7 нетипичных научно-фантастических фильмов
Thu, 02 May 2024 17:36:12 +0300 Thu, 02 May 2024 17:36:12 +0300Sci-fi и артхаус!
7 нетипичных научно-фантастических фильмов
Sci-fi и артхаус!
Фантастика, а, тем более, научная, диктует свои подходы к жанру. Тем не менее, ряд режиссеров балансирует на грани, снимая сплав самобытного «кино не для всех» и настоящего sci-fi. Сегодня мы посмотрим, насколько глубока бывает «нора кролика» – наша новая подборка, как раз о нетипичной фантастике. Многие описанные ниже картины не заслужили широкой популярности, но это не значит, что их стоит сбрасывать со счетов!
«На серебряной планете» / Na srebrnym globie (1987)
Шедевр Анджея Жулавски – лента с очень непростой судьбой. «На серебряной планете» была почти закончена в 1977 г., но доработка была остановлена замминистром культуры Польши Янушем Вильхельми. Картина была завершена (так как декорации были уничтожены, недостающие эпизоды добавлены пересказом) лишь 1987 г., а прокат начался с 1988 г. Этот рассказ об астронавтах, пытающихся создать новую цивилизацию на удаленной пустынной планете, явно опередил время. Sci-fi тут – лишь фабула исследования человеческой души. Описываемый эксперимент, спустя поколения, ни к чему хорошему не приводит – на «новой Земле» орудует секта огнепоклонников. Начинается настоящий ад, приправленный бешеной камерой и лихими диалогами. Картинка выстроена со всем перфекционизмом – оторваться от чарующих кадров очень сложно.
«Утренний патруль» / Proini peripolos / Morning Patrol (1987)
Греческий режиссер Никос Николаидис в «Утреннем патруле» сформировал гипнотическую атмосферу – произведение стоит посмотреть только ради нее и формируемого настроения. Сюжет аскетичен – женщина слоняется по заброшенному городу, в котором непонятно, что произошло. Вдобавок героиня почти лишилась памяти – мелькают лишь разрозненные обрывки событий. На горизонте маячит смертоносный Утренний Патруль; головоломку надо решить быстрее. В число сценаристов ленты записан и Ф. К. Дик (использованы мотивы его произведений), а по стилю и походу «Утренний патруль» больше всего напоминает «Сталкер» Андрея Тарковского. И даже не тушуется на его фоне.
«Декодер» / Decoder (1984)
Немец под псевдонимом «Муша» снял всего лишь две картины. Однако, «Декодер» с его псевдодкуиментальным стилем – работа настоящего мастера. Бешенство красок, неистовая фантазия (картина может рассматриваться и как аллюзия на вышедший в 1983 г. «Видеодром»), лихой сюжет – тут есть все, чтобы удивить и поразить фаната научной фантастики. Настоящий поток сознания, в котором смешались зомбирующая музыка Muzak, информационные пираты, воюющие против глобальной корпорации – как вам такое?
«Экзистенция» / eXistenZ (1999)
Незаслуженно прошедший мимо широкой публики фильм Дэвида Кроненберга c целым ансамблем известных актеров – задействованы Дженнифер Джейсон Ли, Джуд Лоу, Иэн Холм и Уиллем Дефо. Картину затмила «Матрица», но «Экзистенция» (по прошествии двадцати лет) кажется актуальной – одноименная игра в виртуальной реальности, покушение на ее создательницу Аллегру Гелла… Все сплетается в клубок яви и вымысла – да такой, что оторопь берет. Поразмышлять над финалом придется весьма серьезно.
«Данте 01» / Dante 01 (2008)
Марка Каро с его «Данте 01» разнесли в пух и прах – и критики, и зрители. Но лента не столь проста, чтобы воспринимать ее «в лоб» (в этом случае, конечно, повесть о космической тюрьме и новоприбывшем экстрасенсе, выглядит бледно). Визуальный стиль тут, конечно, многое берет от знаменитого «Города потерянных детей», а копает Каро очень глубоко – перед нами скорее философский спектакль, нежели чем триллер. Откуда взялся Безымянный, что он принес людям и зачем? Что за круги вокруг планеты? Кто жертва? Весьма серьезная головоломка с тысячей смыслов – не проходите мимо.
«Код 46» / Code 46 (2003)
Майкл Уинтерботтом снял в ленте Тима Роббинса – актер своей харизмой может вытащить любое повествование. Сценарий в «Коде 46» весьма продвинут (правительство «Сфинкс» запрещает любовь, распространяется вирус, позволяющий читать мысли) – но главное не в нем. История любви следователя и преступницы подана пронзительно и одухотворенно – картина может поразить вас в самое сердце.
«Отель Новая Роза» / New Rose Hotel (1998)
Абель Феррара – и блестящий состав (Кристофер Уокен, Уиллем Дефо и Азия Ардженто)! Речь пойдет о войне между двумя корпорациями из-за японского генетика Хироши, разработки которого могут полностью измерить мир. Скрупулезно выстроенные образы героев, традиционно медленное, обволакивающее повествование – «Отель Новая Роза» настоящий неграненый бриллиант.