12 лидеров советского проката среди зарубежных картин
Thu, 02 May 2024 17:35:10 +0300 Thu, 02 May 2024 17:35:10 +0300Там, за железным занавесом
12 лидеров советского проката среди зарубежных картин
Там, за железным занавесом
Если с советским картинами в родном кинопрокате все достаточно очевидно, верхние строчки занимают ленты, популярные и сегодня, то с зарубежными фильмами много необъяснимого. Мы собрали для вас список иностранных лент, на которые было продано больше всего билетов в кинотеатрах СССР. Сколько из них вы видели?
12. «Виннету – сын Инчу-Чуна» / Winnetou (1963) – 56 миллионов зрителей
В СССР очень любили книги и фильмы об американских индейцах, но за неимением собственных лент на эту тему советские кинотеатры и телеэкраны наполняли югославские приключенческие картины о войне краснокожих с белыми завоевателями. Немецко-югославский вестерн «Виннету – сын Инчу-Чуна» добрался до нашей страны только спустя 12 лет после выхода в Европе и в довольно усеченном виде (из трех отдельных фильмов у нас сделали одну двухсерийную картину), но успех у ленты был ошеломительный. Именно здесь, кстати, впервые в эпизодической роли индейца племени апачей, сверкнул актер Гойко Митич, впоследствии главный «европейский» Чингачгук.
11. «Укрощение строптивого» / Il bisbetico domato (1980) – 56 миллионов зрителей
Картины с участием итальянского актера и музыканта Адриано Челентано всегда пользовались в СССР большой любовью, но комедия «Укрощение строптивого» стала настоящим суперхитом – дуэт колоритного несколько грубоватого артиста с утонченной, молодой, очаровательной Орнелой Мути влюбил в себя советских зрителей – от желающих увидеть картину на большом экране не было отбоя, несмотря на ограничение «Детям до 16 лет…». И это при том, что по исходному материалу советская цензура ножницами прошлась нещадно – из фильма, например, были вырезаны все сцены даже с легким намеком на эротику. Сегодня подобные ленты без всяких купюр идут на ТВ в вечернем прайм-тайме, но в 1980-м самым сексуальным, что можно было увидеть в кино, были голые лодыжки Челентано в кадке с виноградом.
10. «Четыре мушкетера Шарло» / Les quatre Charlot mousquetaires (1974) – 56,6 миллиона зрителей
Комедийный музыкальный квартет из Франции под названием «Шарло» был в СССР едва ли не популярнее своих соотечественников Луи Де Фюнеса и Алена Делона – в двадцатке самых кассовых иностранных картин четверка комиков отметилась сразу дважды. Мальчишки на комедийных «Четырех мушкетеров» ходили с особенным удовольствием, а после просмотра отправлялись фехтовать палками и ветками, пытаясь повторить особенно смешные трюки и гэги, подсмотренные в кино. Особого шарма этой ленте добавляет и то, что это тот редкий случай, когда наряду с самим мушкетерами в экранизации Дюма упоминаются и их верные слуги – именно неуклюжих, но деятельных помощников королевских стрелков и сыграли актеры «Шарло».
9. «Мститель» / Barood (1976) – 60 миллионов зрителей
Сюжет индийского криминального боевика «Мститель» напоминает историю какого-нибудь супергероя. Бандиты на глазах шестилетнего ребенка убивают отца, начальника полиции, разоблачившего преступную группу. Последующие 15 лет сирота вынашивал план мести, а затем приступил к методичному воплощению его в реальность, но когда дело дошло до главаря, то мститель внезапно влюбился в дочь своего самого ненавистного врага. На этом месте все поют и танцуют. Сегодня уже сложно объяснить, чем советским зрителям стала столь симпатична детективная мелодрама, возможно, причина кроется во всеобщей любви к индийскому кино, или, может, в персональном почтении к таланту актера Риши Капура, но факт остается фактом – этот весьма проходной фильм стал одним из самых популярных в нашем прокате.
8. «Танцор диско» / Disco Dancer (1983) – 61 миллион зрителей
Раз уж речь зашла об индийском кино, нельзя не вспомнить едва ли не самый известный фильм из этой богатой на выдумку страны – «Танцора диско». В 1983 году, да и многие последующие годы, с экранов не сходила музыкальная мелодрама с песнями «Джимми Джимми Ача Ача» и «I am a Disco Dancer», а в кинотеатр на Митхуна Чакраборти шли не только девушки, но и парни – ведь в фильме было несколько впечатляющих сцен драк. Да, экшн в индийских лентах скорее вызывал улыбку, но и у такого рода «боевиков» были свои поклонники, причем весьма многочисленные: «Танцор диско» вошел в десятку самых кассовых иностранных картин, а его неофициальное продолжение «Танцуй, танцуй» остановилось в паре шагов от первой двадцатки рекордсменов.
7. «Белое платье» / Al-Rida’ al-Abyad (1973) – 61 миллион зрителей
Картина египетских кинематографистов «Белое платье» – пример соединения нескольких случайностей, приведшего к большому успеху. Во-первых, лента совершенно неожиданно даже для авторов получила глубокий социальный подтекст, хотя задумывали ее как заурядную мелодраму. Во-вторых, картина вышла в период существенного охлаждения в отношениях между Египтом и СССР, но вопреки этому ее не просто закупили, но и пустили в самый широкий прокат в Советском Союзе. Наконец, на волне успеха «Есении» (о ней позже), «Белое платье» смотрели так активно, что эта картина в одиночку заработала больше, чем все остальные египетские фильмы вместе взятые. Ну разве не волшебство?
6. «Бобби» / Bobby (1973) – 62,6 миллиона зрителей
«Бобби» - эталонная индийская мелодрама, созданная по всем самым очевидным жанровым шаблонам. В центре сюжета девушка из бедной семьи по имени Бобби. Она влюбляется в сына богатых родителей, и тот отвечает ей взаимностью, но на пути к счастью молодую пару ждут тяжелые испытания – между ними не только социальная пропасть, они еще и принадлежат к разным национальностям и исповедуют разные религии. Стоит ли говорить о том, что любовь преодолеет все преграды, но для победы придется потанцевать и попеть? У себя на родине «Бобби» стала суперхитом и вторым по популярности фильмом 1973 года, в СССР ленту привезли спустя год и здесь ее посмотрело даже больше зрителей, чем в Индии – 62 миллиона против 53-х.
5. «Спартак» / Spartacus (1960) – 63 миллиона зрителей
Грандиозный пеплум «Спартак» режиссера Стэнли Кубрика – одно из основополагающих произведений для Голливуда, это лента, которую изучают студенты профильных направлений, это кино, о котором написаны тонны исследовательских работ, это фильм, который цитируют уже 50 лет самые разные авторы. В советский прокат «Спартак» прибыл только в 1967 году, украшенный множеством наград, но, увы, и существенно сокращенный – студия Universal пустила в международный прокат укороченную на полчаса версию. Впрочем, даже на эпическое 162-минутное полотно зрители шли с удовольствием, ведь масштаб постановки и впечатляющая картинка перфекциониста Кубрика искупали любые неудобства.
4. «Золото Маккенны» / Mackenna’s Gold (1969) – 63 миллиона зрителей
Классика вестерна «Золото Маккенны» не могла не привлечь в кинотеатры поклонников остросюжетного кино. Здесь есть все, что нужно хорошему приключению: таинственный золотой прииск, непримиримые противники, очаровательные красотки и, конечно, фирменные перестрелки и погони Дикого Запада. Поскольку по идеологическим причинам фильмы про современную Америку в СССР старались не показывать, ленты о ковбоях и индейцах были той небольшой щелкой, через которую в Союз «затекал» Голливуд. И интерес к подобному киноискусству был очевиден – «Золото Маккенны» сначала триумфально прошло на экранах Московского кинофестиваля, а затем катком прокатилось по остальной стране. Третье место в списке крупнейших кассовых сборов.
3. «Бродяга» / Awara (1951) – 63,7 миллиона зрителей
Если Чарли Чаплина знаменитым на весь мир сделал образ Маленького Бродяги, то к Раджу Капуру успех пришел с Бродягой обычным – роль воришки, воспитанного трущобами сделала индийского актера известным не только на родине, но и в мире. «Бродяга» считается одним из наиболее значимым фильмов в истории Болливуда: он был представлен в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 1953, журнал Time внес его в список десяти сокровищ индийского кино, но все это меркнет на фоне той любви, что обрушилась на ленту в Советском Союзе. Только в 1954 году картину посмотрело более 60 миллионов человек, а ведь не менее широким прокатом фильм был затем выпущен в 1959, 1965, 1977 и 1985 году, и неизменно пользовался успехом.
2. «Великолепная семерка» / The Magnificent Seven (1960) – 67 миллионов зрителей
Классику вестерна фильм «Великолепная семерка» американская критика поначалу нещадно громила, полагая, что у режиссера Джона Стерджеса получился очень слабый и предсказуемый ремейк «Семи самураев» Акиры Куросавы. Главный советский «критик», генеральный секретарь Никита Хрущев от фильм тоже в восторг не пришел, по его мнению, мордобой и перестрелки не могут научить публику ничему хорошему. А вот зрители заняли противоположную позицию – лента стала мегапопулярна по обе стороны океана, в СССР, например, фильм посмотрело больше зрителей, чем «Афоню» или «Иван Васильевич меняет профессию». Образы отважных ковбоев из «Великолепной семерки» настолько глубоко впитались в наше сознание, что иными этих покорителей Дикого Запада советский человек и представить не мог.
1. «Есения» / Yesenia (1971) – 91,4 миллиона зрителей
Ни один, даже самый высоколобый критик не сможет однозначно и неопровержимо объяснить феномен мексиканской картины «Есения», ставшей рекордсменом советского кинопроката не только среди зарубежных, но и отечественных картин. Кто-то указывает на врожденную страсть нашего зрителя к латиноамериканским драмам, кому-то более уместной видится ассоциация с любимой сказкой о Золушке, кое-кто просто не верит статистике, но чудо произошло: абсолютно шаблонная мелодрама о любви бедной цыганки и бравого офицера заставляла зрителей идти в кино снова и снова. Планка, установленная черноглазой Есенией, не покорилась ни «Пиратам ХХ века», ни Александре из «Москва слезам не верит», и вряд ли падет в обозримом будущем – «Аватар» в российском прокате набрал смешные 14 миллионов зрителей. И это самая главная загадка, оставленная советским кинопрокатом потомкам.