10 лучших российских фантастических фильмов XXI века
Thu, 02 May 2024 17:38:48 +0300 Thu, 02 May 2024 17:38:48 +0300Ищем жемчужины в современной российской фантастике
10 лучших российских фантастических фильмов XXI века
Ищем жемчужины в современной российской фантастике
Российская фантастика – жанр особенный, в силу разных причин, у нас принято снимать картины, не требующие больших финансовых вложений или особенной визуальной изобретательности. И все же большая отечественная фантастика в кинотеатрах присутствовала и присутствует. Мы вспомнили десяток картин, которыми можно если не гордиться, то смотреть с удовольствием.
Параграф 78 (2007)
Боевик «Параграф 78» в год его выхода на большие экраны зрители и критики приняли крайне прохладно – никто не верил в то, что в России вообще можно снимать конкурентоспособные фантастику и экшн. Но время все расставило по своим местам, сегодня фильм режиссера Михаила Хлебородова смотрится ничуть не хуже многих западных лент. Да, в нем иногда проглядывает зажатость бюджета, недоработанность характеров и отчаянное желание постановщика продемонстрировать свою насмотренность жанровыми лентами, но в целом это отличное кино с хорошо поставленными драками, напряженной атмосферой и незатасканным сюжетом.
Мы из будущего (2008)
Тема Великой Отечественной войны в нашем кино занимает особое место, поэтому к фантастическим историям, касающимся этого трагического периода нашей истории, зритель относится с крайним скепсисом. Приключенческую драму «Мы из будущего» можно только похвалить – авторам фильм удалось соблюсти точный баланс между удалым боевиком для подростков и серьезным социальным посылом о невероятном подвиге солдат, отстоявших родную землю. Путешествие во времени удачно вплелось в военную тематику и задало вектор, по которому затем пошли фильмы «Туман» и «Рубеж». Но первыми все же были Борман и его приятели, «занырнувшие» в 1942-й.
На игре (2009)
Сегодня кибербоевик «На игре», поставленный Павлом Санаевым, смотрится крайне наивно, но это участь всей фантастики, опирающейся на тему виртуальной реальности и компьютерного моделирования – предугадать технологические тренды крайне сложно. Смешно смотреть на распространяемые на дисках игры, на забавные эффекты, на наивное, но искреннее желание «переплюнуть» «Матрицу» в боевых сценах, но если сделать скидку на время и отметить желание съемочной команды сделать что-то новое, по лента воспринимается «на ура». Из сегодняшних геймеров такая банда наемников, какой стали герои «На игре», конечно, не получилась бы – разбаловал нас Кодзима, ой, разбаловал…
Фантом / The Darkest Hour (2011)
Формально «Фантом», с голливудским режиссером, актерами и продакшеном, конечно, в большей степени является голливудским фильмом, но учитывая то, что снят он был в Москве (в настоящей Москве, а не в Будапеште, как другие фильмы о России), а в камео засветились Гоша Куценко, Петя Федоров и Артур Смольянинов, мы решили дать ему место в нашем списке. Тем более что кино-то неплохое. Да, с физикой и логикой в сюжете не все ладно, но драйв присутствует и за героев хочется переживать. Ну, и отметим отдельно, что для «Фантома» сценаристы и продюсеры придумали оригинальную форму инопланетян – уже за то, что это не банальные серые существа, можно поаплодировать.
Трудно быть богом (2013)
Грандиозный долгострой Алексея Германа «Трудно быть богом» к фантастике можно отнести только с большими оговорками – при том, что лента порой очень точно следует словам одноименной повести братьев Стругацких, это скорее не кино, а некий сплав живописи, скульптуры, визуальной композиции и эпатажа. С точки зрения зрелищности или массовости к «Трудно быть богом» совершенно точно подходить бесполезно. Это по-прежнему история попытки землян вытащить обитателей другой планеты из глухого Средневековья, но бластеров, фазеров и Звезд Смерти здесь не будет, зато легко читаются отсылки к нашим собственным истории, обществу, культуре и науке. Сложное кино, требующее смотреть и думать.
