10 лучших экранизаций научно-фантастических произведений

Thu, 02 May 2024 17:34:19 +0300 Thu, 02 May 2024 17:34:19 +0300

Крепкая основа

10 лучших экранизаций научно-фантастических произведений


Крепкая основа...

Переносить на большой экран фантастические литературные произведения всегда очень сложно – точно соблюсти масштаб и размах некоторых романов просто невозможно, обилие спецэффектов требует крупных бюджетов, а отступление от идей авторов книг фанаты часто принимают в штыки. И все же хороших экранизаций достаточно – мы собрали такие, которые благосклонно приняты и теми, кто ценит киноискусство, и теми, кто уверен, что «книга всегда лучше фильма».

День, когда остановилась Земля / The Day the Earth Stood Still (1951)

Оригинальная новелла американского фантаста Гарри Бейтса «Прощание с повелителем» 1940 года разительно отличается от той интерпретации, что представил любителям кино режиссер Роберт Уайз. В книге прибывший в Вашингтон инопланетянин сразу погиб от рук фанатика, а робот пытался его воссоздать по имеющимся аудиозаписям. Фильм пошел другим путем и живописал все детали первого контакта землян с пришельцем. Оба произведения ценны по-своему и стали столпами жанра, и если вы еще не читали исходный рассказ – полюбопытствуйте, концовка вас удивит.

Штамм Андромеда / The Andromeda Strain (1971)

Фантастический триллер «Штамм Андромеда» после выхода на экраны многие критиковали за неспешность действия и затянутость сюжета, их противники отмечали, что такой ритм – прямое следование канону романа, по которому поставлена лента. Действительно, книга, написанная в 1969 году Майклом Крайтоном переполнена мудреными описаниями лабораторий и протоколированием экспериментов с вирусом, принесенным из космоса на землю, зато эксперты отмечают достоверность действий ученых показанных в книге и фильме. Фильм 1971 года – пример точного соответствия оригиналу, постановщик картины позволил себе лишь изменить пол одного из героев, но Крайтон эту замену горячо поддержал.

Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)

Культовый фантастический нео-нуар «Бегущий по лезвию» режиссера Ридли Скотта сам по себе является настоящим культурным феноменом – редкий фильм может похвастать таким всеобъемлющим поклонением поклонников фантастики. Оригинальный роман – одно из наиболее известных произведений Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» – довольно тяжел в прочтении, но осилить его должен всякий, кто заглядывает в будущее и задумывается о том, какой будет совместный мир грядущего, принадлежащий людям и роботам. Проблема этического восприятия искусственного интеллекта внутри человеческого общества, вот что заботит авторов книги и фильма, пусть и говорят они об этом на разных языках.

Контакт / Contact (1997)

Астроном Карл Саган долгое время являлся авторитетнейшим популяризатором науки, человеком, к ученому мнению которого прислушивались тысячи коллег и миллионы обывателей. Роман «Контакт», написанный Саганом, стал подлинным бестселлером, и несмотря на то, что автор в нем не отрицает существование Бога, его благосклонно приняли и физики, и лирики. Экранизация Роберта Земекиса в целом довольно точно повторяет фабулу книги, хотя и чуть сторонится сложных формулировок. Но оба произведения достойны повторного к ним обращения – это подлинные гимны человечеству со всеми его пороками, компенсирующимися любовью и стремлением к звездам.

Автостопом по галактике / The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy (2005)

Роман Дугласа Адамса, дословный перевод названия которого звучит, как «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом» – настольная книга любого уважающего себя поклонника научной фантастике (хотя бы потому, что в ней есть ответ на Главный Вопрос Жизни). Впрочем, ценят ее не столько за описание иных планет, сколько за особый юмор, едкий, но симпатичный. Экранное воплощение героев книги не подкачало, фантастическая комедия режиссера Гарта Дженнингса столь же горячо любима зрителями, как и книга – великолепные актеры легко скрасили отсутствие впечатляющих спецэффектов, а юмора в фильме стало даже больше, чем в романе.

Война миров / War of the Worlds (2005)

Стивен Спилберг относится к тому числу режиссеров, которым не возбраняется экспериментировать с классическими произведениями, и даже если они меняют радикально сюжеты, им все сходит с рук. «Война миров» 2005 года, конечно, разительно отличается от романа Герберта Уэллса – действие разворачивается в современном Америке, марсиане сменили свой внешний вид на более привычный, а их убийственные машины, оказывается, были скрыты в земле многие тысячелетия. Но тем интереснее посмотреть на то, насколько близки мы со своими предками, нас все так же пугает неизвестность, но мы готовы сплотиться против любого врага, когда на кону стоит выживание.

Я - легенда / I Am Legend (2007)

Хорошо продуманная история последнего человека на Земле – безусловная кладезь для хорошего кинематографиста и для актера, которому выдается подобный бенефис. Потому-то и пользуется таким вниманием роман Ричарда Мэтисона «Я – легенда», повествующий об ученом, выжившем после того, как вирус уничтожил человечество. Напрямую книгу экранизировали уже трижды, и самой яркой адаптацией стала постапокалиптическая драма Фрэнсиса Лоуренса с Уиллом Смитом в главной роли. И хотя критики пеняют авторам ленты, что те предпочли боевик трагедии человека, утратившего смысл существования и сопротивления, посмотреть кино стоит хотя бы потому, что ничего лучше в блокбастерах Смит больше не сыграл. Ну, и за безлюдный Нью-Йорк режиссеру огромное спасибо – таким его никто больше не показывал.

Игра Эндера / Ender’s Game (2013)

Цикл романов и рассказов американца Орсона Скотта Карда об Эндере, мальчике, ставшем предводителем землян в борьбе с инопланетными захватчиками, является одним из самых значительных явлений в фантастической литературе 80-х и 90-х. Писатель выстроил огромную увлекательную вселенную, которая голливудским продюсерам виделась полноценной заменой франшизы о Гарри Поттере, но дальше экранизации первой книги серии дело не пошло. «Игру Эндера» нельзя назвать провальной – фильм и сюжету книги соответствует, и актеры в нем заняты неплохие, и с эффектами все хорошо, но временами картина выглядит слишком «холодной» для того, чтобы стать любимой миллионами зрителей по всему миру.

Марсианин / The Martian (2015)

Вряд ли программист Энди Уэйр, выкладывая первые главы своего дебютного романа про астронавта, застрявшего на Марсе, на своей страничке в интернете, рассчитывал на то, что его «писульками» заинтересуется сам Ридли Скотт, а в экранизации поучаствуют голливудские звезды первой величины. Роман «Марсианин» получился весьма насыщенным различными математическими вычислениями, сложными физическими терминами и астрономическими наблюдениями, но читался запоем – фильм получился столь же увлекательным и невероятно оптимистичным. Да, мы не можем жить без космоса и пасовать перед трудностями не станем. Если вы все еще не мечтаете о покорении Красной планеты – срочно смотреть «Марсианина» и ждать новостей от Илона Маска. Он грозит отправиться на Марс уже в обозримом будущем.

Аннигиляция / Annihilation (2018)

Мы намеренно опустили упоминание о «Солярисах» Лема, Тарковского и Содерберга – эти произведения сложно переплетаются между собой, и поклонники фантастики относятся к ним весьма критично. Но оставить наших читателей без путешествия в «аномальную зону» мы никак не можем – за этот раздел научной фантастики у нас отвечают роман и фильм «Аннигиляция». Писатель Джефф Вандермеер, автор трилогии «Южный предел», рассказывающей о возникновении на Земле региона аномального природного состава, в большей степени делал акцент на психологии героев. Режиссер Алекс Гарланд добавил к этому уникальный визуальный ряд, и зрители получили экранное воплощение одного из самых удивительных фантастических миров. Непростые книга и фильм, но достойные чтения и просмотра.

Евгений Ухов


26 октября 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru