9 фильмов Бондианы из 70-х и 80-х

Thu, 02 May 2024 17:41:49 +0300 Thu, 02 May 2024 17:41:49 +0300

От худшего к лучшему – Часть 2

9 фильмов Бондианы из 70-х и 80-х


От худшего к лучшему – Часть 2

Джеймс Бонд 70-х и 80-х – совсем не тот каким был, когда его играл Шон Коннери. Пришло время гаджетов, элегантных автомобилей и противостояния с неожиданными соперниками, а значит, и Агент 007 заметно изменился. В свою вторую подборку мы собрали картины, где роль Бонда исполнили Роджер Мур и Тимоти Далтон, и снова расставили их от худшего к лучшему.

9. «Вид на убийство» / A View to a Kill (1985)

Несмотря на то, что с момента выхода первой книги прошло уже 65 лет, Джеймс Бонд всегда остается человеком примерно одного возраста. Исключение составляет лишь фильм-недоразумение под названием «Вид на убийство», последний в линейке лент Роджера Мура, где Агент 007 выглядит дряхлым стариком. Это сейчас Том Круз не устает доказывать, что в 50 жизнь звезды блокбастеров только начинается, а в 85-м Мур в кадре едва не рассыпался на части в попытках изобразить хоть какое-то энергичное действие. Еще хуже обстояли с обязательными для Бонда романтическими эпизодами – на фоне секс-символа того времени Тани Робертс Роджер Мур смотрится похотливым старикашкой. Ни демоническому Кристоферу Уокену, играющего злодея-неонациста, ни сногсшибательной Грейс Джонс фильм спасти не удается – кажется, это худшая лента Бондианы.

8. «Осьминожка» / Octopussy (1983)

Тринадцатая по счету картина Бондианы «Осьминожка», пожалуй, самая нелепая картина серии. Сценаристы умудрились натолкать в нее столько несовместимых ингредиентов, что переварить происходящее в кадре не удается, даже если вывернуть мысленную внутреннюю ручку пост-иронии на максимум. Здесь есть робот-крокодил и смертельная игрушка йо-йо, Бонд здесь играет в нарды и использует автомобиль в качестве дрезины, здесь фигурируют коллекционеры яиц Фаберже и культ осьминогов – уследить за полетом мысли сценаристов не удается даже при огромном желании. Кульминацией фильма становится сцена, в которой Бонд должен обезвредить ядерную бомбу в клоунском наряде и гриме – кажется, это самый лучший символ того, что Бондиана свернула куда-то не туда, и стилистику картин нужно срочно менять.

7. «Человек с золотым пистолетом» / The Man with the Golden Gun (1974)

Основой сценария «Человека с золотым пистолетом» стал последний и, увы, незаконченный роман Яна Флеминга – именно этим можно попытаться объяснить несколько неуклюжий сюжет о противостоянии Джеймса Бонда и Франциско Скараманги, наемника, одержимого идеей убить Агента 007. К счастью, приглашенный на роль злодея Кристофер Ли спасает ленту – это едва ли не лучший противник Бонда во всей истории Бондианы, а их финальная дуэль – украшение не только картины, но и всего жанрового кино середины 1970-х. К сожалению, все остальное никуда не годится: шведка Бритт Экланд с обязанностями «девушки Бонда» справляется плохо, от шуток в адрес лилипута Ника Нэка, прислуживающего Скарамнге, хочется закрыть ладонью лицо, зато местное кунг-фу вызывает здоровый смех.

6. «Лунный гонщик» / Moonraker (1979)

Выход на экраны фильма «Лунный гонщик» - лучший пример того, насколько большой была в конце 70-х популярность «Звездных войн», ведь это единственный раз в истории Бондианы, когда авторы намеренно пошли навстречу не собственной аудитории, а попытались привлечь зрителей, которые смотрят совсем другое кино. Да, для этого Джеймса Бонда пришлось отправить в космос. Да, злодея пришлось делать столь же ужасающим, как Дарт Вейдер (антагонист здесь намеревается уничтожить человечество, а затем заселить Землю заново). Да, в противники Агенту 007 пришлось призвать монстра со стальными челюстями (хотя это, скорее, не «Звездные войны», а «Чужой»). В результате получилась такая абсурдная комедия, что ее не хочется ругать. В фильме достаточно изобретательный экшн, тут впервые был показан американский космический челнок «Спейс Шаттл», Бонд тут разъезжает на гондоле посуху, наконец, здесь есть перестрелка из лазеров – что еще нужно для фаната франшизы?

5. «Живи и дай умереть» / Live and Let Die (1973)

Дебютное появление в образе Джеймса Бонда британского актера Роджера Мура получилось весьма колоритным, ведь ему выразительно контрастировали противники – фильм «Живи и дай умереть» построен на противостоянии с чернокожими преступниками. В начале 70-х в Голливуде пользовались фильмы жанра «блэксплуатейшн», ориентированные на черную публику и вдохновленные негритянскими клише, поэтому Бонду пришлось столкнуться с наркоторговцами, жрецами вуду и смешными бандитами с прическами-афро. Как ни странно, «Живи и дай умереть» – одна из наиболее близких к тексту адаптаций книг Флеминга, что вкупе со свежей энергией и аристократическим обаянием Мура дало интересный эффект: кино выглядит откровенной «бэшкой», но смотрится весьма неплохо. При этом здесь есть крокодилы и песня сэра Пола Маккартни – дебют Мура получился впечатляющим.

4. «Лицензия на убийство» / Licence to Kill (1989)

Задолго до того, как Дэниел Крэйг показал, что такое «Джеймс Бонд в ярости», Тимоти Далтон в своем втором и последнем фильме Бондианы продемонстрировал зрителям Агента 007, вышедшего за пределы контроля, этики и правил. «Лицензия на убийство» – один из наиболее жестоких фильмов франшизы, снятых в XX веке, ему даже хотели присвоить взрослый прокатный рейтинг «R», но после кое-каких доработок оставили более привычный «PG-13». Сюжет ленты разворачивается вокруг противостояния Бонда и главы наркокартеля из латиноамериканской страны – тот покалечил друга Джеймса и убил его жену, так что суперагент решает снять с себя обязательства перед британской разведкой и уйти в «одиночное плавание» на поиски злодея. Получилось мрачно, кроваво и довольно брутально, а учитывая то, что Бондиана после «Лицензии» ушла на шестилетний перерыв, зрители переваривали увиденное довольно долго. Как минимум, эта лента заметно выделяется из всех, где снялись Далтон и Мур.

3. «Только для ваших глаз» / For Your Eyes Only (1981)

Противоречивые оценки «Лунного гонщика» заставили продюсеров Бондианы серьезно подумать о том, каким они хотят видеть Бонда в будущем. К счастью, было решено отказаться от излишнего юмора и абсурдных сюжетных поворотов в пользу шпионских загадок и детективных расследований. В «Только для ваших глаз» Агент 007 снова предотвращает едва не начавшуюся мировую войну, когда злодеи похищают секретное средство управлением британскими подводными лодками. Традиционные задачи требуют от Бонда возвращения к корням – и Роджеру Муру приходится исполнить несколько довольно сложных трюков: от скалолазания до скоростного лыжного спуска. Кроме того, в франшизу наконец-то вернулась достойная «девушка Бонда» в исполнении Кароль Буке – она не только сверкает формами, но и стреляет из арбалета. Считайте, что на «Только для ваших глаз» в серии случилась перезагрузка, и довольно удачная.

2. «Искры из глаз» / The Living Daylights (1987)

У Тимоти Далтона были все шансы стать лучшим Бондом в истории, но его появлению в знаменитом образе постоянно что-то мешало – сыграть в Бондиане ему удалось лишь спустя 20 лет после первого приглашения и уже после второй картины из проекта пришлось выйти. А ведь началось все более чем здорово – в «Искры из глаз» Далтон принес здоровую злость и реалистичную жесткость, за которую много позже зрители полюбили Бонда-Крэйга. В какой-то мере, Бонд, которого мы знаем по фильмам 2000-х, берт свои корни именно из этого фильма 20-летней давности. Лента стала последней в серии, эксплуатирующим тему «холодной войны» и противостояния США и СССР, так что в противниках Агента 007 числятся русские генералы Пушкин и Гоголь, но это только добавляет пикантности, как и впечатляющие трюки Бонда – езда в футляре от виолончели и драка со злодеем на выпавшем из транспортного самолета грузе.

1. «Шпион, который меня любил» / The Spy Who Loved Me (1977)

В противоположность «Искрам из глаз», «Шпион, который меня любил» – квинтэссенция другой эпохи Бондианы, эпохи безумного куража, карикатурных злодеев, вычурных подвигов и скорее эффектных, чем эффективных приемов Джеймса Бонда по обезвреживанию преступников. В своем третьем фильме Роджер Мур нащупал наконец идеальный баланс между пафосом и обаянием, между пижонством и элегантностью, между страстью к каламбурам и умением убивать. Каждая сцена здесь практически идеальна – от прыжка с парашютом, выкрашенным в цвет британского флага, до поездки на автомобиле, превращающемся в подводную лодку. Все в «Шпионе» сыграно с запредельной энергией и удалью, которая заставляет зрителя хлопать в ладоши при каждом удачном действии героев. Именно в этом фильме за Бонда почему-то переживаешь больше всего, и он платит за это сполна безупречной службой миру.

Hi-Fi.ru


21 мая 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru