100 вопросов про катушечные магнитофоны и магнитную ленту

Wed, 11 May 2022 20:58:34 +0300 Wed, 11 May 2022 20:58:34 +0300

Отвечаем на самые горячие темы о бобинниках

100 вопросов про катушечные магнитофоны и магнитную ленту

Отвечаем на самые горячие темы о бобинниках

Один из самых горячих и быстрорастущих сегментов современного рынка High End – катушечные магнитофоны. Студии, выпускающие коммерческие копии с мастер-лент, множатся, словно грибы после дождя, а почти каждый месяц нас ждет анонс нового бобинника. При этом цены на винтажные магнитофоны увеличиваются постоянно, и дефицит предложения в данном секторе рынка становится всё более и более ощутим. В нашем новом выпуске «вопросов и ответов» мы раскрываем главные моменты, которые тревожат аудиофилов, решивших приобщиться к наиболее качественному по части саунда формату на сегодня.


1. По каким причинам сейчас к катушечным магнитофонам приковано столь серьёзное внимание?

Данный формат обеспечивает качество звучания по уровню превосходящее как другие аналоговые форматы (например, винил, или компакт-кассеты), так и все цифровые способы воспроизведения.


2. А какие параметры движения ленты гарантируют это?

Речь идет о магнитной ленте шириной в 1/4" и скорости передвижения в 38 см/с для двухдорожечной записи. Более высокая скорость (например, 78 см/с), или ширина ленты (1/2”-1”) обеспечат ещё более высокое качество.


3. Как же так? Почему формат записи, которому более семидесяти лет от роду, кладет на лопатки даже DSD512?

Магнитная лента до сих пор используется во многих системах резервного копирования – она позволяет хранить гигантское количество информации. Передвижение четвертьдюймовой ленты на очень высокой скорости (как описано выше) гарантирует выдачу ошеломляющего количества музыкальной информации.


4. И в чём, прежде всего, будет разница между лентой и, например, винилом?

В твердости звуковых образов, фактуре баса и динамическом диапазоне. Воспроизведение коммерческой копии мастер-ленты буквально «пробивает» систему и позволяет ощутить настолько плотный и объемный звук, что мурашки по коже идут.


5. Но ведь в восьмидесятые годы ХХ века все гонялись за пластинками, а катушечники использовали для перезаписи с «пластов»? Почему?

В те годы на рынке не были представлены «профессиональные» форматы магнитной записи (от 38 см/с), в основном в ходу были или чистые ленты, или бобины со студийными записями на скорости до 19 см/с, да ещё и в четырехдорожечном формате.


6. А что будет, если записать на ленту на скорости 38 см/с, скажем, альбом с новой пластинки?

Никакого скачка вверх вы не получите – информация из воздуха не возьмется. Если заниматься катушечными магнитофонами сегодня – то целиться надо на приобретение коммерческих копий с мастер-лент. И помнить, что копирование коммерческих записей запрещено.


7. И много ли копий мастер-лент представлено на современном рынке?

Сотни. Полный список продавцов мы публиковали.


8. Сколько стоят такие записи?

От $100 до $950.


9. Это же значительные деньги! Пластинки гораздо дешевле. Почему так обстоят дела?

Сама по себе чистая лента – довольно дорогая, стоит она от $50. Добавляем такую же сумму за металлическую катушку, стоимость прав, печать оформления, плюс амортизацию записывающей и воспроизводящей техники – и получаем стоимость, заметно превышающую винил. Кроме того, тиражи копий с мастер-лент сейчас, конечно же, заметно меньшие, чем у пластинок.


10. А сколько будет храниться такая запись?

Каждые десять – пятнадцать лет магнитная лента теряет в среднем до 0,5 дБ уровня (это максимум). То есть, даже через 50 лет ваши записи будут в порядке – при условии правильного хранения и бережного обращения.


11. И как следует хранить магнитные ленты?

На катушках, помещенных в целлофановые пакеты и коробки, размещенные строго в вертикальном положении.


12. А что скажете о температуре в помещении?

Желательный уровень до +22 С и 40% влажности. И ещё один момент – никогда не оставляйте катушки под лучами солнца – или рядом с источниками магнитных полей.


13. Я видел так называемые «блины», а не катушки на магнитофонах. Зачем они нужны?

«Блин» позволяет более удобно зафиксировать конец ленты при старте воспроизведения. С другой стороны, его не рекомендуется использовать при вертикальной ориентации магнитофона – длинные ленты могут слететь при сматывании.


14. А что такое NAB-адаптер?

Специальные фиксаторы, закрепляющие катушки на бобиннике. Без них вам точно не обойтись.


15. И какие NAB’ы лучше выбрать?

Идеальный выбор – те, которые имеют винтовой фиксатор (например, производства Akai, Teac). Такое крепление куда более эффективно, чем использование одной поворачивающейся головки на шпинделе магнитофона.


16. В итоге, какой минимальный комплект потребуется в случае планов на покупку катушечника?

Пара NAB-адаптеров, как минимум одна пустая катушка (лучше несколько). И, возможно, XLR/RCA переходники для подключения бобинника, если у вас предварительный усилитель не имеет XLR-входов.


17. То есть, лучше иметь балансный тракт по части усиления?

В случае использования профессиональных катушечных магнитофонов – да. Но использование переходников тоже приемлемо.


18. Магнитофон – довольно сложная конструкция даже внешне. Его необходимо, как и проигрыватели винила, защищать от пыли?

Да, безусловно. Можно заказать изготовление специальных плексигласовых кожухов, а можно просто применить тонкий целлофан, взятый, скажем, от внешних пакетов для винила MoFi.


19. А как лучше ориентировать катушечный магнитофон при инсталляции?

Горизонтальная схема более безопасна – в случае, если вы случайно не закрепите катушку. Вертикальная ориентировка более стильно выглядит и позволяет наслаждаться ещё и видом движущих бобин.


20. А что за специальные стойки для магнитофонов?

Такие системы позволяют ориентировать аппарат горизонтально, но с небольшим наклоном – подобная установка наиболее удобна по части закрепления магнитной ленты. С другой стороны, данные стойки занимают довольно много места.


21. Окей, перейдем к выбору самого магнитофона. Какой выбрать – новый или винтажный?

Зависит от вашего бюджета. Для экономии – лучше ориентироваться на винтажные аппараты, при достаточном выделенном на приобретении бюджете – на новые.


22. И какую сумму придется планировать, если собрался покупать абсолютно новый бобинник со скоростью 38 см/с?

От 11 000 евро – ровно за столько Analog Audio Design продает свой новый TR-1000. Младший Ballfinger M 002 P вместе с модулем эквализации стоит 18 000 евро, а Metaxas TR-X стартует от 37 000 евро.


23. Очень дорого! А есть ли более дешевые варианты «обновленных» моделей прошлого?

Revox-Online предлагает полный ассортимент восстановленных культовых моделей прошлого (даже головки будут новыми), 38-ая скорость обойдется от 6 000 евро. Аппараты от Mara Machines начинаются от $5 000 – в общем, есть чем поживиться.


24. А если, все же, выбирать винтажный магнитофон?

Пока в хорошем состоянии можно найти бобинники Revox (не восстановленные), Otari, Teac, Tascam и другие. Цены стартуют от примерно $2 000.


25. Почему вы не упоминаете в списке Technics?

Верхние винтажные модели фирмы (1500/1700) имели скорость в 38 см/с, но обладали лишь эквализацией в NAB-варианте. Если вы выбираете первый магнитофон в коллекцию, лучше обратить внимание на другие компании.


26. А куда делся Akai?

Бытовые модели Akai (тот же 747) работают только до 19 см/с. Аналогично, такие аппараты стоит рассматривать как второй бобинник в коллекции (ниже мы расскажем об этом).


27. А чем отличается NAB-эквализация от IEC (CCIR)?

Большинство современных коммерческих записей выполнены по IEC (CCIR) схеме. Так что, лучше всего думать о покупке магнитофона, обладающего модулем IEC (CCIR).


28. Среди винтажных магнитофонов очень в цене аппараты Studer, некоторые стоят по 1 млн. и более рублей. Не проще ли купить новый аппарат тогда уж?

Studer’ы, начиная с модели A807, предлагают исключительно высокое качество воспроизведения и прецизионную механику. Никакой «младший» новый магнитофон с ними конкурировать не сможет, а «тяжелая артиллерия» обойдется в несколько раз дороже.


