Аудиоаппаратура стерео и многоканальная – в чём различия и где компромиссы?

Wed, 11 May 2022 20:58:42 +0300 Wed, 11 May 2022 20:58:42 +0300

Выбираем оптимальную технику и акустику для H-Fi и домашнего кинотеатра

Аудиоаппаратура стерео и многоканальная – в чём различия и где компромиссы?

Выбираем оптимальную технику и акустику для H-Fi и домашнего кинотеатра

Один из стойких стереотипов в мире аудио гласит, что для прослушивания музыки нужно использовать стереосистему, а для сопровождения кинофильмов – многоканальную систему окружающего звучания. И хотя обратные примеры встречаются в жизни довольно часто, они воспринимаются лишь как те самые исключения, подтверждающие правило. В чём же специфика и каковы различия двух подходов? Попробуем разобраться.

Меломаны и аудиофилы всегда с некоторым скепсисом относились к многоканальным комплектам, ориентированным, по их мнению, прежде всего на работу в составе домашнего кинотеатра. Несмотря на попытки мейджоров с появлением оптических дисков высокого разрешения SACD и DVD Audio в начале века продвигать многоканальную музыку, особого успеха они не имели – любители музыки предпочли старое доброе стерео в новом хай-рез обличье. А многоканальные варианты так и остались уделом киноманов.

Правда, в области ДК примерно в это время тоже произошли коренные изменения, связанные с появлением многоканальных форматов саундтреков со сжатием без потерь – Dolby TrueHD и DTS-HD. Отсутствие потерь при сжатии и кодировка в высоком разрешении впервые позволили полностью задействовать потенциал аппаратуры – от процессоров и ресиверов до акустических систем, причем, для всех каналов. Пережатые дорожки в Dolby Digital c битрейтом 640 Кбит/сек на все шесть каналов, и даже в DTS с его потоком 1,5 Мбит/сек не были способны в полной мере раскрыть возможности аудиотехники в топовых инсталляциях домашнего кинотеатра.

В принципе, перечень задач, стоящих перед стереофонической и многоканальной аудиосистемами, схож – различаются приоритеты этих задач. При сопровождении фильмов наиболее важным является способность аудиосистемы создать вокруг зрителей трехмерное звуковое поле с четким позиционированием виртуальных источников звука с учетом возможного динамичного их перемещения в пространстве. Кроме того, приоритетными являются скоростные и динамические показатели тракта, обеспечивающие яркое и масштабное звучание. Хирургически точная, наполненная мельчайшими деталями, отстраненная и в какой-то мере жесткая подача может критиковаться при воспроизведении музыки, но будет очень кстати при сопровождении фильмов.

Если говорить о способности системы создавать трехмерное звуковое поле, то оптимальным вариантом будет набор сателлитов, близких по характеру излучения к точечным источникам звука, поддержанных снизу одним, а лучше парой сабвуферов. Опять же, вопрос использования трифоника при прослушивании музыки вызывает множество дискуссий, а корректная настройка такой конфигурации – очень непростая задача, а для домашнего кинотеатра это базовая схема. И референсные кинотеатральные системы THX-Ultra выполнены именно в такой концепции.

При этом, сходства в подходах при построении стерео и многоканальной аудиосистем тоже немало. К примеру, в равной степени применим принцип максимального разделения компонентов, когда повышения качества звучания добиваются, разделяя секции предварительного усиления (процессинга в случае многоканальной системы) и усилителей мощности, или отдавая предпочтение моноблокам перед двухканальными или, тем более, многоканальными «мощниками». Аргументы за подобные решения и для стереосистем, и для систем домашнего кинотеатра совпадают.

Говоря о компромиссах, прежде всего, имеются в виду попытки построения универсальной системы как для прослушивания музыки, так и для просмотра фильмов. К сожалению, возможность разделить эти системы, что весьма целесообразно, есть далеко не у каждого – здесь вмешиваются и финансовые возможности по комплектации систем и способность выделить дома отдельные зоны для прослушивания музыки и для просмотра кино. В результате стандартной задачей является необходимость впрячь коня и трепетную лань, решение которой насквозь компромиссно.

Из наиболее распространенных компромиссов вспомним использование в качестве фронтальной пары полноразмерных напольных акустических систем, которые работают и в составе стереосистемы (и, прежде всего, именно в ней!), на фоне сравнительно компактной остальной акустики. Особенно здесь страдает центральный канал, несущий основную информационную нагрузку в многоканальной системе, который в идеале должен быть идентичен фронтальным спикерам. И здесь на помощь приходят современные AV-процессоры и ресиверы, которые с помощью DSP-обработок пытаются компенсировать разные акустические параметры колонок, но, к сожалению, они не всесильны.

Другим примером может служить проблема усиления фронтальной пары. Здесь есть два варианта – либо использовать отдельные усилители фронтальной акустики для стерео и ДК, что оптимально с точки зрения качества звучания, но заставляет решать задачу коммутации акустики в зависимости от сценария использования, либо для стереофонического усилителя музыкальной системы, к которому постоянно подключена фронтальная пара колонок, одним из источников назначать AV-процессор или ресивер. Оба варианта весьма далеки от идеала.

Тем не менее, универсальные решения занимают довольно обширный сегмент среди домашних развлекательных систем. Причем, важной особенностью таких систем является их гибкость и масштабируемость, проистекающая из их компонентной концепции. То есть, систему со временем можно совершенствовать – начав с универсального варианта на базе многоканального ресивера и простейшей конфигурации акустики окружающего звучания, постепенно наращивать число каналов, разделять тракты усиления, совершенствовать акустические системы – вплоть до полного разделения систем для прослушивания музыки и просмотра кино.




15 декабря 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru