8 шедевров голливудской фантастики 1950-х
Thu, 02 May 2024 17:41:48 +0300 Thu, 02 May 2024 17:41:48 +0300О чем мечтали отцы и деды
8 шедевров голливудской фантастики 1950-х
О чем мечтали отцы и деды
С окончанием Второй мировой войны и возвращением к мирной жизни человек снова начал мечтать о грандиозных технических свершениях и научных прорывах – с этим связан взлет популярности фантастических книг и фильмов, пришедшийся на 50-е и 60-е года прошлого столетия. Сегодня мы представляем вам список наиболее значимых для жанра голливудских картин середины XX века – именно из них выросли все современные «Мстители», «Чужие» и «Звездные войны».
«Место назначения — Луна» / Destination — Moon (1950)
Картина «Место назначения – Луна» - абсолютный must see для всех поклонников кинофантастики и знатоков истории космонавтики. Задолго до запуска первого спутника, до полета Гагарина и выхода в космос Леонова, до того, как Армстронг оставил гигантский след в истории человечества, до частных полетов SpaceX, авторы «Место назначения – Луна» предугадали и представили в художественном виде все этапы освоения околоземного космического пространства. Да, это далеко не «Гравитация» и не «Марсианин» с точки зрения спецэффектов, но как экранное воплощение грез человечества о выходе за пределы своей колыбели – это восхитительно мотивирующая лента. Космос открылся зрителю с удивительной стороны.
«День, когда остановилась Земля» / The Day the Earth Stood Still (1951)
Появление картины «День, когда остановилась земля» обусловлено соединением двух важных социальных факторов. Во-первых, послевоенный мир к началу 50-х очень опасался нового вооруженного конфликта, который мог перерасти в апокалипсис, грозящий уничтожением человечеству. Во-вторых, в это время резко возрос интерес к НЛО – вслед за Розуэллским инцидентом сообщения о визитах пришельцев посыпались изо всех уголков планеты. Ответом Голливуда стал фильм, в котором Землю посещает межгалактический странник, призывающий людей к мирному сосуществованию между собой и в большой межпланетной семье.
«Когда миры столкнутся» / When Worlds Collide (1951)
Корейская война и обретение Советским Союзом атомного оружия заставили задуматься простых американцев о поисках средств защиты на случай новой мировой войны. Этот страх неизбежного грядущего разрушения был выражен на экранах кинотеатров в картине «Когда миры столкнутся» - правда угроза Армагеддона здесь проистекает не из военного противостояния, а из приближения к Земле блуждающей звезды. Спастись можно, лишь соорудив космический ковчег, способный увезти ничтожную толику землян на другую планету, однако счет времени строительства спасительного космолета идет на часы – разрушительное действие межгалактической звезды-убийцы уже ощущается по всему миру.
«Оно пришло из далекого космоса» / It Came from Outer Space (1953)
Сценарий фантастического фильма «Оно пришло из далекого космоса» был написан самим Рэем Брэдбери, причем знаменитый писатель подготовил для студии два разных варианта сюжета – в одном Землю посещали злобные монстры, готовые уничтожить планету, а второй рассказывал о пришельцах, сочувствующих и поддерживающих землян. Компания Universal выбрала второй путь, но попросила добавить в картину зрелищности и напряжения – так что к зрителю попала лента, в которой удачно сочетаются тревога столкновения с неизведанным и гуманистический призыв вместе стоять на страже мира на планете.
«Этот остров Земля» / This Island Earth (1955)
В большинстве справочников и баз данных указывается, что картина «Этот остров Земля» является фильмом ужасов, однако это ошибка, корнями уходящая в историю контрактов и договоренностей студии Universal. На самом же деле, «Остров» - великолепный образец фантастики, поразивший воображение критиков и зрителей уровнем специальных эффектов, невиданных в то время. Сюжет ленты разворачивается вокруг группы ученых, которых с неизвестной целью собирает в секретной лаборатории могущественный инвестор. Когда же выясняется, что собравшиеся физики и инженеры должны будут создать оружие, которое освободит планету от людей и подготовит ее для приема инопланетян, часть ученых организовывают сопротивление планам захватчиков.
«Забытая планета» / Forbidden Planet (1956)
Безусловный суперхит своего времени и культовое произведение, по сей день вдохновляющее режиссеров по всему миру – приключенческая фантастика «Забытая планета». Лента о спасении человеческой колонии на далекой планете в звездной системе Альтаир стоила баснословные по тем временам 2 миллиона долларов, из которых половина была потрачена на спецэффекты. Для студии MGM запуск подобного проекта был большим риском, но отвага создателей себя оправдала – зрители были в восторге, а сюжетные приемы «Забытой планеты» можно разглядеть в массе современных фантастических картин.
«Вторжение похитителей тел» / Invasion of the Body Snatchers (1956)
Еще один страх американцев середины 1950-х, великолепно отраженный в фантастическом кинематографе – пресловутая «коммунистическая зараза», из подозрений в нелояльности быстро переросшая в настоящую «охоту на ведьм». Пока полиция и ФБР разыскивали по всем штатам людей, тайно или открыто поддерживающих коммунистические идеи, в Голливуде вышла фантастическая лента «Вторжение похитителей тел», в которой жители небольшого калифорнийского городка оказываются в эпицентре нашествия инопланетян – только пришельцы действуют хитро, они умело притворяются землянами, точно копируя местных жителей. Когда врагом может оказаться двойник соседа или близкого знакомого, война за Землю обретает новое измерение.
«Муха» / The Fly (1958)
Большинство зрителей знают историю неудачной телепортации, скрестившей человека и насекомое из хоррора режиссера Дэвида Кроненберга «Муха» 1986 года, однако эта картина является пусть вольным, но все же ремейком другой ленты – одноименной работы постановщика Курта Нойманна. В отличие от «Мухи» 80-х, фильм 1956 года в большей степени опирается на фантастическую и драматическую составляющую, а актер с головой насекомого появляется лишь в паре коротких сцен. Зато научному и этическому обоснованию проблем телепортации здесь посвящено немало диалогов. И в этом есть определенная ценность оригинального фильма, кстати, показательно оцененная зрителями – несмотря на сложность и жанровую нишевость, картина стала самой кассовой лентой студии Fox в 1958 году.