Хардкор (2016)
Наверное, если вас спросить о сюжете фантастического боевика «Хардкор», снятого музыкантом Ильей Найшуллером, вы затруднитесь вспомнить даже общую канву, но при этом визуальный ряд ленты прочно засел в памяти у любого, кто ее видел. Действительно, главная фишка «Хардкора» – это трансляция действия исключительно от первого лица. Вторая фишка – практически непрерывный экшн. Зрителю предлагается почувствовать себя в теле киборга, идущего по следу безумного злодея, желающего захватить власть в мире с помощью боевых роботов. На долгом пути к финальным титрам вам придется бегать, прыгать, стрелять из всех видов оружия, драться, водить транспорт, падать и снова подниматься. Далеко не все выдерживают такой калейдоскоп.
Мафия: Игра на выживание (2016)
У режиссера Сарика Андреасяна с публикой сложные взаимоотношения, но стоит признать, что в ответ на потоки критики этот режиссер не сдается, не сворачивает с намеченного пути, а продолжает экспериментировать с жанрами. «Мафию» зрители и критики тоже от души поругали, но, честно говоря, разгромных рецензий фильм не заслуживал – в нем любопытно реализована страсть аудитории к играм, поднят вопрос борьбы с внутренними страхами, наконец, здесь шикарно прорисована Москва будущего, а декорации достойны всяческих похвал. Увы, не удалось в должной мере раскрыть все характеры персонажей, но это и не было целью – все равно победит Мафия.
Притяжение (2017)
«Притяжение» Федора Бондарчука – настоящий фильм-сюрприз. Для публики, которая не особенно следит за новостями со съемочных площадок, премьера блокбастера о вторжении в Москву инопланетян стала сродни тому самому приземлению космолета в Чертаново, с которого начинается картина. Далеко не все удалось реализовать безупречно, да и драматическая составляющая картины несколько удручает, но в общем «Притяжение» скорее радует, чем огорчает. Трудно сказать, как мы повели бы себя, случись что-то подобное в реальности, но вариант Бондарчука вполне имеет право на жизнь. Посмотрим, провел ли автор работу над ошибками - продолжение выйдет в прокат уже в Новый год.
Черновик (2018)
Сергея Лукьяненко вполне можно назвать одним из отцов российской кинофантастики – именно «Дозоры», снятые по его книгам, продемонстрировали зрителю возможности отечественного кинопроизводства и задали планку для последователей. Увы, что-то столь же масштабное, как история Антона Городецкого, до последнего времени никто поставить не решался, и потому от «Черновика» поклонники писателя ждали чего-то особенно впечатляющего. Получилось на твердую «четыре» – сюжетные линии удалось экранизировать весьма пунктирно, но зато визуально варианты Москвы из разных миров выглядят невероятно красиво и привлекательно. С идеологией, правда, авторы чуть перестарались, а в остальном – неплохо.
Аванпост (2019)
Постапокалиптический триллер «Аванпост» авансом получил пропуск в нашу сегодняшнюю подборку, до премьеры еще несколько недель, но ожидания от картины столь велики, что очень хочется, чтобы у авторов все получилось. Сюжет ленты разворачивается в «аномальной зоне наоборот» – большая часть планеты погрузилась во тьму и оказалась заражена всепоглощающим вирусом, человечество уцелело лишь на небольшом пятачке. В сумраке за границей живой зоны назревает что-то страшное, поэтому выжившие готовятся принять удар и отправляют разведчиков в неизвестность. По трейлерам напрашиваются параллели с «Аннигиляцией», «Сталкером» и «Голодными играми» – посмотрим, сможет ли «Аванпост» найти свое место в плотном ряду классной фантастики.