven Seas (2003)
Потери – 174 миллиона долларов
Участие в создание анимационного фильма о Синдбаде – наверное, самый позорный этап в карьере Брэда Питта. Актер просто согласился заменить на озвучании выбывшего из проекта Рассела Кроу, а в результате оказался втянут в крах рисованной анимации, едва не разоривший тысячи человек. «Синдбада» было решено снимать сразу после успеха «Аладдина», но пока студия DreamWorks разрабатывала «Легенду семи морей» время классических мультфильмов стремительно уходило. Опоздавший лет на десять Синдбад интереса у публики не нашел и «затонул» – при стоимости производства в 60 миллионов фильм собрал 80 миллионов, но маркетинговая кампания едва студию не разорила, потери DreamWorks составили более 125 миллионов по тем деньгам и 174 миллиона сегодняшних долларов.
2. Одинокий рейнджер / The Lone Ranger (2013)
Потери – 176 миллионов долларов
И еще один грандиозный провал из «коллекции» студии Disney (благо, этот киногигант может позволить себе многое). С Гором Вербински у руля, Джерри Брукхаймером в кресле продюсера и Джонни Деппом в кадре от «Одинокого рейнджера» публика ожидала, как минимум, новых «Пиратов Карибского моря», но столь заслуженные мастера своего дела на данном вестерне «съели чижика». Безусловно, многие иные проекты кассовым сборам в 260 миллионов были бы несказанно рады, но все дело в том, что «Рейнджер» стоил Disney нешуточные 225 миллионов, а ведь за этой суммой тянулись еще ощутимые затраты на рекламу. Итого индейская шляпа Джонни Деппа стоила «Мышиному дому» 176 миллионов долларов прямых потерь. А может и больше – на этой цифре убытки просто бросили считать.
1. Хроники хищных городов / Mortal Engines (2018)
Потери – 178 миллионов долларов
Кто же в новом веке умудрился профукать больше всего денег? Если отбросить сомнительные цифры «Джона Картера» и «Одинокого рейнджера», то «финансовую пирамиду наоборот» украшает «вишенка» в виде постапокалиптического стимпанк-приключения «Хроники хищных городов». Создатель великолепных «Властелина колец» и «Хоббита» Питер Джексон собирался сам снимать «Хроники», но затем передал их в руки дебютанта Кристиана Риверса, а тот задачу провалил – 150 миллионов бюджета превратились в 80 миллионов долларов мировых сборов. С учетом маркетинга и отчислений кинотеатрам студия Universal получила от «Хищных городов» пробоину размером в 178 миллионов долларов. Оправиться от этого оказалось непросто, и Universal даже пришлось заморозить несколько запланированных амбициозных проектов.