Прибытие поезда 2
Wed, 11 May 2022 20:48:42 +0300 Wed, 11 May 2022 20:48:42 +0300Чем заняться в виртуальной реальности
Прибытие поезда 2
Чем заняться в виртуальной реальности?
Когда кино только зарождалось, мало кто мог реально предвидеть, что его средствами можно рассказывать серьезные драматические истории или философские притчи, не говоря уже о создании целых миров со своей историей, проблемами и героями. Десятки лет движущиеся картинки были банальным ярмарочным аттракционом, равно как и театр несколькими веками ранее. Тем не менее, теперь уже никто не усомнится в их принадлежности к высокому искусству, наряду с литературой, живописью и музыкой. Нечто подобное происходит сейчас с играми - отношение богемной публики к ним пока несерьезное, но в реальности многие образчики по уровню драматургии, визуальному богатству и интеллектуальной ценности уже ни в чем не уступают книгам и фильмам. Приход качественно нового интерактивного искусства не за горами. И технологии VR могут тому немало поспособствовать.То, что в основе является просто новым типом визуального монитора, на деле преображает восприятие самым серьезным образом. Если в обычном театре, кинозале или домашней развлекательной системе зритель смотрит на действие как бы со стороны, то VR погружает его в самый центр. То есть, место стороннего наблюдателя меняется на участника событий. Удовлетвориться при этом ролью бесплотного духа, на манер круговой кинопанорамы, теоретически можно, но по сути это профанация самой идеи виртуальной реальности, лишающая ее всех базовых преимуществ. Если провести параллель с трехмерным кино, то реальный эффект от дополнительного измерения ощущается только в том случае, если новшество концептуально уместно и грамотно реализовано. Например, в «Аватаре» 3D значительно усиливало эффект присутствия на другой планете, ради чего и был снят сам фильм. В большинстве других кинолент, где визуальный ряд идейно не на первом месте, и трехмерность добавлена из маркетинговых соображений, эмоциональная польза от данной технологии стремится к нулю.
Это, собственно, и подводит нас к основной интриге данного обзора. Виртуальная реальность постепенно переходит из разряда сугубо профессионального инструмента и игрушки для отдельных адептов высоких технологий в общедоступный развлекательный формат. Технические ограничения остались, но реальным препятствием для восприятия информации и получения удовольствия от процесса они уже перестали быть. Появилась новая проблема - в какой форме эту самую информацию представлять? Игры, где реципиент духовной пищи, так сказать, персонифицирован, легко и выигрышно конвертировались в VR, поэтому оставим их «на сладкое». Кино же в обычном понимании не подходит для подобного способа восприятия совершенно. За исключением, разве что, порноиндустрии, которая и ранее баловалась видом от первого лица. Попытки сделать некие ролики с минимальным интерактивом или совсем без него предпринимаются активно, но пока у них толком нет даже названия. Фигурируют подобные произведения под труднопереводимым термином «experience».
Наиболее удачным представителем этого жанра можно считать «SightLine: The Chair». Здесь зритель изначально располагается в комнате, на стуле за компьютером, примерно так же, как в реальном мире. Пока взгляд направлен в одну сторону, там ничего не происходит. Но стоит повернуть голову чтобы осмотреться и стол исчезает. Оборачиваемся назад - а там уже нет стены. И так далее. Постепенно пейзаж таким образом меняется, мы оказываемся в лесу, городе, падаем с небоскреба, летим в глубокий космос с роем астероидов, причем совершенно бесшовно. Это отличный пример того, что с помощью VR можно создать нечто совершенно новое, на границе кино и интерактивных игр. Здесь не нужен джойстик и инструкции, при этом есть ощущение причастности к происходящему, а погружение несравнимо с простым фильмом.
К сожалению, продолжить список шедевров особо нечем. Основная масса «экспириенсов» недалеко ушла от имитаторов американских горок. Зритель просто движется на рельсах (явных или невидимых) внутри какого-либо трехмерного пространства, озираясь по сторонам. Поначалу масштаб поражает воображение, «вау-фактор» обеспечивает некоторый интерес, но подобное времяпрепровождение быстро наскучивает своей бесцельностью. Напоминает в чем-то ранние игры на CD, где само действие ничем не отличалось от восьмибитной аркады, но происходило на фоне видеоролика вместо картинки и дополнялось заставками с живыми актерами. Как только подобное сочетание потеряло прелесть новизны, основная масса поделок заслуженно отправилась на свалку истории. Впрочем, интересные вещи и тут попадаются. Можно отметить колоссальные, талантливо построенные сюрреалистичные конструкции Юлиуса Хоршуи, добротные экскурсы в микромир InMind и InCell от отечественного разработчика Nival, виртуальный планетарий Discovering Space и наглядный ролик о масштабах вселенной NeosVR. Из удачных музыкальных клипов порекомендуем к ознакомлению Senza Peso и Surge.
Наибольший же эффект от технологий VR приобрели видеоигры. Именно за интерактивными произведениями в такой форме просматриваются контуры будущего развлекательной электроники. Это, без всякого преувеличения, революция в жанре. Даже простенькие инди-игры, на которые в обычных условиях жаль времени, начинают восприниматься совсем иначе, когда из роли пусть принимающего решения, но отстраненного наблюдателя игрок переносится прямо в гущу событий. Уровень эмоционального накала и сродства с персонажем радикально усиливается, причем объяснить это лишь новизной ощущений уже невозможно. Равно как и вернуться к монитору, по крайней мере в тех играх, которые достойным образом поддерживают VR.
К сожалению, тут кроется главная проблема - высокобюджетных игр (так называемого ААА-класса), созданных с расчетом на виртуальную реальность, на данный момент практически нет. Есть масса демо-версий, демонстрирующих недюжинный потенциал (особо стоит отметить в этом плане Windlands и EVE: Valkyrie), но полностью отшлифованных, завершенных проектов крайне мало. Наиболее интересным выглядит Elite: Dangerous.
Когда-то, в начале 80х годов прошлого века, Дэвид Брэйбен впервые создал не головоломку или линейное приключение, а целую галактику со множеством звезд, планет, кораблей и станций, предоставив игроку полную свободу выбирать свой путь. С тех пор жанр «песочницы» заслуженно возглавляет хит-парады, достаточно вспомнить серии The Elder Scrolls, GTA и Assassin’s Creed. Очередная инкарнация Elite же не ограничена рамками города или провинции. В ней смоделирована наша галактика Млечного Пути в масштабе 1:1, то есть порядка 400 миллиардов звездных систем, включая черные дыры, квазары и пульсары. Часть ее заселена человечеством, продолжающим свои неизбежные распри в масштабах тысяч планет и десятка империй, где-то скрывается загадочная раса Таргоидов, да и кто знает, какие еще сюрпризы готовит поистине безбрежный мир и фантазии разработчиков? Постоянно развивающаяся сюжетно и технически ММО игра способна обеспечить сотни часов качественного отдыха, тем более, что игрок волен заниматься чем угодно - торговать, добывать руду на планетах и в астероидах, искать сокровища в руинах старых космических сражений, пиратствовать, работать охотником за головами, солдатом, участвовать в соревнованиях или просто исследовать пространство, продавая информацию о астрономических открытиях. Само по себе привлекательное времяпрепровождение, но VR усиливает впечатления еще стократ. Космические масштабы словно созданы для восприятия не на крохотном (ну, пусть даже трехметровом) экране, а в виртуальной реальности, где Юпитер имеет объем и размеры газового гиганта, а не суповой тарелки. Колоссальные космические станции резко контрастируют с клаустрофобией крохотной кабинки ровера, а переведя взгляд с пейзажа чужой планеты чуть в сторону, можно наблюдать, как ребристые колеса поднимают вековую пыль. Эффект присутствия стопроцентный. Более того, так как аватар игрока практически не покидает кресла, ограничения проводного шлема не ощущаются, а поле зрения вполне соответствует визору скафандра. Можно также отметить приемлемую оптимизацию, игра обеспечивает необходимые 75FPS в VR-режиме на среднего уровня компьютерах с одной видеокартой. Словом, повод приобрести Oculus Rift любителям космических приключений уже есть.
Вторым интересным пунктом программы выступает Alien: Isolation. Для игр-страшилок виртуальная реальность - это, что называется, ключ к успеху. Авторы данной игрушки осознали все преимущества технологии и анонсировали совместимость с Oculus Rift. Сложно сказать, что впоследствии пошло не так, но в финальной версии обещанной поддержки VR не обнаружилось. Однако пытливые игроки, наверняка не без помощи разработчиков, нашли способ активировать «незадокументированный» режим, и программа предстала в совершенно новом качестве. Да, местами дают о себе знать шероховатости, но игра проходится до конца без существенных проблем, в чем-то даже проще за счет большей свободы обзора и уж точно намного эффектнее в плане кардиостимуляции игрока. Единственный минус - очень выраженное за счет плавного движения «укачивание», так что удовольствие получат только привычные к VR ветераны. Это, наверное, и было поводом вывести данный режим из сферы коммерческой ответственности издателя. Тем не менее, если кто горит желанием встретиться с Чужими лицом к лицу - лучшего способа на этой планете пока нет. Примерно то же можно сказать о VR-версии Half Life 2. Играть можно, но собравшись с духом.
Из многочисленных мелких игр в Steam стоит обратить внимание на стрелялку от первого лица Time Rifters и головоломку Qbeh. Это простенькие, но хорошо отшлифованные для игры в шлеме продукты. Отечественные разработки War Thunder и Star Conflict также неплохо работают с Oculus Rift, но требуют установки старой версии драйвера и выглядят немного странно - самолет или звездолет игрока имеют выраженный объем, а вот окружающий мир воспринимается как плоская панорама. Недавно поддержка VR добавилась в интересную, обласканную критикой приключенческую игрушку Talos Principle, но на данном этапе сохраняется слишком много проблем и нет достойной оптимизации. Крайне забавная мини-игра Mythos of the World Axis наглядно демонстрирует, что прелесть виртуальной реальности действием от первого лица не исчерпывается. Это по сути платформер, где игрок должен провести похожего на миниатюру из настольной игры персонажа в нужную точку огромного макета древних руин. Отличная демонстрация не самой обычной стороны VR.
Тем, у кого достаточно времени, технической смекалки и есть желание попробовать в виртуальной реальности решительно все, адресованы программы Vireio и VorpX. Это драйверы, способные перевести в VR множество игр, изначально не имеющих соответствующей поддержки. Сразу надо отметить, что даже при наличии в сети подробных инструкций, работа с ними простой не будет, необходимо скорректировать и настроить массу параметров. Ущерб производительности при этом катастрофический, свежие игрушки вроде Star Wars Battlefront 3 или Fallout 4 еле шевелятся на железе за полмиллиона рублей. Тем не менее, такие вещи как Skyrim, Fallout 3, Bioshock Infinite играбельны вполне и достойны того, чтобы час-другой потратить на их адаптацию.
Итого, виртуальная реальность - большое подспорье игровой индустрии, которая делает робкие шаги из дешевого аттракциона в новую форму визуального искусства. Пока она недалеко ушла от допотопного «Прибытия поезда», но впереди, несомненно, будут свои Звездные войны, Сталкер и Аватар. Творческий процесс здесь еще не до конца попал в плен выверенных стереотипов, что делает наблюдение за новинками VR особенно захватывающим.
Сергей Раков