7 заумных, но очень крутых фантастических фильмов
Thu, 02 May 2024 17:36:21 +0300 Thu, 02 May 2024 17:36:21 +0300Гимнастика для ума
7 заумных, но очень крутых фантастических фильмов
Гимнастика для ума...
Экранная фантастика может ненавязчиво развлекать, а может подталкивать к размышлениям на темы, которые раньше зрителям просто не приходили в головы. И это прекрасно, именно за это жанр так любим. Мы вспомнили несколько фантастических картин с философским подтекстом – их можно и нужно не только смотреть, но и бурно обсуждать с друзьями и близкими.
Солярис (1972)
Казалось бы, синопсис «Соляриса» должен гарантировать зрителю-новичку необыкновенный эмоциональный подъем: сюжет разворачивается на космической станции, кружащей вокруг неведомой планеты, герои сталкиваются с таинственными призраками, команда постепенно сходит с ума… Но мы-то с вами знаем, «Солярис» – не «Пекло» и не «Сквозь горизонт». Это куда более умное и тонкое кино, за внешней фантастической оболочкой скрывающее совсем иные вопросы к зрителю. Кто мы? Готовы ли мы проникнуть в тайны природы? Что есть любовь? И способны ли мы понять истинное ее проявление? Станислав Лем, автор оригинального романа, по которому поставлен «Солярис», вдрызг разругался с режиссером Андреем Тарковским на почве того, что нужно показывать в фильме. Но мы имеем то, что имеем. И киношный «Солярис» прекрасен.
Вечное сияние чистого разума / Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004)
«Мне бы жизнь свою, как кинопленку, прокрутить на десять лет назад…» – пел когда-то один известный исполнитель. Главный герой фантастической мелодрамы «Вечное сияние чистого разума» занят в кино именно этим – однажды он решился избавиться от тягостных воспоминаний о своей самой большой влюбленности, но что-то пошло не так, и вместо амнезии, он заново переживает самые трогательные моменты своей жизни. Картина Мишеля Гондри не особенно эффектно показывает невероятные возможности манипулирования воспоминаниями, но зато настолько трогательно кружит вокруг эмоционального сердечника ленты, что зритель не может не задуматься о лучших минутах в своей собственной судьбе.
Господин Никто / Mr. Nobody (2009)
Бельгиец Жако Ван Дормаль в своей картине «Господин Никто» раскрывает весьма простую мысль, о которой многократно говорили до него – наша судьба строится нами самими и складывается из миллионов и миллиардов выборов, которые мы делаем каждый день. Главный герой фильма пересказывает свое прошлое, которое полно необычных развилок и грандиозных дилемм, однако даже самые неудачные, на первый взгляд, судьбоносные решения в итоге приводят к оптимистичному итогу. Ленту украшает «вечнозеленый» Джаред Лето, занятый в главной роли и восхитительная работа художников – для фантастики «Господин Никто» является настоящим украшением жанра.
Начало / Inception (2010)
Если не погружаться в настоящую подоплеку фантастического детектива «Начало», то может показаться, что это совершенно примитивный фильм-ограбление, орудием взлома для которого являются осознанные сновидения или погружение в управляемые грезы. Разумеется, можно ограничиться и поверхностным приемом сюжета о компании техношпионов, ловко формирующих в мозгах их жертв мысли, необходимые заказчику, но если взглянуть на «Начало» пристальнее, то откроется бездна разнообразных интерпретаций для происходящего на экране: от метафоры формирования новой развлекательной индустрии до попытки разделить в мыслях зрителя чувственное и рассудочное. Нам больше нравится представление о «Начале», как о философском значении кинематографа – фильмы, как и Архитектор внутри ленты, внедряют зрителю необходимые авторам мысли…
Интерстеллар / Interstellar (2014)
Великолепная картина Кристофера Нолана «Интерстеллар» отправляет зрителя не только к далеким планетам, в ней автор пытается доступным языком блокбастера рассказать о довольно сложных физических явлениях: о теории относительности, о струнах и многомерном пространстве. Чтобы понять все тонкости путешествия астронавтов на звездолете «Эндюранс», требуется либо хорошее техническое образование, либо ангельское терпение – принять объяснения происходящего в кадре дано далеко не каждому. При этом «Интерстеллар» необычайно красив – космос и иные миры выглядят тут завораживающе, хочется скорее отправиться к звездам.
Патруль времени / Predestination (2014)
Поклонников картин о путешествиях во времени, чей набор не ограничивается одним только «Назад в будущее», не удивляют постоянно возникающие в картинах «хроножанра» вопросы о парадоксах, создаваемых вмешательством в течение секунд, минут, часов и дней. О «Патруле времени» можно рассказывать, как об очередной истории прыжков в прошлое и будущее, а можно посмотреть на ленту под иным углом – герои в ней изучают парадокс предопределения, один из краеугольных камней теории перемещения в прошлое и будущее. Сами ли мы строим свою судьбу, или наша жизнь запрограммирована? Способны ли мы что-то изменить, или все давно предопределено? Можно ли остановить бег времени ценой собственной жизни? «Патруль времени» отнюдь не так прост, как может показаться с первого просмотра.
Прибытие / Arrival (2016)
Сюжет картины «Прибытие» режиссера Дани Вильнева основан на коротком рассказе, поэтому первые зрители фильма ошибочно предполагали, что их ждет легкомысленная встреча с пришельцами, которые откроют героям ответ на загадку о смысле жизни в самой доступной форме. На поверку «Прибытие» оказалась одной из лучших фантастических лент не только 2016 года, но и XXI века вообще. Завораживающие космические корабли, невиданные до селе формы внеземного разума, сложные для понимания языковые контакты с пришельцами – все это в первую очередь подталкивает задуматься о том, кто мы такие, куда держим путь как вид, и готовы ли мы стать частью большой вселенной, или пока нас лучше не выпускать из «песочницы» Солнечной системы. Красивое и умное кино о контакте с чужеродным.