T
Wed, 11 May 2022 20:59:19 +0300 Wed, 11 May 2022 20:59:19 +0300H
T.H.E. 30 – лампы и стрелочки из России
Тест российского интегрального лампового усилителя T.H.E. 30
В последние десятилетия популярность ламповых усилителей в России пережила несколько периодов взлёта и падения. И главным двигателем прогресса оставались, по большей части, индивидуальные энтузиасты, производившие свои творения в единичных экземплярах. В лице же интегрального усилителя T.H.E. 30 мы имеем дело с серийным продуктом, выпущенным компанией Aris, много лет занимающейся дистрибуцией и проектированием профессионального звукового оборудования.
Изучаем
Модель T.H.E. 30 представляет собой двухтактный полный усилитель, построенный на классических пентодах EL34 по ультралинейной схеме. В нашем экземпляре на выходе работали четыре «елки» Tungsol EL34 российского производства, а в предварительном каскаде были установлены 6Н8С из запасов советских времен. Хочется также отметить широкое применение в тракте качественных пленочных конденсаторов ClarityCap CSA британского производства.
Качество звука ламповых усилителей напрямую зависит от качества выходных трансформаторов, а усилители, работающие в ультралинейном режиме, требуют особо тщательного подхода к их расчету и изготовлению. Поэтому неудивительно, что именно на создание специализированных многосекционных выходных трансформаторов были направлены основные усилия разработчиков.
Факт | Несмотря на «промышленный» статус усилителя T.H.E. 30, у модели есть вполне конкретный автор, а именно известный питерский разработчик Сергей Матюшин, логотип ателье и даже ссылку на сайт которого можно обнаружить на печатной плате усилителя. |
Дизайн аппарата получился весьма интересным, причем визуально усилитель как бы разделен на три части. Ступенчатая фронтальная панель всем своим видом говорит о профессиональной принадлежности устройства – здесь и рэковые «уши», и ручки для извлечения аппарата из стойки, и большие стрелочные индикаторы выходного сигнала со светодиодной подсветкой. Однако стоит посмотреть на T.H.E. 30 сверху, как взору открывается ажурная и очень красивая «бионическая» сетка, прикрывающая внутренности усилителя. Кожух же, закрывающий блок питания и выходные трансформаторы, и вовсе имеет нарочито сглаженные и миролюбивые контуры. Что ж, дизайн у T.H.E. 30 очень оригинальный и запоминающийся, и несомненно найдет своих поклонников.
Для подключения источников сигнала в усилителе предусмотрены четыре несимметричных входа на RCA, переключаемых клавишей на передней панели. Там же находится кнопка включения питания, индикаторы перегрузки и гнездо 6,35 мм для подключения наушников. Акустические системы подключаются к винтовым клеммам на задней панели, для этого предусмотрены отдельные выводы с обмоток трансформатора для АС номинальным сопротивлением 8 Ом или 4 Ома. Разумеется, в каждом конкретном случае надо ориентироваться не только на паспортные значения, но и на собственный слух. В комплект поставки усилителя входит также небольшой пульт ДУ.
Подключаем и слушаем
Прослушивание было организовано в помещении известного московского салона AVComfort. Мы не упустили возможности проверить T.H.E. 30 с разными акустическими системами, поэтому поочередно подключали их к существенно различающимся по своему звуковому почерку и электрическим характеристикам колонкам. В систему поочередно включались такие модели АС, как Klipsch Forte IV, Neat Acoustics Orkestra и даже ATC SCM40. В качестве источников сигнала выступали проигрыватель компакт-дисков Roksan Blak и проигрыватель винила Transrotor Zet 1 с тонармом Moerch 6, головкой звукоснимателя Goldring Elite LX и фонокорректором EAR Phonobox.
Общая характеристика, отличающая T.H.E. 30 при работе со всеми акустическими системами, это поистине выдающаяся для небольшого лампового усилителя динамика и качество проработки низкочастотного диапазона. Разумеется, лучше всего эта особенность проявилась с высокочувствительными и басовитыми Klipsch Forte IV – на соответствующих треках с оригинального винилового издания альбома Mike Oldfield «Crises» система просто взрывалась! В 1983 году, когда записывался этот альбом, студии ещё стремились наглядно продемонстрировать все преимущества цифрового звука, и, хотя пластинка записывалась изначально в цифре, ни о какой преднамеренной компрессии динамического диапазона при мастеринге тогда ещё не помышляли. В результате запись получилась просто великолепной. Не менее впечатляюще выступил T.H.E. 30 и при воспроизведении альбома Pat Travers Band «Crash And Burn» – мощнейшая ударная установка Томаса Олдриджа просто материализовалась в комнате прослушивания.
В паре с небольшими двухполосными Neat Acoustics Orkestra усилитель также проявил себя превосходно. Пусть неудержимый порыв в низкочастотном диапазоне был немного ограничен возможностями АС, зато в полной мере проявилась способность системы рисовать правильную сцену и точно расставлять на ней виртуальные источники звука. Отличным испытанием служит альбом Роджера Уотерса «Amused To Death», записанный с использованием технологии Q Sound. Оригинальные фазовые эффекты записи, позволяющие слышать лай собак где-то вдали и «увидеть» виртуальный радиоприемник на стене слева от слушателя, система воспроизвела безупречно.
Пожалуй, только при переходе на низкочувствительные трехполосные ATC SCM40 (всего 85 дБ!) усилитель проявил некоторые признаки усталости. Ничего удивительного в этом нет – далеко не каждый мощный транзисторный аппарат справляется с такой нагрузкой, поэтому мы включили данные АС в программу прослушивания исключительно для того, чтобы оценить пределы возможностей T.H.E. 30.
На наш взгляд, при сочетании с акустическими системами средней и высокой чувствительности владелец T.H.E. 30 получит в свое распоряжение универсальный и максимально «честный» усилитель, способный адекватно воспроизвести любые музыкальные жанры, от камерной классики до симфонического оркестра и от легкого фолка до тяжелого металла. Такие традиционно сильные стороны ламповой техники, как бережное отношение к тембрам и полное отсутствие транзисторного «зерна» в звуке, в голосе T.H.E. 30 присутствуют в полной мере, причём никакого нарочитого сглаживания или смягчения динамических контрастов не наблюдается. Редкое сочетание качеств для компактного лампового усилителя!
Паспортные данные :
Тип – интегральный ламповый усилитель | Название – T.H.E. 30 | Цена, рублей – 365 000 | Лампы выходные – EL34 | Лампы входные – 6Н8С | Выходная мощность – 2 х 30 Вт (пентодный режим) | АЧХ - 10 – 35 000 Гц | Входы – линейные RCA (4) | Выходы – наушники, 6,35 мм | Габариты, мм – 404 х 438 х 190 | Масса, кг – 22 | Источник ТТХ – ARIS
Оценки
+ | Потрясающая динамика, образцовый бас, открытая и честная середина, оригинальный дизайн | - | С учетом цены нет |
Вывод:
Аудиофилам, выбирающим себе ламповый усилитель, стоит внимательно присмотреться к T.H.E. 30. Этот сделанный в России аппарат сочетает в себе близкий к идеальному контроль баса, аккуратную работу с тембрами и нерядовой дизайн. С учетом того, что заявленная цена в 365 тысяч рублей гарантируется на ближайшие полгода вне зависимости от скачков курса, получается весьма выгодное предложение – западные усилители данного класса уже стоят значительно дороже. Хочется надеяться, что именно с T.H.E. 30 начнется полноценное возрождение российского массового производства высококлассной аудиотехники.