Синяя таблетка
Wed, 11 May 2022 20:48:50 +0300 Wed, 11 May 2022 20:48:50 +0300Система виртуальной реальности Playstation VR
Синяя таблетка
Цена – 34 990 руб.
Разработчикам из Oculus и HTC удалось перезапустить тему виртуальной реальности, но задача сделать ее действительно массовой оказалась им не по силам. Но когда на сцену вступает Sony, любители компьютерных развлечений не могут остаться равнодушными.
Из трех основных систем виртуальной реальности, увидевших свет в 2016 году, комплект от Sony стал самым популярным и продаваемым еще до появления на прилавках. Основной секрет такого успеха кроется в ценнике. Мало того, что шлем сравнительно дешев сам по себе, так еще и подключается к игровой консоли Playstation 4 и не требует мощного системного блока ПК. Все, что нужно для игры в виртуальной реальности от Sonу, таким образом, обходится в сумму, сравнимую с одним только шлемом HTC Vive. Учитывая необходимый последнему компьютер, итоговая разница составит порядка 1 500 $, что не так уж ничтожно для игрового набора. Вдобавок, успех семейства Playstation во многом обусловлен интересными программными эксклюзивами, есть шанс что и на этом фронте фирма не разочарует. Конечно, привлекательный ценник обуславливает определенные компромиссы. Приставка Playstation 4 отмерила уже не один год жизненного цикла и отставание по графическим характеристикам от передового геймерского компьютера налицо. При этом, виртуальная реальность очень требовательна к вычислительным ресурсам. По разрешению матрицы шлем пусть некритично, но уступает своим конкурентам, а технология отслеживания движений позаимствована у не самого удачного в своем жанре аксессуара PS Move, что также вызывает определенные опасения. Тем не менее, VR - относительно новая сфера электронных развлечений и то, до какой степени те или иные аппаратные возможности конвертируются в настоящее удовольствие от процесса, пока не до конца известно.
Поставляется набор Sony Playstation VR в двух вариантах - один включает в себя действительно все необходимое, во втором (единственном доступном официально в России Core Bundle) отсутствует камера, которую надо в обязательном порядке докупать отдельно. Контроллеры PS Move также дополнительный аксессуар, но нужны они пока для столь малого количества приложений, что с приобретением их можно спокойно повременить. Первое, что радует при распаковке - дизайн шлема. Если Rift можно назвать аккуратным, а Vive скорее странным, то PS VR выглядит очень стильно, особенно с работающими светодиодами. Похоже на реквизит из фантастики шестидесятых, настоящий «хайтек». Инсталляция упрощается благодаря пронумерованным кабелям и аксессуарам, но все равно занимает определенное время и может потребовать пересмотра ряда интерьерных решений. Шлем подключается нестандартным кабелем к специальному контроллеру с отдельным блоком питания, который затем соединяется уже обычными HDMI шнурами с телевизором и консолью. Также, от блока к лицевой панели приставки отходит стандартный USB кабель. Наиболее спорный момент - соединение с камерой. Тут имеется довольно короткий, неотсоединяемый шнур оригинальной конструкции, удлинить который не представляется возможным. Таким образом, сенсор далеко от консоли не передвинешь, особенно с учетом, что размещать его надо минимум в метре от пола. В больших комнатах с нестандартным расположением компонентов, вроде домашних кинотеатров с проектором, организация игровой зоны превращается в нетривиальное мероприятие. Также, на приставке остается незанятым всего один USB порт, а набор требующих зарядки беспроводных контроллеров расширяется минимум до трех. Без хаба с внешним питанием обойтись, видимо, уже не получится. Когда установка завершена, телевизор можно выключить и в дальнейшем при использовании Playstation VR включать не обязательно. Привычное и полнофункциональное меню консоли отображается в режиме виртуального кинотеатра, достаточно нажать кнопку PS на геймпаде и активировать шлем.
Небольшой пульт ДУ с выключателем и регулятором громкости, а также порт для наушников (в комплекте есть обычная внутриканальная гарнитура), размещены на кабеле шлема. Эксплуатация требует определенной привычки. Крепится на голове прибор специальным обручем, что эффективно снимает нагрузку с лицевых мышц и носа. Каждый раз необходимо сначала ослабить оголовье и фиксатор маски специальными кнопками, затем отрегулировать позицию и подкрутить зубчатое колесико в области затылка, что плотно фиксирует дугу. Первое время процесс кажется переусложненным, но буквально за пару дней превращается в одно легкое движение. Зато для «очкариков» это самый лучший вариант из имеющихся, Oculus и HTC могут посыпать голову пеплом. Единственный минус - изрядный вес всей конструкции, что может привести к преждевременной усталости шейных мышц при продолжительных игровых сеансах. Светозащитная шторка выполнена из тонкой резины, что заметно гигиеничнее решений с пенкой. Оптика Sony Playstation VR заслуживает самых высоких похвал. Опыт ведущего производителя видеоочков сделал свое дело и разработчикам удалось избежать схемы Френеля, изрядно портящей впечатление от Rift и Vive. Возможно, лишний вес системы отчасти обусловлен таким подходом, но в целом его можно только приветствовать - утомление шеи от нескольких лишних грамм нагрузки намного менее принципиально, чем усталость глаз от бликов в линзах. Поле зрения порядка 110 градусов, что можно считать стандартным, но форма его, в отличие от других шлемов, овальная. Это немного сужает область периферийного зрения, но картинка ощущается более естественной.
Изображение в шлеме радует насыщенными цветами и практически полным отсутствием сетки межпиксельного пространства, вызывающей серьезные нарекания у ряда пользователей Rift и Vive. Если именно эта особенность прежних моделей более всего мешала погружению в новую реальность, то вариант от Sony кажется однозначно выигрышным. Правда, у всего есть цена. Очень крупные пиксели изрядно портят впечатления от контрастных линий, что особенно заметно на буквах и текстурах. Во время динамичной игры, впрочем, про это легко забыть. Особенно в созданных специально под VR мирах, характеризующихся повышенной яркостью красок. Картинка в шлеме либо дублируется на мониторе, либо, в случае ряда приложений, предназначена для второго игрока без шлема. Такой асимметричный игровой процесс встречается, например, в "Keep Talking and Nobody Explodes". Производительность приставки, превосходная для современных игр на обычном двухмерном экране, тут тоже начинает немного прихрамывать. Падение частоты кадров в виртуальной реальности допускать нельзя, это разработчики хорошо понимают, поэтому FPS держится жестко на уровне 70-90. Это много в сравнении с привычными для консоли 30, так что детальной проработкой поверхностей и технологиями сглаживания пришлось в большинстве случаев пожертвовать. Графика, таким образом, выглядит более похожей на PS Vita, чем на стационарные Playstation последних поколений. Но свободный обзор на 360 градусов, ощущение себя в центре событий и реальный масштаб окружения, с которым не сравнится ни один IMAX, легко все компенсируют. Трехмерный дракон из тысячи полигонов и размером с авиалайнер впечатляет несопоставимо больше, чем тот же дракон из десяти тысяч полигонов, но плоский и размером с голубя на обычном дисплее.
Отслеживание в пространстве шлема, геймпада и контроллеров Move решено не самым оптимальным образом. Если четко следовать инструкции и разместить камеру примерно в трех метрах от позиции игрока (что, кстати, тудноосуществимо с использованием только штатных кабелей), то наблюдается постоянный дрейф и дрожание джойстиков, а также не самая стабильная работа шлема. Эти эффекты во многом компенсируются более близкой установкой камеры, но тут возникает иная напасть - частое выпадение шлема и контроллеров из поля зрения. Надо постоянно держать в сознании габариты, что легко осуществимо в кресле, сложнее на диване и крайне проблематично стоя. Еще необходимо избавиться от ярких источников света и зеркал в поле зрения камеры, только так она работает без серьезных ошибок. Отзывчивость и скорость системы пространственного ориентирования можно считать достаточной для комфорта, но до привычного уже по ПК-совместимым конкурентам идеала она заметно не дотягивает. Ни о каком «roomscale», даже в статичной позиции, речи, естественно, не идет. Сам шлем отслеживается на 360 градусов, но джойстики легко затеняет от камеры сам игрок. Точность PS Move для таких популярных приложений, как Tilt Brush, явно слабовата, да и в банальном тире меткость оставляет желать лучшего. Но, даже при всех указанных недочетах, возможность пригнуться за укрытием, просто присев, взять виртуальный пистолет правой рукой, левой вставить в него магазин и высунувшись естественным движением прицелиться в голову супостата через мушку, а не абстрактную точку, погружает в игровой процесс совершенно по-новому. Ни один монитор, пусть самый большой и ни одна мышь, даже самая меткая, не способны на подобное в принципе. Это огромный шаг вперед для всей игровой индустрии и про все мелкие шероховатости тут забываешь буквально сразу.
Набор программного обеспечения для старта продаж в меру представителен. Наиболее порадует он любителей киберспорта, тут можно отметить космическую стрелялку Eve Valkyrie, уже получившую хорошую пользовательскую базу на ПК, а также игру Rigs, посвященную сражениям на арене гигантских роботов. В то и другое можно поиграть с друзьями, живые игроки всегда интереснее искусственных ботов. Интересным сочетанием тактики и напряженных перестрелок характеризуется очередной римейк древнего хита Battlezone. Хорошее представление о преимуществах виртуальной реальности дают сборник VR Worlds, а также бесплатный демо-диск, прилагающийся к комплекту PS VR. Любителям приключений стоит обратить внимание на новую игру про Бэтмена и ужастик Here They Lie. В магазине уже доступно более двух дюжин приложений, из которых полноценными играми можно назвать штук 5, остальное по продолжительности тянет на демо-версии, но предлагается по ценам 1 000 рублей и выше. В принципе, Oculus и Valve в этом плане ушли недалеко вперед, даже имея полгода форы. Так что, Sony заслуживает тут высокой оценки, особенно с учетом, что большая часть игр действительно оригинальные новинки, а не «допиленные» любительские самоделки времен бесплатного сервиса Oculus Share.
В заключение, постараемся ответить на пару глобальных вопросов, которые сложно закрыть простым описанием конструкции и функций техники. Во-первых, стоит ли начинать знакомство с виртуальной реальностью с Playstation VR, не ждет ли тут разочарование, как в случае с аксессуарами к смартфонам? Однозначно, стоит. Специалистам Sony удалось изготовить отличный по сочетанию цена-качество продукт, дающий прекрасное представление о современном уровне технологий виртуальной реальности. Другой вопрос - если обойти стороной финансовую составляющую, то как герой настоящего обзора «держит удар» прямых конкурентов? Тут уже не все так радужно. Обусловленные компромиссами конструкции ограничения дают о себе знать, особенно в части игровой графики и отзывчивости пространственного позиционирования. Сравнение «в лоб» качества изображения в игре Eve Valkyrie, присутствующей на всех системах, говорит не в пользу Sony. Возможности активно двигаться и реалистично прицеливаться, так приглянувшиеся всем на HTC Vive, для пользователей Playstation получились сильно ограниченными. Также, по комфорту подвинуть Oculus Rift с Олимпа не вышло - даже при более удобной системе крепления разница в весе слишком ощутима, особенно на продолжительных сеансах. Шея решительно возражает против пятибалльной оценки эргономики. Итого, аппарат занял вполне ожидаемое место в табели о рангах, как самое эффективное средство приобщения к VR в пересчете на рубли, но на звание игрового High End он не претендует.
Паспортные данные:
Тип - шлем виртуальной реальности | Название - Sony Playstation VR | Дисплей - OLED, 1920x1080 | Частота обновления, Гц - 120 | Поле зрения, град. - 110 | Сенсоры - акселерометр, гироскоп, магнетометр | Камера для позиционирования - да, охват 360 градусов, максимальная площадка 1,5 х 1,5 м | Тип соединения - проводные, HDMI и USВ | Длина кабеля, м - 4 | Наушники - да | Микрофон - да | Коррекция межзрачкового интервала - нет | Коррекция диоптрий - нет | Масса, кг - 0,61
Оценки
+ | Незаметность пиксельной сетки, хорошая цена, приемлемый комфорт | - | Недостатки позиционирования, мощность PS4 слабовата для VR |
Вывод:
Удалось ли Sony создать «народный» VR-гаджет? Скорее да, чем нет. Цена вопроса достаточно гуманна, а грандиозные впечатления легко перекрывают все мелкие недочеты. Популярность его крайне положительно сказывается на индустрии в целом. Сейчас только у Sony есть вероятность обеспечить достаточный парк устройств, чтобы серьезные разработчики игр обратили внимание на VR и наконец порадовали нас не очередным «платным демо», а хорошим, качественным продуктом.
Сергей Раков