Топовые компоненты Sony 1, выпущенные для продвижения формата SACD

Wed, 11 May 2022 20:59:13 +0300 Wed, 11 May 2022 20:59:13 +0300

Последние из могикан

Топовые компоненты Sony 1, выпущенные для продвижения формата SACD

Последние из могикан

По мере того, как лицензионные выплаты за формат компакт-диска подходили к концу, в компании Sony озаботились тем, чтобы предложить рынку новый цифровой диск, который пришел бы на замену CD. Поскольку придумать что-то более удобное с точки зрения эксплуатации было сложно, то упор было решено сделать на качество звучания. И чтобы продемонстрировать это улучшенное качество, на старте SACD нужна была соответствующая аппаратура. Так в 1999 году появились на свет флагманские компоненты и акустические системы Sony с индексом «1», призванные убедить мир в преимуществах нового формата. Этих компонентов было мало, но они были превосходны.

Sony SCD-1

Первый – и до сих пор считающийся некоторыми непревзойденным – проигрыватель формата SACD, выпущенный в мае 1999 года. Всего планировалось произвести 500 экземпляров данной модели, точное итоговое количество поступивших в продажу проигрывателей неизвестно. Как и полагается флагману, аппарат имел пуленепробиваемую конструкцию и весил 26,5 килограммов. В нём сочетались все основные технологии дорогих проигрывателей фирмы – верхняя загрузка диска с фиксирующей шайбой, транспорт Fixed Pickup Mechanism, в котором сам диск перемещается относительно неподвижного лазера, солидный алюминиевый корпус, мощный экранированный трансформатор в блоке питания. Разумеется, цифровые выходы – оптический и коаксиальный – работали только с сигналом формата 16 бит / 44,1 кГц, аналоговых же выходов было два – несимметричный на RCA и балансный на XLR. Цена проигрывателя на момент выхода составляла 525 000 йен.


Sony TA-N1

Пожалуй, самый впечатляющий усилитель мощности в истории компании (за исключением разве что TA-NR1 и TA-NR10). Невероятных размеров и веса дредноут был заключен в немагнитный корпус, выполненный из 15-мм листов алюминия и 10-мм медных пластин. Достаточно сказать, что вес каждого пассивного радиатора составлял 16 (!) килограммов, а общий вес усилителя был 70 кг. На выходе трудились 10 пар позолоченных фирменных MOS-FET транзисторов 2SJ120A и 2SK1530A, в блоке питания был установлен тороидальный трансформатор Torus на 1 500 ВА в керамическом кожухе и специально разработанные фильтрующие конденсаторы. Для соответствия требованиям к расширенной полосе частот нового формата была разработана новая фазолинейная схема. Платы представляли собой решение под названием Metal Core Module, на которых медные дорожки наносились непосредственно на металл, а компоненты крепились к поверхности – так достигались лучшая проводимость, минимальная длина тракта и меньший нагрев. Усилитель выдавал 200 Ватт на канал в классе АВ, а полоса пропускания простиралась от 5 Гц до 300 кГц по уровню -1 дБ. Невероятный усилитель был выпущен тиражом всего 100 экземпляров в период с 1999 по 2002 год.


Sony TA-E1

Идеальной парой для Sony TA-N1 был специально разработанный предварительный усилитель, который обеспечивал фазолинейную передачу сигнала вплоть до частоты в 100 кГц, при этом полоса пропускания простиралась до 100 МГц с затуханием всего на 5 дБ! Трансформатор был намотан на сердечнике из аморфного железа и заключен в кожух из керамического композита для демпфирования и надежного предотвращения любых помех. Блок питания при этом был физически полностью отделен от блока сигнальных цепей. Как и в усилителе мощности, в качестве плат использовались модули Metal Core, они же служили для отвода тепла. Для подключения проигрывателя компакт-дисков и SACD-проигрывателя использовались разные входы, присутствовала также сквозная петля для магнитофона. Шасси предусилителя представляло собой сэндвич из алюминиевых и медных плит, фронтальная панель имела толщину в 10 мм. Весил этот потрясающий предусилитель 21,5 килограммов и стоил 600 000 йен. Как и все остальные компоненты серии, он был представлен публике в мае 1999 года.


Sony SS-1ED / SS-M9ED

Разумеется, комплект для демонстрации преимуществ нового формата никак не мог обойтись без соответствующих акустических систем. Что интересно, их разработка и производство были поручены Дэн Анагносу из американской компании Polk Monitor, хотя и с использованием многих технологий Sony. В Японии модель продавалась под названием Sony SS-1ED, в остальной же части мира она была известна как SS-M9ED. Аббревиатура ED расшифровывалась как Extended Definition. Высокочастотный и среднечастотный динамики были заключены в свои собственные акустические объемы, плотно заполненные звукопоглощающим материалом. Два басовика диаметром 200 мм были нагружены на сдвоенный порт фазоинвертора, выведенный в нижнюю часть задней стенки. В корпусе отсутствовали параллельные поверхности, за исключением верхней и нижней панелей. Акустика представляла собой не самую легкую нагрузку для усилителя – чувствительность 86 дБ и номинальный импеданс 4 Ома (с падением до 2 Ом) требовали от него солидного запаса по току, которого, впрочем, у Sony TA-N1 было в избытке. Казалось бы, обычные АС высокого класса? Всё меняло наличие на верхней панели супертвитера Sony, расширявшего частотную полосу до 100 кГц и включавшегося в работу только на частоте 22 кГц, то есть, уже выше того, что воспринимает человеческий слух. Весила одна колонка 58 килограммов, стоила пара акустических систем 1 000 000 йен.


Sony SS-TW100ED

Главным маркетинговым аргументом при продвижении SACD служил существенно расширенный частотный диапазон, доступный для записи и воспроизведения. Верхняя граница в 100 кГц, ранее казавшаяся не особо нужной, вдруг стала играть главную роль в коммуникации. И первым динамиком, способным забраться столь высоко, стал фирменный выносной супертвитер, который можно было присоединить к большинству обычных акустических систем и получить акустику, соответствующую представлениям Sony о том, как нужно правильно слушать музыку на SACD. Супертвитер имел три переключаемые частоты среза – 20 кГц, 30 кГц или 40 кГц – и позволял менять направление излучения в горизонтальной плоскости. С учетом высокой направленности звука в сверхвысоком диапазоне – полезная вещь. Всего было выпущено порядка 500 пар данной модели супертвитера.

С компонентами легендарной винтажной серии Z1 компании Pioneer, выпущенными в 70-е – 80-е годы прошлого века исключительно для японского рынка, можно познакомиться здесь.



14 марта 2022 года

Редакция Hi-Fi.ru