29. И какой из Studer’ов самый оптимальный?

A810 – эта модель оформлена в относительно компактном корпусе и имеет очень надежный лентопротяжный механизм.


30. Слышал, что A807 звучит лучше?

Мнения разные – действительно, звуковой тракт у A807 более продвинутый. Но аппарат выполнен не в модульной концепции (в отличие от A810), имеет более простой транспорт и в случае поломки его обслуживание превращается в муку.


31. А разница в стоимости между Studer A810 и A807 чем обусловлена?

Прежде всего – спросом, Studer A810 более котируется у аудиофилов, так что, цены на модель сейчас взлетели и достигли 1 млн. руб, за хорошее состояние. A807 можно найти за сумму вдвое дешевле.


32. Есть ли у Studer’a аппараты лучше?

Да – это Studer A820. Мастодонт, под завязку напичканный электроникой и оснащённый наиболее продвинутым ЛПМ механизмом. К сожалению, эту модель сейчас очень сложно найти в продаже, а цены на неё могут достигать 3-5 млн. руб.


33. Какие есть альтернативы Studer’ам?

Прежде всего, Revox. Это бытовое подразделение компании Studer выпускало отличные и очень надежные бобинники. А сейчас, благодаря описанному выше возрожденному Revox-Online, эти устройства можно приобрести в состоянии новых.


34. А если мы говорим о шаге вверх по качеству звука?

Sepea Audio недавно возродила выпуск культового катушечного магнитофона Stellavox PRO TD9. За 33 000 евро вы получите ошеломляющее качество воспроизведения.


35. А какой бобинник на ваш взгляд является самым лучшим по качеству воспроизведения – из тех, что можно найти на сегодняшнем рынке?

Вариации Ampex ATR 10х – например, Ampex ATR 102, который пока еще находим за сумму менее, чем $20 000. Это ошеломляющая машина.


36. Есть ли устройства лучше? Те, которые уже «днем с огнем не найдешь»?

Гипотетически можно попробовать поискать Stephens Electronics 811D, но шансы найти эту модель в продаже приближаются к нулю. Для справки – катушечник продавался в 1974 году за… $30 000! То есть, стоил столько же, сколько средненький дом в США в то время.


37. Что можете сказать о катушечных магнитофонах Otari?

Эта техника состояла в ограниченной серии до первого десятилетия «нулевых», так что, найти бобинник в идеальном состоянии при выборе данного бренда куда проще. Кроме того, аппараты Otari оснащаются всеми видами эквализации и многие из них поддерживают скорость до 38 см/с. Из минусов стоит отметить необходимость очень тщательной настройки – то есть, вам потребуется компетентный мастер.


38. И какой аппарат у Otari является «первым» при выборе?

Otari MX5050. Он кстати говоря, вошел в наш рейтинг из пятидесяти лучших бобинников всех времен.


39. А что вы скажете про винтажные магнитофоны Sony?

Sony TC-880-2, безусловно, стоит отметить – перед нами инжирный шедевр, который может играть в полосе до 40 000 Гц, что не по силам большинству бобинников даже на современном рынке. С другой стороны, запчастей для модели сейчас очень мало и её обслуживание может оказаться чрезвычайно дорогим.


40. Говорят, бобинники Nagra тоже исключительно хороши…

Да, Nagra T-Audio щеголяет прекрасной механикой и изысканным внешним видом. С другой стороны, саунд устройства ничуть не превосходит те же Studer’ы, а ремонтопригодность этих магнитофонов оставляет желать лучшего. Да и стоит Nagra сегодня очень дорого.


41. Есть ли какие-то «скрытые бриллианты» на винтажном рынке?

Например, Lyrec PTR-1 Frida – устройство вышло в 1989 году, оснащалось тремя головками и поддерживало три скорости, позволяло использовать аж 12” катушки. Саунд – исключительно плотный и собранный, а компактные габариты модели обеспечивают дополнительную гибкость при установке. Цена Lyrec PTR-1 Frida на сегодня – примерно до 500 тыс. руб.


42. Окей, перейдем к поднятой выше теме про «второй бобинник». Зачем и для чего он может потребоваться?

Выше мы говорили о том, что если уж приобретать катушечный магнитофон – то тот, который гарантирует самое лучшее качество звучания на сегодня из всех форматов, то есть, двухдорожечный со скоростями до 38 см/с. Однако, когда вы уже «набьете руку» с такими записями, может возникнуть вопрос коллекционирования старых коммерческих релизов, продававшихся в 70-80-ые годы ХХ века.


43. И в каком формате они выходили?

Как правило – четыре дорожки и 19 см/с. Таких релизов в ХХ веке вышло несколько тысяч – есть где разгуляться.


44. Где можно приобрести такие записи?

eBay, inJapan и другие площадки – цены на релизы на 19 см/с и четыре дорожки стартуют от $5.


45. А что по части качества воспроизведения их?

Безусловно, оно хуже, чем у двухдорожечных записей на 38 см/с. Но и цены почти в 100 раз меньше! При этом – четырехдорожечная коммерческая запись на 19 см/с, при условии её хорошей сохранности, «кладет на лопатки» даже первопрессный винил, выпущенный в те же годы. Так что, игра определённо стоит свеч.


46. Так почему же не купить магнитофон, который может играть сразу и две, и четыре дорожки, и поддерживает скорость до 38 см/с?

Таких аппаратов было выпущено ничтожно мало. Студии ориентировались на профессиональный двухдорожечный формат – и техника для данного сегмента выпускалась соответствующая. Бытовой же сектор получил в ХХ веке сложившийся формат «четыре дорожки и 19 см/с». В итоге, полной универсальностью на бумаге щеголяют только пара моделей Otari и Techincs RS-1500, но в последнем случае начинается катавасия с эквализацией (которая описана выше). В итоге – лучше избегать компромиссов. Если вы настроены на ультимативное качество – берите устройство на две дорожки и 38 см/с. Когда станет ясно, что точно требуются ещё и четыре дорожки – стоит подумать о втором магнитофоне.


47. И какой аппарат на четыре дорожки и 19 см/с выбрать?

Например, красавец Akai GX-747 – благодаря своей конструкции, отменному звучанию и прекрасному оснащению (четыре дорожки, шесть фирменных головок GX – две записывающие, две стирающие и две воспроизводящие) модель стала иконой бытового сегмента катушечной техники.


48. А еще на какие четырехдорожечные аппараты стоит обратить внимание?

Technics RS-1700 обладает уникальным ЛПМ, очень надежным. Модель гарантирует и очень высокое качество воспроизведения.


49. Какие еще четырехдорожечные катушечные магнитофоны стоят упоминания?

Техника Pioneer имеет шикарный внешний вид и достаточно сбалансирована по сумме своих характеристик.


50. Поговорим об обслуживании магнитофона. Вот, приехал винтажный аппарат с eBay и…

Любой катушечный магнитофон требует проверки и калибровки после перевозки. Необходимо вызвать мастера и провести настройку.


51. А какой срок службы у магнитофона?

Профессиональные бобинники выпускались «на века» – запас по всем характеристикам и прицел на десятилетия работы в студиях при нагрузке 24/7 позволяет надеяться на долгие годы службы даже для устройств, выпущенных в начале 80-ых годов ХХ века. То же самое можно сказать и о современной технике класса High End. Бытовые устройства ХХ века были чуть менее надежны – и здесь каждый конкретный экземпляр стоит изучать отдельно.


52. Но я слышал, что головки изнашиваются гораздо быстрее!

Это так. На профессиональных аппаратах ресурс головок обычно не превышает 2-2,5 тыс. часов. Впрочем, после этого можно провести полировку головок, и они проработают столько же. После второй полировки блок головок придется менять. На бытовых устройствах зачастую использовали стеклоферритовые головки – их ресурс в 10 раз больше, но и качество воспроизведения ниже.


53. То есть, если я выбираю винтажный магнитофон, прежде всего надо оценивать состояние головок?

Это не совсем так. Нужно определить общее состояние механики и электроники устройства – это может сделать специалист при чек-апе бобинника. Вполне возможно, что немного «попиленные» головки менять не придется, а вот проблемы с двигателями, например, могут вылиться в куда более дорогой ремонт.


54. Получается, что при приобретении винтажного магнитофона без специалиста никуда?

Да, мы рекомендуем найти хорошего и проверенного эксперта – объявлений в Интернете на эту тему достаточно, послужные списки известны тоже. Либо, второй вариант – покупать аппарат уже после восстановления у такого спеца.


55. А если я живу вдали от крупных городов и хочу рискнуть с покупкой винтажа сам?

Попросите селлера сделать детальные и длительные видео работы устройства, запросите макро-фото блока головок – на них не должно быть борозд и углублений. И ориентируйтесь только на проверенных продавцов, не обращайте внимание на сверхнизкие цены – скорее всего при таком подходе есть подвох.


56. Слишком много волокиты с этим винтажом! А новые бобинники – дорогие. Есть ли нечто посередине?

Да – это профессионально восстановленные на известных фирмах старые аппараты. Они еще могут быть доработаны специалистами этих компаний для лучшего воспроизведения.


57. И что это за фирмы?

Revox мы уже упомянули. Еще стоит обратить внимание на J-Corder – ребята занимаются восстановлением Technics’ов и делают это блестяще. OakTree работает с техникой Fostex, хорошее реноме имеет и Uha-HQ (подробнее о компаниях мы уже писали).


58. На такие устройства и гарантия есть?

Да, конечно. И репутация у данных продавцов уже сложилась отличная.


59. А почему на рынке так и не появился новый катушечный магнитофон, ну, скажем, за $3 000? Ведь проигрывателей винила выходит очень много – и даже куда более дешевых!

Бобинник и вертушка – аппараты совершенно разных уровней сложности изготовления и проектирования. Грубо говоря, даже функционал магнитофона-плеера (без опции записи) потребует ресурсоемкости, сравнимой с производством пяти виниловых проигрывателей. Добавим сюда ещё и (пока) не столь высокие тиражи – и все станет ясно.


60. А когда можно ждать появления на рынке относительно доступных по цене новых бобинников?

Как только возобновится массовый выпуск известных альбомов на лентах. Сейчас есть явное движение в этом направлении, даже Sony анонсировала ряд релизов на катушках.


61. Но ведь копии с мастер-лент очень дорогие, почему же студии и музыканты не хотят наводнить рынок ими?

Дело в том, что это точка, предел, по качеству звука. Поэтому студии смотрят на рынок лент осторожно и не спешат приоткрывать свои сокровищницы…


62. Но вы же писали, что на рынке идет настоящий ренессанс!

Действительно – массовое движение на рынке лент наметилось в области независимых музыкальных лейблов. Так же периодически выпускаются жемчужины прошлого – так что, свет в конце тоннеля, определенно, есть.


63. Если я, скажем, будучи в Москве хочу зайти в магазин и купить коммерческие копии с мастер-лент – это получится сделать?

Да, безусловно. Загляните, например, в dr.Head на Новом Арбате – и увидите ассортимент из десятков релизов по цене от 20 000 руб. и до 90 000 руб. за эксклюзивные версии. По части джаза, например, выбор будет отличным.


64. А рынок б/у лент вообще существует?

Конечно. Avito, eBay, inJapan – всегда можно найти что-то по вкусу.


65. А могу я, всё же, записывать на чистые ленты «цифру» или «винил»?

Как и писали, подобные эксперименты вряд ли что-то добавят к качеству записи, но обеспечат отличные тактильные и визуальные ощущения.


66. Хорошо, решено, буду думать о покупке бобинника. Какие аксессуары мне ещё потребуются помимо вышеописанных?

Прежде всего стоит заменить сетевой кабель – на добротный брендовый вариант. Катушечные магнитофоны столь же чувствительны к питанию, как и другая Hi-Fi техника.


67. А межблочные кабели будут важны?

Конечно. Здесь работает тот же принцип, что и при комплектации любой Hi-Fi системы.


68. Что мне потребуется для работы в паре с магнитофоном – по части компонентов и акустики?

Предварительный усилитель и мощник или интегральный усилитель. И пара колонок. А также соединители для них.


69. А какую акустику оптимально использовать в системе с бобинником?

Лучше всего – напольную, она позволит лучше оценить динамический диапазон ленты. Но строгих правил никаких нет – даже небольшие полочные АС «поют» с магнитофоном отлично.


70. Если я решу продать магнитофон – это будет сложно сделать?

Рынок сейчас выглядит несколько перегретым, так что, если в продаже появляется известный и проверенный бобинник в хорошем состоянии – обычно он находит покупателя довольно быстро. Но, следует помнить об узости сектора – точные прогнозы никто не даст.


71. А могу я оцифровать копии с мастер-лент?

Не следует забывать о том, что копирование коммерческих записей запрещено. Кроме того, занятие выглядит достаточно бессмысленным – так как теряется сам принцип аналоговой записи и основные преимущества катушечных магнитофонов. Да и затраты на высококачественный АЦП явно перевесят полученную пользу.


72. Подключил катушечный магнитофон – есть фон в колонках. Что делать?

Необходимо разбираться с заземлением вашей линии электропитания. Если аппарат сам по себе исправен, то проблема может крыться именно в неверной организации земли.


73. А играет ли роль корректность фазировки сетевых вилок при работе бобинника?

Ровно так же, как и в случае с любым другим компонентом – конечно же играет. Купите тестер для проверки и фазируйте технику корректно.


74. Я случайно запустил перемотку катушки, не зафиксировав её – чем это чревато?

Скорее всего из-за передвижения катушки на шпинделе, в процессе перемотки слетит часть ленты. То есть, часть записи будет повреждена или потребуется вообще вырезать проблемный кусок магнитной ленты. Кроме того, может и слететь вся катушка – что чревато куда более разрушительными последствиями. Всегда проверяйте закрепление катушек.


75. Можно ли трогать магнитную ленту руками?

В начале и конце записи есть специальные вклейки, предназначенный для фиксации на другой катушке. Саму ленту с записью трогать руками не рекомендуется.


76. А какие катушки лучше выбрать?

На рынке сейчас представлен целый ассортимент как новых, так и винтажных бобин. Мы рекомендуем использовать металлические варианты – они имеют более точную геометрию и отличаются прекрасной долговечностью.


77. А каковы цены на металлические катушки?

От 3 500 – 4 000 руб. за штуку вроде новодела от Recording the Masters – до 25 000 тыс. руб. за коллекционные старые варианты Technics, например.


78. Опять серьезные расходы! Можно ли сэкономить на катушках?

Вы можете использовать пластиковые варианты, они стоят порядка 1 000 рублей, или вообще применить «блины» для магнитофона и сматывать ленту без катушек.


79. Если я приобретаю японский вариант бобинника на 110 В – чем это может быть чревато?

Мы рекомендуем использовать технику, ориентированную на наши родные 220 В. Если таковых вариантов в горизонте выбора нет – можно подумать про работу в паре с понижающим трансформатором. Только придется выбрать серьезное и стабильное устройство – иначе от конвертации будет больше вреда, чем пользы (учитывая чувствительность техники к качеству питания).


80. Катушка вибрирует при перемотке, в чем может быть дело?

Скорее всего, нарушена геометрия бобины – это легко проверить, положив катушку на стол.


81. Наслаждаюсь 1/4” аппаратом на скорости ленты 38 см/с. Стоит ли думать о полудюймовой или дюймовой ленте?

Чем шире лента – тем большее количество музыкальной информации она хранит. Но, коммерческих записей в таких форматах очень мало – об этом нельзя забывать.


82. А формат 76 см/с имеет право на жизнь?

Для двухдорожечной 1/4” записи он обеспечит лучшее качество, чем 38 см/с. Но, опять же, коммерческих релизов в таком формате весьма мало.


83. Есть знакомые, у которых уже по десять катушечных магнитофонов в коллекции. Это такое увлекательное дело?

Да, бобинники прекрасно выглядят, с ними приятно обращаться – и легко можно стать коллекционером такой техники. При наличии желания и возможностей, конечно.


84. А что вы скажете о советских катушечных магнитофонах? Стоит обратить внимание при выборе винтажа?

Большинство аппаратов, выпускаемых в СССР, имели скорости до 19 см/с. Так что, се ля ви – для ультимативного воспроизведения они не подойдут.


85. Неужели в СССР не выпускались аппараты на 38 см/с?

Можно вспомнить совсем немного таких устройств. Например, Олимп-701/702. Полупрофессиональные модели с полным автореверсом и двухдорожечной записью и воспроизведением на скоростях до 38 см/с. Это были прекрасные устройства.


86. Но ведь бобинники в восьмидесятые годы в СССР стоили очень дорого! Как же так – почему они были с урезанным функционалом?

Действительно, даже продвинутая Электроника-004 за 1 545 руб. розничной цены работала лишь до 19 см/с. Такой подход был обусловлен наличием коммерческих лент – для дома предлагался формат 19 см/с (как мы выше и писали). Сейчас, напротив, в ходу записи на 38 см/с.


87. А есть ли сейчас в РФ компании-производители катушечных магнитофонов?

Можем воспомнить компанию Next Sound – её работы по восстановлению аппаратов Studer весьма известны.


88. А производители коммерческих записей с мастер-лент?

Да, их достаточно. Например, Zavalinka Records. Качество записей – восхитительное.


89. Продолжаю нервничать на тему износа головок. А что будет, если они сточатся – а новых в продаже не найдется?

Сейчас ряд производителей начал выпуск совершенно новых головок, подходящих даже для винтажа Studer/Revox. Именно их используют компании, занимающиеся выпуском обновленных катушечников.


90. А с двигателями как обстоят дела?

Опять же, на рынке сейчас достаточно моторов, которые используют компании, восстанавливающие бобинники.


91. А что за замена конденсаторов, которую настоятельно рекомендуют сделать для винтажного аппарата?

Конденсаторы имеют ограниченный срок службы – и, условно, через 40 лет их конечно же лучше заменить. Но потребность в данной процедуре должен определить специалист.


92. А можно ли перекрасить аппарат?

Напылением краски на панели корпусом занимаются многие компании, так что, при желании вы можете получить хоть красный бобинник, хоть золотой.


93. Вижу, что некоторые кассетные деки стоят уже дороже катушечных магнитофонов, почему так?

Все дело в дефиците на культовые модели. Да, Nakamichi 1000ZXL может стоить дороже Studer A807 – но совсем не потому, что она будет звучать лучше. Просто предложение сильно ограничено.


94. А как звучит кассета в сравнении с лентой?

Мы детально разбирали этот вопрос. Разница будет драматическая – для записи на две (моно) и четыре (стерео) дорожки в кассете используется магнитная лента шириной 3,81 мм (0,15”), а ее скорость движения при воспроизведении составляет 4,76 см/с. А лента в 6,35 мм (0,25”) транспортируется на скорости 38 – 76 см/с!


95. Почему не разрабатываются новые аналоговые форматы воспроизведения?

Цифра исключительно удобна, а для аудиофилов уже есть винил и ленты. Не факт, что новый формат вообще нужен.


96. Можете спрогнозировать, когда предложение на рынке новых катушечных магнитофонов начнет опускать цены на них?

Есть версия, что в перспективе 5 лет мы увидим куда больше новых устройств – и некоторые из них станут чуть более доступными.


97. Я пригласил знакомого послушать катушечный магнитофон на коммерческой копии мастер-ленты (38 см/с). Он сказал, что такое чувство, что эту запись он вообще не слышал – хотя он знаком с ней по винилу и цифре. Почему так?

Лента обеспечивает передачу максимально возможного на сегодня количества музыкальной информации. Её динамический диапазон и разрешение недостижимы для любых других форматов. В итоге, запись на ленте воспринимается как шквал новых деталей и переворачивает представление об альбоме.


98. В чем могут быть еще подводные камни при работе с катушечником?

Как ни странно – но это банальная лень. Некоторые пользователи жалуются, что им (со временем) начинают казаться сложными манипуляции с бобинами – и вместо этого предпочитается более простой формат, например, «цифра». Так что, взвесьте все «за» и «против».


99. Как можно улучшить звучание катушечного магнитофона?

Попробуйте установить аппарат на специальные аудиофильские антивибрационные опоры.


100. Сильно ли нагревается катушечный магнитофон в процессе записи и воспроизведения?

Примерно, как предварительный усилитель или усилитель АВ-класса – заметно, но не очень сильно. Пространство вокруг аппарата должно быть не менее 30 см.


Использованы фотоматериалы Shutterstock



2 ноября 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru