8 картин с самыми грандиозными массовыми сценами

Thu, 02 May 2024 17:36:30 +0300 Thu, 02 May 2024 17:36:30 +0300

Размах и масштаб

8 картин с самыми грандиозными массовыми сценами


Размах и масштаб...

Мы привыкли в фильмах заострять свое внимание на актерах первого плана, изредка обращая внимание на второстепенных персонажей. Что уж говорить про массовку – ее вообще мало кто замечает. А зря. Иногда массовка вполне может впечатлить – мы вспомнили несколько картин с самым большим числом статистов в кадре. Рискнете пересчитать?

Метрополис / Metropolis (1927)

Лента немца Фрица Ланга «Метрополис» и по сей день смотрится крайне впечатляюще, а если представить, что снята она почти сто лет назад, то и вовсе голова идет кругом. Задумки постановщика были настолько грандиозными, что их экранное воплощение стоило баснословные 5 миллионов марок – крупнейший бюджет на тот момент. Массовку фильма составили 37 тысяч человек, и этот показатель превысить не могли еще долго, однако непросто было и самому Лангу. Для одной из сцен картины автору понадобилось 4 тысячи человек бритых наголо, но таких нашлось только чуть больше девятисот. Пришлось использовать операторские хитрости, чтобы тысячу лысых голов превратить в людское море.

Камо грядеши? / Quo Vadis (1951)

Середина прошлого века стала эпохой голливудских пеплумов – эпических исторических картин с грандиозными декорациями, пышными костюмами, множеством локаций и, разумеется, впечатляющей массовкой. В картине «Камо грядеши?» режиссер Мервин Лерой показал сразу три сцены, где в кадре одновременно находилось более тысячи человек. Сначала 4 тысячи статистов изображали народ в эпизоде с приветствием императора, затем 2 тысячи эпизодников пытались спастись из пылающего Рима, а в финале 30 тысяч зрителей наблюдали за представлением в колоссальном цирке Нерона. При этом на арене присутствовало еще и пятьсот животных – совершенно неуправляемое скопище, на первый взгляд. Но ничего, справились, отсняли.

Десять заповедей / The Ten Commandments (1956)

Библейская постановка «Десять заповедей» американского режиссера Сесила Де Милля полна невероятных производственных достижений – это один из самых кассово успешных фильмов в истории кино. И для достижения высоких целей авторы не скупились – снимать исход Моисея из Египта голливудская съемочная группа отправилась к устью Нила. Здесь из числа местных жителей и солдат египетской армии была набрана массовка в 14 тысяч человек, которые и отправились в сорокалетний переход к Земле Обетованной. Толпой управляли 88 ассистентов режиссера, получающих команды по рации, а безопасность на грандиозной съемочной площадке поддерживало специальное армейское подразделение. Массовка тут была не только в кадре, но и за кадром.

Бен-Гур / Ben-Hur (1959)

Приключенческую драму «Бен-Гур» вспоминают в основном по двум причинам: как первого обладателя 11 «Оскаров», и как фильм с грандиозной сценой гонки на колесницах, невероятной даже по нынешнем временам. Соревнования действительно впечатляют, тем более что трибуны в этом эпизоде занимают 8 тысяч статистов, но еще большая массовка показана в этом фильме в сценах, связанных с Иисусом. Во время проповеди, восхождения к кресту и казни кадры наполняли лица и силуэты 15 тысяч человек из массовки. Для актеров и статистов «Бен-Гура» было пошито более 100 тысяч костюмов, так что даже массовые сцены здесь проработаны на совесть. За это фильм и был осыпан наградами.

Спартак / Spartacus (1960)

Съемки эпического «Спартака» давались Стэнли Кубрику очень нелегко. За кадром этой грандиозной постановки бушевали нешуточные конфликты: режиссер был на ножах со сценаристом, актеры лаялись друг с другом, а разросшаяся до 10 тысяч человек съемочная группа постоянно находила причины для забастовок и саботажа. Повезло Кубрику только в одном аспекте – поскольку съемки проходили в Испании, то для массовки ему была предоставлена… испанская армия. Для некоторых батальных сцен режиссеру предоставляли до 50 тысяч солдат и гражданских из числа местных жителей. Управлять слаженными действиями военных наверняка было удовольствием на фоне разброда внутри съемочной команды.

Война и мир / Ватерлоо / Waterloo (1965-1970)

Дилогия советского постановщика Сергея Бондарчука «Война и мир» / «Ватерлоо» – это настоящий триумф отечественного кинопроизводства. Съемки экранизации романа Льва Толстого объединили целую страну: легкая промышленность была занята пошивом костюмов, а сталелитейщики ковали киношное «оружие победы». Даже Министерство обороны выделило несколько подразделений для съемок батальных сцен. Сколько солдат было задействовано в съемках точно неизвестно, но считается, что для «Ватерлоо» было привлечено 15 тысяч солдат Советской Армии, а для «Войны и мира» их число было, как минимум, втрое больше. Впечатляющая массовка, собрать которую в европейском кино не удавалось больше никому и никогда.

Ганди / Gandhi (1982)

Рекорд «Ганди» по привлечению массовки в один фильм, возможно, не будет превзойден никогда. Эпизод с выходом великого индийского государственника даже вошел в «Книгу рекордов Гиннеса» – в кадре здесь оказалось более 300 тысяч человек. Даже зная о сумасшедшей любви местных жителей к своему лидеру и о бескорыстном желании едва ли не каждого сняться в фильме о нем, режиссер Ричард Аттенборо пошел на хитрость – съемки ключевой сцены были назначены на 31 января, день смерти Ганди и дату всеобщей скорби по нему. На улицы высыпало подлинное людское море, которым было невозможно управлять, но внешнее воздействие и не было нужно. Индийцы были восхищены сходством Бена Кингсли со своим кумиром и продемонстрировали на камеру самые живые и искренние чувства.

Властелин колец / The Lord of the Rings (2001-2003)

В современном кино самые грандиозные сцены принято снимать с минимумом статистов – сегодня гораздо проще «размножить» армии на компьютере, чем собирать толпу слабо подготовленных людей, гримировать и наряжать их в костюмы, а потом добиваться синхронности действий. Режиссер Питер Джексон, впрочем, не из тех, кто ищет легкий путь. Для съемок трилогии «Властелин колец» он привлек 20 тысяч человек, которые изображали различные армии в сражениях за Хельмову падь и Минас-Тирит. Съемки были затруднены тем, что массовке платили крайне скупо, а требовали многого, но вряд ли кто-то из статистов пожалел о своем участии в проекте – «Властелин колец» стал главным событием для Новой Зеландии со времен открытия этих островов. Тут спасибо сказать надо, а не жаловаться.

Евгений Ухов


28 декабря 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru