10 лучших научно-фантастических фильмов, снятых в Италии
Thu, 02 May 2024 17:38:48 +0300 Thu, 02 May 2024 17:38:48 +0300Фантастика по-итальянски
10 лучших научно-фантастических фильмов, снятых в Италии
Фантастика по-итальянски...
В середине прошлого века Италия задавала стандарты в жанре фильма ужасов и фантастики. Не перевелись в этой стране мастера и в 80-х, когда интерес к сайфаю вырос во всем мире, и сегодня, когда компьютеры и спецэффекты заполонили кинозалы. Мы собрали наиболее яркие фантастические ленты, снятые в Италии. Проверьте, видели ли вы их все?
Последний человек на Земле / The Last Man on Earth (1964)
Картина "Я – легенда" с Уиллом Смитом в главной роли считается одним из лучших постапокалиптических фильмов, но далеко не все знают, что снят он по одноименному роману Ричарда Мэтисона, и уж тем более немногие видели первую экранизацию этой книги. Еще в 1964 году итальянцы сняли фантастический хоррор "Последний человек на Земле", где ученого, выжившего после того, как планету опустошила убийственная чума, сыграл Ричард Прайс. Размах у картины, разумеется, совсем не тот, и на фоне пустого мегаполиса главного героя здесь почти не показывают, но в таких лентах главное – атмосфера, и у итальянцев с ней все в порядке.
Планета вампиров / Terrore nello spazio (1965)
Культовый режиссер Марио Бава считается королем итальянского хоррора 60-х, но для своих фильмов ужасов он часто использовал фантастический антураж. Так, в "Планете вампиров" действие разворачивается в далеком космосе – звездолет получает сигнал бедствия с неизвестной планеты, но прибыв на место, не находит никого живого. Зато команда начинает вести себя агрессивно, стычки членов экипажа заканчиваются смертями, а умершие затем восстают из своих могил. В свое время лента не стала большим событием, но она явно повлияла на кинематограф в общем – именно из этого незамысловатого сюжета впоследствии вырос "Чужой" Ридли Скотта, правда бестелесных вурдалаков в нем уже сменил монстр.
Десятая жертва / La Decima Vittima (1965)
Фантастический триллер "Десятая жертва" итальянского режиссера Элио Петри предвосхитил появление таких картин как "Бегущий человек", "Судная ночь" и "Голодные игры". В свободной форме пересказывающая сюжет рассказа Роберта Шекли "Седьмая жертва" эта лента повествует о будущем, в котором ради сохранения равновесия морали и насилия введено специальное смертельное развлечение, победитель которого становится миллионером. Очаровательная "амазонка" Кэролайн находится в шаге от финальной награды, однако, чтобы заполучить приз, ей придется убить молодого красавца Марчелло (Мастрояни, между прочим). Противником охотницы становится не только общество, но и вспыхнувшие к цели чувства.
Альфавиль / Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution (1965)
Антиутопический неонуар "Альфавиль" снял Жан-Люк Годар, поэтому на то, чтобы расслабиться и насладиться блокбастером, при просмотре картины рассчитывать не приходится. Лента в самых мрачных тонах предвосхищает бесцветное темное будущее человечества в управляемых компьютерами городах, где запрещены все эмоции и чувства. Город Альфавиль, где компьютер пытается изменить суть человека путем введения все новых и новых запретов, постепенно превращается в мертвый механизм, и тогда повернуть ситуацию к лучшему берется приезжий частный детектив и дочь местного ученого. Лента отмечена главным призом Берлинского кинофестиваля – нечастый успех для фантастических фильмов.
Город зомби / Incubo sulla città contaminata (1980)
Название "Город зомби" сыграло с картиной итальянского режиссера Умберто Ленци дурную шутку. Дело в том, что в оригинале "зомби" не упоминаются ни в названии ленты, ни внутри ее, однако в зарубежном прокате зараженных лучевой болезнью прозвали "ходячими мертвецами" и фильм полностью утратил свой смысл. Автор закладывал антивоенный и антиядерный посыл, но "Город зомби" превратился в банальный хоррор о том, как самолет с зараженными во время аварии на атомной станции послужил очагом разрушительного нашествия монстров, некогда бывших людьми. Как бы то ни было, картина получилась весьма примечательной, а Квентин Тарантино называет "Город" одним и тех фильмов, что радикально повлиял на его творчество.
2019: После падения Нью-Йорка / Dopo la caduta di New York (1983)
Всегда интересно посмотреть на то, каким наше время представляли себе те, кто жил и творил несколько лет назад. Фильм "2019: После падения Нью-Йорка" – лучший способ понять, насколько мрачные прогнозы строились относительно будущего человечества в середине 80-х. По мнению авторов этого итальянского фантастического боевика в 2019 году планета будет находиться в руинах последствий ядерной войны, немногие выжившие лишены способности к размножению, а значит, людской род обречен. Внезапно где-то среди руин Нью-Йорка обнаруживается девушка, способная родить, и за ней начинается настоящая охота оставшихся на планете противоборствующих группировок. Считаете, что сюжет похож на "Вавилон Н.Э." или "Дитя человеческое"? Все верно, идеи этих фильмов взяты, в том числе, и в "После падения Нью-Йорка".
Нирвана / Nirvana (1997)
Сегодня, благодаря компьютерным играм, о киберпанке не знают только те, кто полностью отрезан от интернета, но в конце прошлого века даже само это понятие было сложно сформулировать. Решением стало создание фильмов, в которых будущее было показано через слияние человека и компьютера, и один из самых ярких примеров такого кино – "Нирвана" итальянца Габриэле Сальватореса. Здесь вам и погружение в виртуальную реальность, и колоссальное расслоение общества на бедных и богатых, и импланты в человеческое тело, и торговля органами, и пересадка сознания – все за что бы любим "Бегущего по лезвию", "Джонни-мнемоника" или "Вспомнить все".
Меня зовут Джиг Робот / Lo chiamavano Jeeg Robot (2015)
Лента с несколько неуклюжим названием "Меня зовут Джиг Робот" по завязке своего сюжета напоминает самые банальные комикс-экранизации. Главный герой – мелкий бандит – падает в бочку с радиоактивными отходами и приобретает суперсилу и неуязвимость. Свои новые умения он применяет в борьбе с засилием наркотиков на улицах родного города, чем вызывает гнев местных крестных отцов и вызывает на себя весь гнев "Коза ностры". Вроде бы все просто, но есть в "Джиг Роботе" какая-то особая эмоциональность, благодаря которой фильм и зрительскую любовь заполучил, и был осыпан целым ворохом национальных кинематографических наград. Этакий постмодернистский трагикомический кинокомикс.
Герберт Уэст – реаниматор / Herbert West: Re-Animator (2017)
Всем поклонникам фильмов ужасов и фантастики хорошо известна трилогия картин "Реаниматор" с Джеффри Комбсом в главной роли. Сравнительно недавно права на оригинальный рассказ Говарда Лавкрафта о безумном доктор стали общедоступными, и кино по этому произведению начали снимать сразу в нескольких странах. Первыми отличились итальянцы – в их "Герберте Уэсте – реаниматоре" главный герой теряет дочь, но не желает подчиняться силам природы и бросает вселенной вызов в попытке оживить ребенка. Итоги, как вы понимаете, оказываются плачевны – не столь вычурная и яркая картина, как та, что в 1985 году снял Стюарт Гордон, теперь это скорее драматической хоррор о невозможности противостоять неизбежному. Сравнить, в любом случае, любопытно.
Улисс: Темная Одиссея / Ulysses: A Dark Odyssey (2018)
И еще один знакомый сюжет, представленный в новом исполнении итальянскими кинематографистами. Действие известной трагедии в "Улиссе: Темная Одиссея" перенесено в недалекое будущее. Европа здесь в противостоянии беженцам и варварам с Ближнего Востока вынуждена объединиться в жесткий военный союз, названный Соединенными Штатами Европы. Главный герой возвращается с войны после семи лет отсутствия и пытается найти свою жену Пенелопу, но посттравматический синдром и шок от контраста между мирной жизнью и боевыми вылазками постоянно подбрасывают бывшему солдату видения жутких монстров и чудовищ. Чтобы вернуть супругу, Улиссу сначала нужно найти себя.