15 лучших французских комедий всех времен

Wed, 11 May 2022 21:04:32 +0300 Wed, 11 May 2022 21:04:32 +0300

Смех, продлевающий жизнь

15 лучших французских комедий всех времен

Смех, продлевающий жизнь

Традиция комедийных фильмов во Франции насчитывает многие десятилетия. У нас в стране французские комедии всегда любили и ценили как в советские времена, так и в последние годы. Тем не менее, среди множества картин и такие, которые вызывают неудержимый смех у всех поколений, вне зависимости от того, какая эпоха стоит на дворе. Давайте вспомним лучшие комедии, снятые во Франции в 20-м и 21-м веках, причем даже этот список далек от того, чтобы быть исчерпывающим.


Закон есть закон (La loi c’est la loi, 1958)

Наиболее известный у нас в стране фильм гениального Фернанделя, в котором он сыграл вместе со знаменитым итальянским комиком Тото. Главный персонаж живет и работает таможенником в городке Ассола, через который проходит граница между Францией и Италией. Работа его заключается в том, что он постоянно пытается поймать изворотливого контрабандиста, которого играет Тото и который, по совместительству, является лучшим другом детства. Он даже женат на первой супруге таможенника! Идиллия разрушается неожиданно, когда вдруг оказывается, что герой Фернанделя,  на самом деле, родился в итальянской части городка, а точнее – на кухне дома, который граница делит ровно пополам. Неужели придется переквалифицироваться в итальянцы и уходить из таможни?


Дядюшки-гангстеры (Les tontons flingueurs, 1963)

По-настоящему культовый фильм режиссера Жоржа Лотнера,  разобранный во Франции на цитаты. Легендарные диалоги Мишеля Одьяра, искрометный юмор, блистательная игра Лино Вентуры и Бернара Блие – все это сделало «Дядюшек», пожалуй, самым народным французским фильмом. Уморительную историю отошедшего от дел гангстера, которого умирающий друг попросил присмотреть за своим хлопотным и не совсем легальным бизнесом, можно пересматривать бесконечно. Ну а кадры сцен застолья из фильма украшают стены не только многих бистро, но и гостиных во французских домах.


Давайте не будем сердиться (Ne nous fachons pas, 1964)

Еще один плод совместной работы Жоржа Лотнера и Лино Вентуры. Темпераментный владелец магазина экипировки для морских видов спорта в исполнении Лино Вентуры получает послание из своего неспокойного прошлого. К нему являются старые знакомые и просят помочь им деньгами, чтобы переправиться через франко-итальянскую границу. В качестве платы за услуги они оставляют ему адрес и имя незадачливого игрока, задолжавшего им крупную сумму. В процессе взыскания долга главному герою придется познакомиться с очаровательной супругой должника, таинственным английским полковником, подручные которого носят школьную форму, играют на гитарах и метко стреляют, а также воссоединиться со своим старым другом в исполнении Мишеля Константена. Очень веселый и слегка сумасшедший фильм.


Разиня (Le Corniaud, 1965)

Сюжет этой комедии Жерара Ури был инспирирован делом, по которому был снят знаменитый голливудский «Французский связной». Вездесущая мафия переправляла наркотики через границу в корпусах автомобилей якобы ничего не подозревающих туристов. Отправившись отдохнуть на юг за рулем своего маленького Ситроена, главный герой в исполнении Бурвиля сталкивается с Роллс-Ройсом богатого предпринимателя, которого сыграл Луи де Фюнес. Последний вдруг легко признает свою вину в ДТП и предлагает в качестве компенсации незадачливому отпускнику продолжить путь за рулем роскошного Кадиллака, само собой, начиненного контрабандой. Начинается классическая комедия положений с погонями и уморительными диалогами.


Большая прогулка (La grande vadrouille, 1966)

Вторая по счету комедия Жерара Ури принесла ему невероятную славу, а всем занятым в ней актерам – еще большую популярность. Невероятная история путешествия по Франции двух английских парашютистов, случайно приземлившихся в оккупированном немцами Париже, и их французских попутчиков в исполнении Бурвиля и де Фюнеса, имела грандиозный успех не только у себя на родине, но и во всем мире, включая даже Советский Союз. Как можно снять уморительную комедию, действие которой разворачивается в столь трагическое для Франции время? Однако режиссеру это удалось, а некоторые сцены фильма можно смело отнести к золотому фонду комедийного жанра.


Татуированный (Le tatoué, 1968)

Впервые на съемочной площадке встретились гранды французского кинематографа Жан Габен и Луи де Фюнес. Последний воплотил живого и эксцентричного персонажа, а именно пронырливого дилера предметов искусства. Когда тот случайно увидел на спине героя Габена татуировку, явно выполненную рукой великого Модильяни, он решил заполучить в свое распоряжение уникальный шедевр. Однако внезапно из скромного военного пенсионера из парижского предместья персонаж Жана Габена превращается в потомка старинного рода, у которого совершенно иные взгляды на жизнь, чем у настырного и оборотистого галериста. И он решает преподать тому несколько полезных уроков «art de vivre», которые позволят их героям лучше понять друг друга.


Высокий блондин в черном ботинке (Le grand blond avec une chaussure noire, 1972)

История приключений милого и трогательного музыканта, волей судеб оказавшимся втянутым в «разборки» между собой спецслужб, возвела Пьера Ришара в ранг настоящей звезды. Ничего не подозревающий главный герой походя разрушает коварные замыслы сделавших его пешкой в своей игре соперничающих группировок. Успеху фильма Ива Робера способствовал и звездный состав – вместе с Пьером Ришаром в фильме сыграли Бернар Блие, Жан Рошфор, Мирей Дарк, Жан Кармэ. Причем зритель легко прощает и гротескность некоторых шуток, и поверхностное обращение с логикой. Ведь главную свою задачу фильм выполняет на 5 баллов – смешит и поднимает настроение.


И слоны бывают неверны/Мы все попадем в рай (Un éléphant, ça trompe énormément/Nous irons tous au paradis, 1976-1978)

Дилогия о жизненных перипетиях группы друзей не завоевала культового статуса в международном прокате, однако во Франции она пользуется огромной популярностью. Фильм Ива Робера рассказывает о четверке неразлучных друзей, которые на пороге сорокалетия пускаются во все тяжкие. Заводила всей компании – герой Жана Рошфора – пытается отыскать и покорить сразившую его незнакомку, а друзья в исполнении Клода Брассера, Виктора Лану и Ги Бедоса сражаются каждый со своими жизненными ситуациями, одна уморительнее другой. В продолжении компания решает приобрести вскладчину дом для совместного отдыха неподалеку от Парижа, но все ожидаемо идет наперекосяк.


Клетка для голубков (La cage aux folles, 1978)

Замечательная комедия о любви режиссера Эдуара Молинаро. Правда, любовь здесь не совсем стандартная – звезда травести-шоу Альбер (Мишель Серро) давно живет со своим продюсером, роль которого исполнил Уго Тоньяции. На фоне поразившего пару кризиса среднего возраста сын продюсера, которого тот успел зачать в дни своей неразборчивой гетеросексуальной молодости, решает жениться. Кошмар! А если учесть, что жениться он собирается на дочери ультраконсервативного политика, то дело начинает пахнуть керосином. Чем помочь ребенку? Единственный выход из положения – разыграть перед будущими родственниками идеальную семейную пару, состоящую из жены и мужа. Классическая комедия положений вышла настолько удачной, что было снято несколько продолжений, и даже Голливуд решился на римейк.


Суп из капусты (La soupe aux choux, 1981)

Любимый рождественский фильм французов и самая известная роль Луи де Фюнеса. Его персонаж «Ле Глод» стал во многом нарицательным для жителей разных регионов Франции. Комедия рассказывает про двух живущих в соседних халупах пенсионеров, проводящих свои дни за употреблением аперитива и вина и отказывающихся следовать неумолимым требованиям прогресса. Второго из них сыграл Жан Карме. После очередной вечеринки в сопровождении аккордеона их посетил инопланетянин, которого сыграл Жак Вильре. Ему очень понравился суп из капусты, который готовил герой Луи де Фюнеса, а также эффект, производимый им на жителей Земли.  И он решил отблагодарить гостеприимных пенсионеров, правда, подарки оказались слегка неожиданными…


Дед Мороз – отморозок (Le Père Noël est une ordure, 1982)

Для французов эта картина – некое подобие нашей «Иронии судьбы», хотя самой «рождественской» лентой все-таки считается предыдущая комедия из нашего списка. Однако данный фильм Жана-Мари Пуарэ являет собой превосходный образец сатиры и черного юмора. Благодаря ему в ранг звезд вышли такие актеры, как Кристиан Клавье и Жозиан Баласко, сыгравшие одни из лучших своих ролей. Пересказывать сюжет ленты особого смысла нет, ведь главное – это гротескные персонажи, собравшиеся вместе. Начинается безумный праздник с миссии линии доверия SOS Дружба, работники которой навещают одиноких людей в канун Рождества, чтобы развеселить их. А в результате от хохота икают зрители!


Пришельцы (Les visiteurs, 1993)

Избитый сюжет о путешествиях во времени как только ни обыгрывался в мировом кинематографе, однако именно французы сняли одну из самых уморительных версий. Заброшенные заклинанием колдуньи в 90-е годы двадцатого века благородный рыцарь (Жан Рено) и его пронырливый слуга (Кристиан Клавье) вынуждены адаптироваться к непонятной им реальности, чтобы отыскать дорогу назад в Средние века. Уморительные приключения двух персонажей в современной Франции оказались настолько хороши, что было снято несколько продолжений и даже специальный римейк для Голливуда.


Ужин с придурком (Le dîner de cons, 1998)

В экранизации своей пьесы 1993 года режиссер Жак Вебер собрал отличных актеров, однако безусловной звездой, обеспечившей картине невероятный успех, стал Жак Вильре. Он сыграл роль милого и простодушного «придурка»,  собирающего в свободное от работы время модели памятников мировой архитектуры из спичек. Его пригласил на званый ужин успешный и чванливый архитектор (Тьери Лермит), который вместе с такими же друзьями развлекается тем, что зазывает в гости, а потом насмехается над разными простаками. Правда, персонаж Вильре оказался по совместительству инспектором налоговой полиции, кроме того, своими простоватыми и прямыми манерами он посеял панику не только в делах, но и в семейной жизни решившего посмеяться над ним хозяина.


Бобро поржаловать (Bienvenue chez les Ch’tis, 2008)

Один из рекордсменов французского проката рассказывает историю работника почты, переведенного из солнечного Прованса в северо-западный район Франции. При всей своей незатейливости картина получилась настолько веселой и уморительной, что ее успеху в России и других странах не препятствовал тот факт, что практически весь юмор картины построен на игре слов и обыгрывании диалекта «le chtimi», на котором говорят коренные жители Севера Франции. Невероятный дуэт Дани Буна и Када Мерада подарит полтора часа здорового смеха.


Праздничный переполох (Le sens de la fête, 2017)

Классическая комедия положений рассказывает о буднях небольшой фирмы, организовывающей праздники и мероприятия для самых разных клиентов. На сей раз им нужно закатить свадьбу для капризного заказчика в одном из расположенных неподалеку от Парижа замков. Уставший владелец фирмы в исполнении Жана-Батиста Бакри уже было решил продать свой хлопотный бизнес и выйти на пенсию, однако перед этим еще нужно выполнить последний заказ. Он тщетно пытается собрать воедино расползающуюся по швам ткань праздника, ибо то там, то тут вылезают проблемы и вспыхивают конфликты. Слишком многое должно сойтись воедино, чтобы свадьба удалась, однако, как обычно, все идет не по плану.  Тем не менее, задыхающиеся от смеха зрители все-таки получат свой хэппи-энд.


Борис Миленский

11 сентября 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru