Очевидное и вполне вероятное
Wed, 11 May 2022 20:48:56 +0300 Wed, 11 May 2022 20:48:56 +03003LCD-проектор Epson EH-TW9300
Очевидное и вполне вероятное
Цена – 225 300 руб.
Все производители видеотехники утверждают, что переход на модели с разрешением 4К, безусловно, несет улучшение качества изображения. Однако в реальности для поиска этих улучшений большинству приходится напрягать зрение даже при лобовом сравнении моделей, хотя есть и исключения. Одно из самых ярких – перед вами.
Идею перехода на разрешение 4К взамен Full HD первыми поддержали производители телевизоров. Они же и громче всех говорили он невероятных преимуществах такого перехода для зрителей. В реальности большинство покупателей новых телевизоров приобретают их не для того, чтобы сразу увидеть прибавку в четкости, а что называется «на вырост», надеясь получить эту прибавку в будущем. Причина проста – увидеть эту прибавку на экране 50 и даже 65 дюймов по диагонали не так просто. Для этого само видео должно быть потрясающего качества, а фильмов с таким качеством не только на нынешний момент выпущено совсем мало, их вообще немного было и будет. Ну снимают их так, что поделать!
Другое дело – прибавка в четкости на большом экране. На диагонали в 90 и тем более 120 дюймов разница в качестве между старым и новым ремастированным видео любого фильма даже без повышения разрешения видна невооруженным глазом, что подтвердит любой пользователь проектора. Проблема в том, что проекторы с разрешением 4К еще довольно дороги. Причем, судя по новинкам, большинство из них дорогими останутся еще очень долго. К примеру, самые доступные одночиповые DLP-проекторы с разрешением 4К по цене лишь немного меньше LCOS-моделей начального уровня, хотя обладают на порядок меньшей контрастностью и заметным эффектом радуги. При этом выясняется, что и у них разрешение чипов не соответствует реальным 4К, и HDR не поддерживается, и 3D тоже нет. А проекторы с реальным 4К-разрешением доступными язык вообще не поворачивается назвать – по цене они приближаются к автомобилям.
Важное преимущество – поддержка HDR, 3D и прочих передовых технологий. В отличие от только что появившихся, то есть по идее самых современных на сегодняшний день микрозеркальных 4К-проекторов, у моделей Epson все это есть!
В итоге, пожалуй, самыми привлекательными по цене 4К-проекторами на сегодня являются аппараты Epson, построенные на собственной технологии проецирования – 3LCD. Об одном из них и поговорим. Epson EH-TW9300 – не самый доступный 4К-проектор в линейке фирмы, например, модель EH-TW7300 дешевле. Скорее, его можно назвать лучшим 3LCD 4К-аппаратом, что на наш взгляд даже интереснее в том плане, что он показывает возможности технологии и перспективы ее развития. Но начнем мы, пожалуй, с того, что эта технология принесла проекторам попутно вместе с изображением. Речь прежде всего об удобстве инсталляции. 3LCD-проекторы еще на заре развития в сфере домашнего кино получили возможность сдвига объектива, позволяющего вкупе с большой кратностью зумирования устанавливать их в крайне стесненных и нестандартных условиях. В этом вопросе DLP-конкуренты от них всегда отставали, получив возможность сдвига изображения лишь в последние 3-4 года и не разжившись большим зумом даже на дорогих моделях.В своих 4К-моделях компания Epson пошла еще дальше, снабдив сервоприводами все оптические регулировки и сделав моторизованной защитную шторку объектива, на которой сэкономили даже производители многих свехдорогих LCOS-аппаратов, хотя бесполезной ее никак не назовешь. Ведь любой проектор, снабжаемый системой охлаждения, всегда притягивает к себе пыль, неизбежно оседающей на объективе, протирать который часто не очень удобно, да и не рекомендуется.
Помимо сервоприводов регулировки объектива здесь имеют еще и рекордные диапазоны настройки. По вертикали изображение можно сдвинуть на 96% высоты вверх и вниз от среднего положения, по горизонтали – на 47% влево и вправо, а коэффициент зумирования равен 2,1, что больше, чем на любом другом проекторе для ДК. Стоит также упомянуть, что при таких регулировках и переходе на 4К инженеры сохранили в проекторе цифровую корректировку трапеции, от которой из-за сложности обработки отказались другие производители, хотя она может помочь в сложных ситуациях, когда другие способы не помогают.
Еще одно «сопутствующее» преимущество 3LCD-проекторов в сравнении с теми же микрозеркальными аппаратами – невысокий шум от работы системы вентиляции. Вообще, модели на жидких кристаллах при сравнимой яркости всегда были чуть тише, чем DLP-конкуренты, хотя потери света в них теоретически должны быть больше, а соответственно лампы должны быть ярче. Почему именно так – на этот вопрос есть несколько соображений, но факт остается фактом. С Epson EH-TW9300 ситуация аналогичная. При максимальном световом потоке в 2500 ANSI-лм он работает тише, чем даже менее яркие DLP-проекторы. А в экономичном режиме, при котором потока вполне хватает для работы со 106-дюймовым экраном без усиления, он работает тише любого стационарного компьютера и тише многих ноутбуков.
И еще одно важное преимущество, которое напрямую не связано с 3LCD-технологией, но имеет непосредственное отношение к изображению – поддержка HDR, 3D и прочих передовых технологий. В отличие от только что появившихся, то есть по идее самых современных на сегодняшний день микрозеркальных 4К-проекторов, у моделей Epson все это есть! И важно это в первую очередь для совместимости с новыми форматами вроде UHD Blu-ray и современных интернет сервисов, которые предоставляют Netflix, Amazon, Okko и другие компании. Объяснение этому очень простое – Epson сам разрабатывает и производит свои модели, ориентируясь на современные тенденции, а производители DLP-проекторов всецело зависят от Texas Instruments, монополиста в деле производства DMD-чипов и процессоров к ним, который, видимо, хочет растянуть процесс ввода новых функций на годы вперед, добавляя их постепенно.
Осведомленные читатели здесь могут возразить, мол и другие производители тоже не спешат вводить новейшие элементы в свои модели, например, матрицы с реальным разрешением 4К. Казалось бы, аргумент убийственный, но на практике он мало что значит. Когда только появились первые 4К-проекторы, мы сами ратовали за скорейшее внедрение матриц с таким разрешением, однако реальность оказалась прозаичнее. Матрицы с реальным разрешением 4К и устройства, повышающие разрешение с помощью оптических актуаторов – это всего лишь два способа решения одной задачи – создания на экране изображения со сверхвысоким разрешением. А его качество зависит не только от исходного разрешения матриц, но и от множества других факторов, например, качества оптики, мощности видеопроцессоров, алгоритмов обработки и прочего. В итоге получилось так, что сегодня на рынке есть уже множество проекторов с устройствами повышения разрешения, которые показывают лучше моделей с 4К-матрицами, причем не только по яркости или контрасту, но и по четкости!
Инженеры Epson судя по всему прекрасно осведомлены об этих тонкостях, поэтому в своих 3LCD-проекторах применили именно оптические актуаторы 4К Enhancer в сочетании с матрицами с разрешением Full HD, дабы кардинально снизить цену аппаратов и одновременно улучшить качество изображения, обойдя одну из «особенностей» самой технологии 3LCD. Дело в том, что в ней используются так называемые просветные ЖК-матрицы, через которые свет проходит насквозь, а не отражается, как в чипах типа DLP и LCOS. Перемычки между пикселями, которые и образуют на экране межпиксельную сетку, у них толще, чем у LCOS, потому что через них в частности проходят и часть электродов. И простое увеличение числа пикселей на матрице существенно не изменит ситуацию, даже если в несколько раз повысят точность при производстве.
4К Enhancer, в отличие от E-Shift, сдвигает изображение от матриц на величину полпикселя плюс толщину перемычки меж пикселями. В итоге два изображения, из которых составляется 4К-картинка, накладываются друг на друга так, что сетка на экране исчезает вовсе!
Зато невооруженным глазом видно прибавление четкости на практически на любом фильме с UHD Blu-ray, фотографиях, сделанных зеркальными и беззеркальными камерами, а также флагманскими смартфонами. Да что там, достаточно просто вывести рабочий стол с ноутбука, поддерживающего вывод 4К-видео через HDMI, чтобы убедиться в прибавке четкости – все надписи, папки, иконки будут выглядеть четче и менее пикселезованными. Если смотреть обычное Full HD-видео в таком режиме, деталей, конечно, не прибавится, но картинка все равно будет выглядеть лучше – чище, натуральнее и кинематографичнее. Так что схема с оптическим увеличением для 3LCD-проекторов – это способ улучшения качества изображения, а не компромисс. Ее быстродействия хватает и для обработки движений со вставкой дополнительно сгенерированных кадров для улучшения плавности и удаления смазываний. И хватило бы потенциально для объемного режима, но при выведении 3D-изображения она отключается, в чем я лично не вижу никакой трагедии, поскольку 4К 3D-видео для бытового применения еще не изобрели, все имеющиеся 3D-релизы имеют максимальное разрешение Full HD, а при отображении такого режима на экране сетку не замечаешь в упор. Зато объем Epson EH-TW9300 создает очень уверенно – на дешевый аттракцион, каковой неизменно получается у телевизоров, это совсем непохоже. Смотреть даже приятно, ибо и яркости благодаря мощной лампе, и четкости благодаря процессору хватает вполне.Вопросы, и то только в теории, а не после просмотра могут возникнуть лишь к цветам. В данном проекторе использована стандартная лампа высокого давления, модифицированная под более жесткие температурные условия эксплуатации, что позволяет проектору быстро охлаждаться после выключения. Но она имеет стандартный спектр, поэтому и цветовой охват у него стандартный. Он не дотягивает до требований HDR, в чем нет ничего страшного – у абсолютного большинства видеоустройств сходная ситуация. 99% времени это и никак не проявляется, потому что в основном все мы смотрим видео, заточенное под стандартные требования Rec.709, которым Epson EH-TW9300 также соответствует. Но при просмотре на нем UHD Blu-ray c HDR электроника модифицирует картинку, чтобы цвета выглядели на экране ярче. Визуально они действительно становятся ярче. Но лучше ли – вопрос скорее индивидуальных предпочтений, потому что стандарта на этот счет еще нет, как и тестового материала. Есть лишь рекомендации производителям. Собственно поэтому в настройках есть несколько пресетов на этот случай, чтобы самому выставить степень «улучшения яркости цветов». На мой личный взгляд среднее положение этой регулировки – оптимальное. Большую степень не хотелось включать, потому что сами производители дисков, то есть киностудии не определились с тем, насколько ярче они хотят преподносить свои фильмы с HDR. Речь о натуральности тут вообще не идет, потому что все без исключения фильмы подвергают колоризации, то есть изменению того, что сняла камера. Поэтому, выставив среднее положение, можно и задумку режиссера увидеть, и не обомлеть от размаха фантазии кодировщика. А главное – с помощью относительно недорогого проектора получить сверхчеткое изображение у себя дома, не переводя мысли о нем в вечную мечту, которая, видя нынешнее положение на рынке, может и не сбыться.
Результаты измерений
Проектор Epson EH-TW9300 очень яркий. В стандартном режиме без использования динамической диафрагмы и без фильтра Cinema Filter яркость белого на 106-дюймовом экране впечатляет – 1 467 кд/м2. Это в 1,5 раза больше, чем нужно для такого полотна при просмотре обычного 2D-материала. С фильтром – 985 кд/м2, чего хватит и для просмотра фильмов с HDR. Уровень черного без фильтра закономерно слишком высок – 0,421 кд/м2. С фильтром – 0,14 км/м2. При этом в любом случае проработка градаций в диапазоне идеальная, а гамма соответствует референсной 2.2 (рис.2). Цветовой охват без фильтра урезан и смещен в синеву (рис.1). При включении фильтра он совпадает с темным треугольником на графике. Баланс цветов в любом случае при выборе «теплой» настройки температуры в меню остается стабильным и уравновешенным. Править его калибровкой по большому счету и не нужно. Фактическая температура на большей части диапазона составляет 6600К.
Паспортные данные:
Тип – 3LCD-видеопроектор | Название – Epson EH-TW9300 | Формат – 16:9 | Матрицы: тип, размер (дюймов) – 3 х P-Si TFT; 0,74 | Разрешение матриц, пикс. – 1920 x 1080 | Световой поток, ANSI-лм – 2500 | Контрастность динамическая – 1 000 000:1 | Минимальное фокусное расстояние для проецирования на 106 дюймов, м – 3,18 | Сдвиг изображения – по вертикали: 96%, по горизонтали: 47% | Видеовходы – VGA DB15, HDMI 2.0 HDCP2.2 (2) | Уровень шума, дБ – 20 | Габариты, см – 52 x 19,3 x 45 | Масса, кг – 11,0
Оценки
+ | Отсутствие пиксельной решетки на изображении, неплохая реальная четкость, поддержка HDR и 3D-режима, невысокий уровень шума работы вентиляции, моторизованные регулировки оптики, рекордные значения смещения и зума | - | Насыщенность цветов в зеленой области могла быть и повыше |
Вывод:
Версия недорогого 4К-проектора от Epson в целом и по отдельным параметрам получилась заметно лучше самых доступных DLP-проекторов, но стоит при этом заметно дешевле них. Так что стоит задуматься.
Юрий Глушков
14 апреля 2017 года