7 фильмов, измененных продюсерами до неузнаваемости
Thu, 02 May 2024 17:36:02 +0300 Thu, 02 May 2024 17:36:02 +0300Авторский замысел? Нет, не слышали!
7 фильмов, измененных продюсерами до неузнаваемости
Авторский замысел? Нет, не слышали!
Кто важнее – продюсер или режиссер? Зачастую бывает, что тот, кто дает деньги, и заказывает музыку, в буквальном смысле. Именно тяжелый перемонтаж по требованию продюсеров изменил ряд известнейших картин до неузнаваемости. Такой анти-рейтинг наплевательского отношения к авторскому замыслу мы сегодня и изучим.
7. Троя / Troy (2004)
Вольфганг Петерсен был и режиссером, и продюсером «Трои» (правда лишь одним из распределяющих средства и принимающих финальные решения). Однако, и это не помогло – из 196 минут хронометража на экраны попали лишь 163 минуты, причем, вырезаны были, как ни странно, наиболее важные фрагменты. На экранах кинозалов «Троя» превратилась в какой-то водевиль; хорошо, что довольно скоро появилась авторская версия.
6. Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979)
Шедевр с тяжелой судьбой от Фрэнсиса Форда Копполы – автор нереально затянул съемки и на выходе получил аж 15 часов киноматериала. 194 минуты прокатного хронометража не отражали общего замысла Копполы – скажем, из картины полностью пропала антиколониальная линия, представленная эпизодами на французской плантации. Лишь в 2000 году компания Zoetrope Studios выпустила режиссерскую версию фильма, которая получила название «Apocalypse Now Redux». Для монтажа в ней был использован оригинальный негатив, а повествование стало более связанным и цельным.
5. Водный мир / Waterworld (1995)
Эпохальная картина Кевина Рейнольдса стоила $175 млн. (рекорд на момент съемок), но к прокату ее допустили сильно урезанной. Из 176 минут уникальных съемок на воде осталось лишь 134 минуты. Многие сюжетные линии повисли в воздухе, персонажи остались не раскрытыми, а сцены – оборванными. Как итог – картина собрала лишь $255 млн., что (с учетом отчислений кинозалов) дало студии грандиозные убытки.
4. Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)
Помимо постоянных споров, является ли герой Деккарта репликантом (Ридли Скотт заявлял, что да, но сценарий не содержал и намека на такое развитие событий, а Харрисон Форд утверждал, что на съемках не допускалось даже подобных мыслей), студия крайне небрежно обошлась с монтажом фильма и радикально изменила финал. Картина вдрызг провалилась, позже обрела культовый статус, а режиссер выпустил аж несколько авторских версий, включая последний вариант Final Cut. Его стоит увидеть, дабы сравнить всю пропасть между тем, что демонстрировалось в кино, и тем, что рисовал автор.
3. Супермен 2 / Superman II (1980)
Продолжение известного блокбастера от Ричарда Доннера? А вот и нет! Доннер снял 2/3 картины еще в 1977 г., далее из-за конфликта с продюсерами его отстранили от проекта – и заканчивал картину уже Ричард Лестер – спустя аж два года. Картина подверглась тяжелейшему перемонтажу, в итоге которого от оригинальных съемок осталась от силы четверть, а пробелы были отсняты заново. В прокате лента едва окупилась, а вот в ноябре 2006 г. вышел фильм «Супермен 2: Версия Ричарда Доннера», который на десять голов лучше того, что показывали в 1980 г.
2. Дюна / Dune (1984)
«Дюну» хотел снять в начале 70-ых годов ХХ века Алехандро Ходоровски; в фильме планировалось задействовать Сальвадора Дали в роли Императора, а саундтрек должна была написать группа Pink Floyd. В итоге, Алехандро растратил за много лет весь бюджет и не сделал ничего, кроме множества альбомов с раскадровками (художником выступил известный Ханс Ру́дольф «Рюди» Гиигер), которые впоследствии легли в основу «Чужого» и «Звездных войн». Далее проект попал к Де Лаурентису, который переформатировал замысел как ответ на уже вышедшие «Звездные войны» – и предложил режиссерское кресло Ридли Скотту! Но и это не сложилось – в итоге проектом начал рулить Дэвид Линч (который отказался от «Звездных войн, эпизода VI: Возвращения Джедая»). Эдакий «компот» ни к чему хорошему не привел – к выходу картины на экраны финальную сборку делал сам Де Лаурентис, а то, что вышло в прокат, и отдаленно не напоминало замысел Линча. Ситуацию не исправила и расширенная телевизионная версия с закадровым текстом – введение удаленных сцен без «руки мастера» сделало полотно еще более слабым. Увы и ах – увидеть то, что задумал Линч, на сегодня невозможно.
1. Однажды в Америке / Once Upon a Time in America (1983)
Картина Серджио Леоне, наверное, сильнее всех пострадала от продюсерского ножа. В прокат она вышла радикально измененной: Леоне снял 10 часов материала и смонтировал его в две трехчасовых серии. Увы и ах – для проката в США картину урезали до 139 минут, а все сцены перемонтировали компанией Алана Ладда в хронологическом порядке! Все, что задумывал Леоне, было просто уничтожено, что нанесло маэстро тяжелейшую психологическую травму. Впоследствии вышла версия на 251 минуту, но и она является неполной – оригинальный вариант до сих не могут срелизить из-за разногласий по правам. Чудовищный финал для великого произведения.