7 фильмов, режиссерские версии которых радикально отличаются от прокатных
Thu, 02 May 2024 17:36:03 +0300 Thu, 02 May 2024 17:36:03 +0300Авторский взгляд
7 фильмов, режиссерские версии которых радикально отличаются от прокатных
Авторский взгляд
Многие из наших читателей наверняка слышали о конфликтах между режиссерами и продюсерами, которые порой приводят к увольнению постановщика или выходу на цифровых носителях отдельной – «режиссерской» – версии картины. Насколько сильно отличается понимание сути фильма у создателей и прокатчиков можно понять по тем примерам, которые мы собрали в очередной подборке.
«Метрополис» / Metropolis (1927)
Если первые фильмы братьев Люмьер и Жоржа Мельеса были короткими и редко выходили за пределы минутного хронометража, то к 20-м годам прошлого века кинематограф впал в другую крайность – картины стали снимать длительностью два, три, а то и четыре часа. Знаменитый «Метрополис» Фрица Ланга по замыслу автора должен был удерживать зрителя у экрана 153 минуты, но и в Америке, и в Германии прокатчики посчитали, что это многовато, и нещадно искромсали ленту. В результате восстановить подлинный замысел режиссера удалось лишь в 2008 году, когда в аргентинском музее кино нашлась копия оригинальной пленки, но даже там недостает двух коротких эпизодов. Будьте внимательны при выборе варианта для просмотра – в усеченных утрачен весь смысл.
«Бегущий по лезвию» / Blade Runner (1981)
Антиутопический триллер Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» получил семь официальных вариантов монтажа, большая часть из которых вышла так или иначе на экраны. Причем отличаются они друг от друга настолько, что зрители по-разному воспринимают и атмосферу будущего, и суть конфликта людей и андроидов, и даже природу самого Рика Декарда – в одних версиях он однозначно представлен человеком, в других сохраняется интрига, в третьих очевидна его искусственная природа. В случае в «Бегущим по лезвию» стоит быть особенно внимательными – «режиссерская» версия здесь подготовлена без участия Скотта, а вот по-настоящему выстраданный постановщиком вариант получил подзаголовок «Финальная версия» (Final Cut). Не перепутайте!
«Однажды в Америке» / Once Upon a Time in America (1984)
Свою самую грандиозную работу – эпик «Однажды в Америке» – режиссер Серджио Леоне планировал выпускать двумя двухчасовыми картинами, ведь суммарный хронометраж сложился в 270 минут. Прокатчик такой замысел не одобрил и после премьеры в Каннах отсек у фильма «лишние»… 130 минут, то есть буквально укоротил фильм вдвое. Больше того, оставшееся повествование было выстроено в хронологическом порядке, что окончательно убило задумку автора показать неопределенность и избирательность воспоминаний главного героя. Незамедлительно последовавший за этим прокатный провал подкосил постановщика, и больше Леоне на съемочную площадку не выходил. Долгие годы друзья и наследники режиссера по крупицам собирали вырезанные сцены и смонтировали в 2012 году ленту продолжительностью 251 минуту, наиболее близкую изначальному сценарию. Но работа еще не окончена – в чужих руках остаются пленки с еще 24 минутами фильма.
«Расплата» / Payback (1999)
История создания криминального боевика «Расплата» с Мелом Гибсоном в главной роли в какой-то мере даже интереснее, чем его сюжет. Все дело в том, что почти под самый финиш съемок руководство студии Paramount вдруг решило отстранить от штурвала режиссера Брайана Хелгеленда. Нанятый на его место Джон Мир переснял треть картины, ввел новых персонажей и начисто переписал финал – так что те из вас, кто смотрел ленту в начале 00-х, понятия не имеют, что такое настоящая «Расплата». Режиссерская версия ленты увидела свет только в 2006 году, и она настолько отличается от прокатной сюжетно, стилистически и технически, что в справочниках вроде IMDb для двух версий выделены отдельные страницы. Да, официально считается, что это два разных фильма.
«Властелин колец» / The Lord of the Rings (2001-2003)
Грандиозная трилогия Питера Джексона о битве Добра и Зла в Средиземье и без того серьезное испытание для неподготовленного зрителя – чтобы посмотреть три фильма в театральных версиях, вам нужно потратить более девяти часов. Но если вы настоящий поклонник эльфов, гномов и хоббитов, то вам этого будет мало, и именно для вас Джексон выпустил режиссерские версии всех трех картин, дополненные материалом продолжительностью в 170 минут. Таким образом, просмотр полной версии отнимет 12 часов – это уже настоящий тяжелый труд, а не развлечение с попкорном и колой. По большому счету, дополнительные сцены, конечно, не ставят сюжет с ног на голову, но не отметить столь масштабную работу нельзя. Когда мастер берется за любимое дело, он может творить бесконечно.
«Хранители» / Watchmen (2009)
Режиссер Зак Снайдер – один из наиболее самобытных режиссеров современного Голливуда, но в то же время и один из самых несчастных, его ленты чаще других подвергаются правкам и цензурированию. О режиссерской версии «Лиги справедливости» Снайдера, которую фанаты требуют от студии WB, мы еще как-нибудь поговорим отдельно, а сейчас вспомним, что Fox и Warner Bros. сделали с его «Хранителями». Опередивший свое время супергеройский пост-нуар показался студиям слишком сложным и вызывающе затянутым, кроме того, Снайдер включил в картину анимационную вставку и псевдодокументальный фильм, но перед прокатом продюсеры решили «выкинуть» все эти «рюшечки» и сократили ленту до приемлемых 160 минут. Чтобы понять всю глубину замысла авторов оригинального комикса и фильма, вам стоит обратить внимание даже не на режиссерскую версию в 180 минут, а на «Максимальный вариант», вышедший в свое время аж на 5 DVD – это 215 минут настоящего снайдеровского чуда.
«Маргарет» / Margaret (2011)
Скорее всего, вы никогда даже не слышали о драме «Маргарет», хотя снялись в ней такие актеры как Мэтт Дэймон, Марк Руффало, Жан Рено, Мэттью Бродерик, Оливия Тирлби и Анна Пэкуин. Все потому, что из-за тяжбы режиссера и студийных продюсеров картина, снятая еще в 2005 году, оставалась недомонтированной еще пять лет. Режиссер Кеннет Лонерган настаивал на трехчасовом хронометраже, но боссы Fox наотрез отказывались превышать 150 минут, к конфликту даже подключился Мартин Скорсезе, который помог автору сократить ленту до 165 минут. В итоге прокат фильма был скорее похож на издевку и месть студии неуступчивому постановщику – в урезанном виде в США картина вышла в 14 кинотеатрах, а в Британии и Франции на прокат решились по одному кинозалу. Режиссерская версия появилась полтора года спустя на DVD и только тогда получила восторженные отзывы критиков, однако, по большому счету, было уже поздно – время ушло.