100 вопросов и ответов про винил — что такое LP, что нужно для прослушивания

Wed, 11 May 2022 20:58:25 +0300 Wed, 11 May 2022 20:58:25 +0300

И почему мы любим аналоговый звук?

100 вопросов и ответов про винил — что такое LP, что нужно для прослушивания

И почему мы любим аналоговый звук?

Любой меломан, выросший в цифровую эпоху и решивший приобщиться к аналоговому звуку, неизбежно сталкивается с необходимостью узнать как можно больше о том, что собой представляет винил и грампластинки. В данном материале мы постарались рассказать всё о виниле и виниловых пластинках, оборудовании для их прослушивания и ответить на все основные теоретические и практические вопросы, возникающие у аудиофилов, начинающих интересоваться винилом.


100. Что такое винил?

Обычно под общим названием «винил» – или как стали почему-то спрашивать в Интернете – «винилы что это такое?» – понимают и долгоиграющие грампластинки (LP), и синглы, и даже старые патефонные шеллаковые пластинки. В данной статье мы расскажем о всех аспектах выбора, покупки, хранения и эксплуатации виниловых пластинок и оборудования для их воспроизведения.



99. Чем этот аналоговый формат отличается от катушек и кассет?

Прежде всего – способом записи и считывания сигнала. В случае бобин и кассет сигнал записывается и воспроизводится при помощи электромагнитных головок на ленту со слоем оксида металла. На виниловую же пластинку сигнал нарезается механическим способом и воспроизводится путем огибания звуковой дорожки иглой или, гораздо реже, световым лучом.



98. Когда появились первые виниловые пластинки?

Первый раз компания RCA Victor начала выпуск 16-ти дюймовых транскрипционных дисков из материала на основе винила Victrolac в 1931 году для профессионального применения на радиостанциях и в кинотеатрах. Внедрение же винила в массовое производство пластинок для печати на них музыки произошло несколько позже, когда в 1948 году фирма Columbia представила формат LP.



97. Какие разновидности пластинок существуют?

На данный момент выпускаются виниловые пластинки трех типоразмеров – 7, 10 и 12 дюймов. Первые обычно используются для выпуска синглов, два других – для выпуска альбомов разной продолжительности, хотя иногда синглы выпускаются и на дисках большого размера.



96. На какой скорости воспроизводятся пластинки?

На данный момент выпускаются диски, предназначенные для воспроизведения на двух скоростях – 33,33 оборота и 45 оборотов в минуту. Как правило, все альбомы издаются на пластинках на 33 оборота, однако иногда они разбиваются на два диска на 45 оборотов для достижения более высокого качества звучания. Ранее также выпускались диски, воспроизводившиеся на скоростях 78 и 16 оборотов в минуту.



95. Какова максимальная продолжительность записи на виниловой пластинке?

Обычно альбом занимает не более 45 минут, по 22 минуты на каждой стороне 12-ти дюймовой пластинки на 33 оборота. В 1970-х годах предпринимались попытки издавать диски с продолжительностью до 60 минут, однако качество записи на них было весьма низким из-за уменьшенной ширины дорожек, и развития данный формат не получил.



94. Чем LP отличается от сорокапятки?

Помимо размера, скорости вращения и продолжительности звучания главное различие заключается в потенциальном качестве звука. Большая скорость вращения и ширина дорожек позволяют получить существенно лучшие характеристики записи на дисках на 45 оборотов, максимальное качество достигается при записи синглов на 12-ти дюймовые сорокапятки.



93. Что лучше звучит – альбом или сингл?

Как уже было отмечено, потенциально формат сингла обеспечивает более высокое качество звучания, однако если альбом издается на нескольких дисках на 45 оборотов, то и он будет звучать превосходно.



92. Из чего делаются пластинки?

Само название «винил» говорит о том, что в основе состава лежит виниловая масса или поливинилхлорид. Изначально гранулы винила прозрачные, а виниловая пластинка приобретает привычный нам черный цвет путем добавления графитового порошка. При печати же цветного винила в массу вносятся другие необходимые красители, иногда же пластинки вообще остаются просто прозрачными.



91. Чем цветной винил отличается от черного?

По сути, только цветом, правда, отдельные виды красителей из тех, что применялись много лет назад, делали массу чуть более шумной. Современные издания обычно лишены этого недостатка, а отсутствие в составе графитового порошка помогает избежать намагничивания головок звукоснимателя.



90. Как производятся виниловые пластинки?

Пластинки печатаются на специальном оборудовании, печать производится путем помещения матрицы и расположенной в центре разогретой шайбы под пресс. Лейблы с названием альбома и информацией о песнях приклеиваются одновременно с печатью пластинки. Затем матрицы нагреваются до температуры в 180 градусов Цельсия, и в работу включается пресс, при этом давление в момент печати достигает 110 тонн. Получившийся диск охлаждается водой, а весь процесс изготовления одного диска занимает около 30 секунд. Затем излишки винила обрезаются, отпечатанный диск извлекается из-под пресса и отправляется для дальнейшей упаковки.



89. В каких странах сегодня выпускаются виниловые пластинки?

На данный момент производственные мощности по выпуску пластинок были восстановлены во многих странах, однако основные фабрики расположены в США, Чехии, Германии, также винил выпускается во Франции, Великобритании и даже Швеции. К сожалению, многочисленные планы по возобновлению массового производства грампластинок в России так и не были реализованы, однако на сегодняшний день у нас в стране все же производятся пластинки усилиями компании Ultra Records.



88. Сколько стоят новые виниловые пластинки?

Стоимость обычного издания альбома на одном стандартном диске сегодня начинается от 19 долларов или евро, двойной альбом обойдется минимум в 25 евро, ну а аудиофильские или коллекционные издания могут стоить и 50, и 100 евро, и даже больше.



87. Сколько стоят старые виниловые пластинки?

К сожалению, времена, когда подержанные виниловые пластинки можно было купить по 1-2 доллара, а оригинальные издания The Beatles появлялись в продаже за 15-20 евро, давно прошли. Сегодня всё ещё можно купить хорошую пластинку за 10 евро или фунтов, однако издания на коллекционных лейблах типа Vertigo Swirl, Island, Harvest и так далее стали стоить серьёзных денег, да и выбор стал гораздо меньше. Что вполне объяснимо, поскольку речь идет о не возобновляемом ресурсе.



86. Какие исходники используются для издания винила – цифра или аналог?

Сегодня в подавляющем большинстве случаев винил печатается с цифровых исходников, особенно если речь идет о новых альбомах. Начинается процесс с подготовки специальной версии звукового мастер-файла, с которого и будет производиться печать. Данный файл (или, что реже, мастер-лента) используются для нарезания ацетатного мастер-диска, который покрывается серебром и на него гальваническим методом наносится слой металла. Этот слой и будет использован в качестве негативной формы для дальнейшей печати пластинок, а также для создания последующих матриц.



85. Как записывается сигнал на пластинке?

Звуковая дорожка печатается в виде непрерывной спирали от внешнего края диска по направлению к внутреннему. Именно так и движется головка звукоснимателя по пластинке, однако существовали диски, воспроизведение которых нужно было начинать от центра, а иголка шла от лейбла к внешней стороне пластинки. Они не получили распространения, хотя даже сегодня есть музыканты, которые в качестве эксперимента выпускают альбомы с таким типом проигрывания. Пример – Jack White и его пластинка «Lazaretto».



84. В каком формате записывается сигнал?

Аналоговый сигнал нарезается на пластинку с определенными предискажениями, заключающимися в необычной форме амплитудно-частотной характеристики, имеющей непрерывный и плавный спад от высоких к низким частотам. Для его восстановления до линейной формы используется специальное устройство, именуемое фонокорректором.



83. В каком положении нужно хранить винил?

Пластинки следует хранить в вертикальном положении, при этом желательно избегать сильного сдавливания между ними, особенно если речь идет о старых дисках. Часто внутренние и внешние конверты начинают осыпаться, а полиэтиленовая прокладка во внутренних конвертах утрачивает свои свойства, в результате чего частицы бумаги могут впечататься в звуковые дорожки. Еще один полезный совет – поместить пластинку в свежий антистатический конверт и хранить её не внутри, а рядом с обложкой альбома в общем полиэтиленовом пакете с клапаном.



82. Где хранить винил?

Желательно держать пластинки в специально отведенном для них шкафу, причем лучше, если шкаф будет иметь дверцу, предохраняющую диски от попадания пыли извне. Также следует поддерживать в помещении достаточный уровень влажности, чтобы избежать накапливания электростатического заряда, и очень важно держать пластинки вдали от нагревательных приборов во избежание искривления.



81. Можно ли выправить искривленную пластинку?

Это зависит от того, насколько сильно искривлена пластинка, а также от массы, на которой она отпечатана. Обычно в домашних условиях исправить кривизну сложно, даже помещение диска под тяжелый пресс не гарантирует результата. С этой задачей лучше справляются специальные машинки, продающиеся на рынке, однако и они способны исправить только незначительную кривизну.



80. Как правильно мыть и чистить винил?

Существуют два подхода к мойке пластинок. Первый заключается в использовании для этого процесса только специализированных машинок и моющих средств, приверженцы же второго признают только ручную мойку, поскольку, по их мнению, только так можно удалить сильно въевшуюся грязь. Оба подхода имеют право на жизнь, и ручная мойка действительно позволяет очень тщательно вымыть любимую пластинку, однако если вы приобретаете подержанные пластинки по нескольку десятков за один раз, то без механизации процесса не обойтись – руками много не намоешь.



79. Как нужно держать винил в руках?

Самый правильный вариант – располагать диск перпендикулярно между двумя ладонями, не касаясь звуковых дорожек. Если же вам необходимо взять диск в одну руку, то большой палец следует помещать на внешнее ребро пластинки, а средний или безымянный палец – в отверстие в центре лейбла.



78. Как определять состояние пластинки?

Лучший способ, конечно, это послушать диск перед покупкой – это сразу позволит понять, насколько сильно винил «запилен». Если такой возможности нет – например, при дистанционной покупке, то можно попросить продавца, особенно если речь идет о дорогой пластинке, сделать фотографии в высоком разрешении.



77. Можно ли визуально определить состояние пластинки?

Если вы покупаете подержанный винил лично или имеете качественные фотографии пластинки, то нужно обратить внимание, во-первых, на количество мелких царапин на поверхности. Если они просто испещряют звуковые дорожки, то, вероятно, диск очень часто доставали и убирали обратно в плотный внутренний конверт из бумаги. А значит, слушали регулярно, и, вероятно, основательно «убили». Во-вторых, нужно убедиться в отсутствии глубоких царапин и повреждений, особенно таких, которые проходят под острым углом или параллельно звуковым дорожкам. В-третьих, внимательно посмотрите на отверстие в центре лейбла – если на нем есть так называемый «паук», то есть множественные следы от установки на шпиндель, то, скорее всего, пластинка не в лучшем состоянии. Ну и в-четвертых, о многом может сказать сам цвет диска. Если вместо темно-черного глянца его поверхность кажется серой и матовой, то пластинка сильно запилена.



76. Можно ли «починить» царапины на пластинке?

Да, но только те, что пролегают перпендикулярно звуковым дорожкам. Нужно понимать, что градация пластинки при этом не станет лучше, однако избавиться от щелчков при каждом обороте или от перескакивания иглы можно. Восстановить стенки звуковой дорожки можно при помощи деревянной зубочистки, которой нужно много раз с усилием провести вдоль дорожек в месте повреждения. По сути, это позволяет отполировать стенки дорожки, чтобы иголка могла беспрепятственно их огибать. Если же царапина очень длинная и сделана под острым углом, задевая, таким образом, значительную область нескольких дорожек, сделать с ней что-то очень трудно.



75. Нужно ли обрабатывать пластинки антистатиком?

Это не будет лишним, особенно если у вас в квартире сухой воздух. Правда, избавиться окончательно от статического заряда навсегда таким образом не получится, поэтому лучше будет принять меры по увлажнению воздуха в помещении и избавлению от накапливающих статику синтетических покрытий.



74. Что такое «влажное проигрывание»?

Этот способ был популярен некоторое время в 1970-х годах и подразумевал увлажнение поверхности виниловой пластинки во время её воспроизведения. Это позволяло существенно снизить уровень шума и облегчало игле следование по дорожке, однако обратной стороной был очень быстрый износ дисков, а также засорение и повреждение головок звукоснимателя. Дело в том, что при таком проигрывании пыль превращалась в грязь, после чего забивалась в дорожки, а при следующем проигрывании выполняла роль абразивного материала, портившего и сам винил, и иголку.



73. Что такое эксцентриситет и как с ним бороться?

Этим термином обозначается производственный брак при печати винила, когда сделанное отверстие не совпадает с геометрическим центром диска, и при проигрывании видно, что игла описывает не равномерную спираль, а куда более сложную фигуру. Бороться с этим явлением самостоятельно невозможно, если только при печати не промазали на целый сантиметр, тогда можно попытаться просверлить второе отверстие рядом. Однако таких случаев практически не бывает, так что с такими пластинками придется просто смириться. Конечно, только если вы не являетесь счастливым обладателем проигрывателя Nakamichi TX-1000, в котором была встроена система автоматической коррекции эксцентриситета.



72. Сколько весит виниловая пластинка?

Если вести речь о современных долгоиграющих грампластинках LP диаметром 12 дюймов, то стандартный вес диска составляет порядка 140 граммов. Пластинки, выпускавшиеся в 1950-60-х годах, весили около 160 граммов. В последние десятилетия большую популярность приобрели 180-ти и даже 200-т граммовые диски, особенно при издании музыки аудиофильскими лейблами.



71. Чем тяжелый винил лучше обычного?

Главное преимущество более толстой и тяжелой пластинки, это лучшее поглощение тепловой энергии, возникающей при следовании иглы по дорожке, и лучшее демпфирование вибраций. Однако кроме веса существуют и другие факторы, такие как качество виниловой массы, профиль диска, качество печати, которые могут свести на нет преимущества тяжелой пластинки.



70. Чем отличается аудиофильский винил?

Правильный аудиофильский винил должен отличаться использованием для подготовки издания либо аналоговых мастер-лент, либо цифровых исходников в максимально возможном разрешении, а также идеальным качеством печати пластинки и оформления. К сожалению, в реальной жизни не все так гладко, поэтому при покупке каждого конкретного издания желательно узнавать, кто производил мастеринг, какие использовались исходники и на каком заводе производилась печать. Только так можно гарантировать, что немалые деньги не будут потрачены зря.



69. Какой винил лучше – современный или винтажный?

Разумеется, лучше всего тот винил, который лучше звучит. И если речь идет о сравнении оригинальных изданий музыки аналоговой эпохи на виниле и новых переизданий, то в 99% случаев оригиналы предпочтительнее. С другой стороны, те альбомы, которые записывались в последние десятилетия в цифре, могут выиграть от хорошего переиздания. В случае же новых релизов альтернативы с точки зрения качества звука правильно изданному винилу нет, если только речь не идет о редчайших релизах на магнитной ленте.



68. Как выбирать винил?

Если приоритетом для вас является качество звучания, то просто необходимо плотно интересоваться тем, кто и как записывал и издавал нужную вам пластинку, будь то оригинальное издание, переиздание, либо совсем новый релиз. В отношении сегодняшних релизов всё весьма просто – если издатель решился на использование аналоговой записи, либо на привлечение опытных гуру аналогового мастеринга, вы прочтёте об этом крупными буквами на обложке. Следующим шагом является правильное определение состояния пластинки, если речь идет о выборе старого винила.



67. Где покупать виниловые пластинки?

Если речь идёт о новых изданиях альбомов известных и раскрученных групп и артистов, то сегодня большинство релизов доходят до России с совсем небольшой задержкой, а то и появляются одновременно с их выходом на Западе. Однако, если говорить о не самых известных исполнителях, либо о специальных изданиях, выходящих небольшим тиражом, то всё равно придется заказывать их в специализированных западных магазинах или на крупных торговых площадках. Что касается старого винила, то основным источником его остается Ebay, либо проверенные поставщики в России.



66. Какие градации качества подержанных пластинок существуют?

Долгие годы главным ориентиром для оценки состояния виниловых пластинок была и остается система Goldmine Record Grading, позволяющая коллекционерам более-менее точно определять, какого качества ожидать от купленной дистанционно или очно пластинки.

Градация состояния пластинки следующая:

Mint – практически идеальная и новая пластинка, бывавшая под иглой всего пару раз. В реальной жизни встречается столь же часто, как птичье молоко и зубы у курицы

Near Mint – диск, за которым хорошо ухаживали, мало слушали, и который очень близок к состоянию нового. Многие продавцы пытаются выдавать его за Mint

Vegy Good Plus (Excellent) – диск, который проигрывали неоднократно, но который сохранил и внешний вид, и высокое качество звучания. Допустимы только небольшие внешние помарки на конверте и пластинке, но без влияния на качество звука

Very Good – пластинка, которая не только часто бывала «под иглой», но и слегка утратила первоначальный внешний вид. Допускаются небольшие царапины, наличие минимального фонового шума и отдельные щелчки.

Good / Very Good Minus – диск, который слушали от души, но который по-прежнему можно прослушать от начала и до конца, однако присутствуют слышимый шум, щелчки и треск.

Fair / Poor – сильно изношенный диск, который играет со значительными искажениями и шумом, и внешний вид которого оставляет желать лучшего. По сути, годится только для украшения помещения

К сожалению, в последние годы произошло сильное размытие данных критериев, нечистоплотные продавцы придумали множество промежуточных градаций типа Near Mint Minus, Excellent +, Vergy Good +++ и так далее, разобраться в которых подчас просто невозможно. Поэтому при оценке следует не только придерживаться общепринятых стандартов, но и требовать того же от поставщиков. Лучше же всего приобретать подержанные пластинки у проверенных продавцов, пользующихся четкой системой Goldmine Records, и тогда вы убедитесь, что правильный диск VG+ вполне достоин присутствия в коллекции.



65. Снимать ли упаковочную пленку с новых пластинок?

Еще одна градация подержанных виниловых пластинок называется Sealed (запечатанные), однако она вовсе не гарантирует приобретения идеального во всех отношениях диска, и вот почему. Большинство пластинок затягивались и затягиваются в плотную термоусаживаемую пленку, которая оказывает со временем негативное воздействие на форму конверта и самой пластинки, особенно в случае неправильного хранения. Поэтому покупая запечатанный диск восьмидесятых годов, хранившийся в таком виде многие десятилетия на складе поставщика, вы с высокой вероятностью получите покоробленную пластинку, в рабочую поверхность которой впечаталась бумага с внутренней стороны конверта. Ровно по той же причине лучше снимать с новых пластинок плотную термоусаживаемую пленку.



64. Нужны ли внешние полиэтиленовые пакеты?

Предыдущая рекомендация не относится к проветриваемым полиэтиленовым пакетам, которые используются аудиофильскими лейблами, либо конвертам с клапаном или без, которые можно приобрести отдельно для упаковки в них пластинок своей коллекции. Такой конверт, безусловно, нужен, так как предотвращает попадание пыли внутрь альбома.



63. Нужно ли пользоваться антистатическими внутренними конвертами?

Обязательно, причем не только для борьбы со статическим электричеством – заряд накапливается не только на бумажных конвертах, но и для предотвращения повреждения рабочей поверхности пластинки при постоянном извлечении и помещении диска в плотный конверт. Очень часто он оставляет на ней множество мельчайших поверхностных царапин, называемых по-английски «hairlines», которые могут отразиться на воспроизведении высоких частот и привести к повышенному уровню шума.



62. Что нужно купить, чтобы слушать музыку на виниле?

Помимо самого проигрывателя винила с головкой звукоснимателя, вам потребуется фонокорректор, отдельный либо встроенный, усилитель и акустические системы, а также кабели для их соединения между собой. Всё это можно приобретать как отдельно (желательно), так и в составе единой интегрированной системы.



61. Что такое фонокорректор?

Фонокорректор представляет собой внешнее либо встраиваемое в проигрыватель или усилитель устройство, предназначенное для восстановления линейной формы сигнала, записанного на грампластинке, по стандарту RIAA. Нужно отметить, что в 1940-60-х годах каждая фирма использовала свой стандарт записи сигнала на пластинку, поэтому многие качественные корректоры той эпохи, а также некоторые современные High End модели предусматривают возможность переключения между разными кривыми коррекции для правильного воспроизведения старых пластинок.



60. Какой выбрать фонокорректор?

Желательно – качественный, особенно если вы серьезно настроены получить максимум звука от виниловых пластинок. Большинство новичков удовлетворяются корректорами, встроенными в усилитель или даже сам проигрыватель (такое решение встречается сегодня, в основном, в бюджетных моделях вертушек), однако раскрыть потенциал хорошей головки, услышать все нюансы и оценить всю динамику винила они не позволяют. Зачастую стоимость хорошего фонокорректора сопоставима с ценой самого проигрывателя. Для начала можно купить хорошую универсальную модель, способную работать как с ММ, так и с МС-головками, а затем уже, если увлечение винилом станет серьёзным, задуматься о разделении трактов для разных головок.



59. Что лучше – ламповый или транзисторный корректор?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, но большинство опытных любителей все же предпочитают использовать хорошие ламповые модели. Как правило, они предназначены для работы с ММ-картриджами, а для подключения МС-головок необходимо приобретать отдельный повышающий трансформатор. Дорогие ламповые корректоры, как правило, уже имеют в своем составе секцию с МС-трансформаторами для подключения головок с низкой чувствительностью.



58. Что такое МС-трансформатор?

Данное устройство представляет собой миниатюрный трансформатор, предназначенный для пассивного усиления слаботочного сигнала, поступающего с МС-головки, для того, чтобы затем подать его на цепь коррекции в ММ-фонокорректоре. Использование трансформатора желательно для того, чтобы сохранить исходный сигнал в максимально оригинальном виде и обеспечить минимальный уровень шума. Впрочем, сегодняшние активные секции в транзисторных МС-корректорах также способны работать практически бесшумно.



57. Для чего нужен фильтр инфранизких частот?

Данное решение бывает необходимо для предотвращения попадания в звуковой тракт инфранизких частот ниже 10 Гц, возникающих при неправильном согласовании головки и тонарма либо воспроизведении сильно искривленных пластинок, и способных негативно сказаться на качестве звучания и даже повредить акустические системы.



56. Что такое головка звукоснимателя?

Устройство, предназначенное для считывания информации, содержащейся в звуковых дорожках виниловых пластинок. Делает это головка обычно при помощи установленной в ней иглы, закрепленной на конце иглодержателя, и магнитной системы. За исключением нескольких особых разновидностей звукоснимателей, о которых речь пойдет ниже.



55. Что такое ММ-головка?

Принцип действия головки звукоснимателя с подвижным магнитом (Moving Magnet) такой – иголка, закрепленная на кончике иглодержателя, огибает профиль канавки звуковой дорожки, а расположенный на другом конце кантилевера небольшой кусочек магнита взаимодействует с находящимися рядом с ним катушками. Это создает слабое электрическое напряжение, передающееся дальше на соединенные с концами катушек стержни, к которым подсоединяются провода тонарма, по которым сигнал поступает на фонокорректор. Основным отличием ММ-головок является их высокая чувствительность, составляющая обычно от 2 мВ (примеры редких низкочувствительных моделей 1970-х годов не в счет). Это упрощает согласование с фонокорректором. Также данная разновидность картриджей обычно характеризуется высокой податливостью подвеса иглодержателя.



54. Что такое МС-головка?

Хотя данный тип головок часто противопоставляется ММ-картриджам, головки с подвижной катушкой (Moving Coil или МС) работают по тому же принципу электромагнитной индукции. Однако в них элементы конструкции меняются местами. На противоположном конце иглодержателя закреплен уже не магнит, а небольшая катушка, намотанная на каркасе и перемещающаяся относительно одного или нескольких расположенных рядом магнитов. МС-головки обычно имеют более низкую чувствительность, существуют модели с напряжением на выходе не выше 0,1 мВ, а также невысокую податливость подвеса иглодержателя. Поэтому их электрическое согласование с фонокорректором и механическое с тонармом осуществить чуть сложнее. Главное преимущество данного типа головок, это меньшая подвижная масса и существенно меньшие внутреннее сопротивление и индуктивность, что сводит на нет влияние соединительных кабелей на тональный баланс.



53. Что такое MI-головка?

По своей конструкции данные картриджи (MI расшифровывается как Moving Iron) близки к моделям с подвижным магнитом, с той лишь разницей, что вместо небольшого магнита в преобразовании механической энергии в электрическую участвует небольшой кусочек металла. Постоянный магнит располагается поверх катушек, создавая необходимую напряженность поля. Интересный факт – изобретатель головок с подвижной катушкой американец Джо Градо впоследствии полностью сосредоточился на производстве MI-картриджей под торговой маркой Grado.



52. Что такое оптический звукосниматель?

Широкого распространения головки данного типа не получили как из-за дороговизны, так и особенностей эксплуатации, в теории же они обладают рядом важных преимуществ. У них минимальная подвижная масса, поскольку никаких дополнительных магнитов либо катушек на иглодержателе нет. А так как движение иглы по канавкам считывается при помощи фотоэлектронных датчиков, механические шумы практически не прослушиваются. Сопротивление магнитного поля также отсутствует, и подвижная система может перемещаться свободно. Но оптические головки требуют подведения к ним питания, которое подается от входящего в комплект картриджа фонокорректора.



51. Что такое лазерный звукосниматель?

Первая модель проигрывателя с такой головкой появилась в продаже в 1997 году. Единственный производитель лазерных проигрывателей винила, компания ELP, сегодня продолжает принимать заказы, однако цена одной вертушки составляет 20 000 долларов США. В теории отсутствие физического контакта звукоснимателя с поверхностью пластинки выглядит выигрышным, однако в жизни все оказывается сложнее. Для корректной работы подобного звукоснимателя необходимы целых пять лазеров, а главной проблемой является невозможность отличить загрязнение дорожек от полезного сигнала. Так что такие вертушки могут корректно работать только с новым черным винилом в идеальном состоянии, и не могут воспроизводить прозрачные и цветные пластинки.



50. Что такое звукосниматель Strain Gauge?

В данном типе головок используются тензометрические датчики, реагирующие на сжатие и расширение специальных кремниевых элементов, происходящее под воздействием иглодержателя. Такая конструкция фактически лишена подвижной массы в привычном понимании, и здесь нет магнитных элементов и проводов, подверженных воздействию электромагнитных помех. Данные головки поставляются вместе с собственным блоком питания и фонокорректором, объединенными в одном корпусе. Специальный фонокорректор работает совершенно иначе, чем обычные модели, восстанавливающие кривую по стандарту RIAA. Эта разновидность головок требует минимальной коррекции сигнала, так как картридж изначально выдает практически ровную АЧХ, за исключением нескольких участков.



49. Что такое пьезоэлектрическая головка?

Такие картриджи отличаются использованием пьезоэлектрического принципа для создания напряжения, аналогичного тому, что можно встретить в зажигалках, однако в головках звукоснимателя до появления искры дело не доходит. Для создания необходимого электрического сигнала при движении иглы по канавке иглодержатель крепится внутри синтетического кристалла, обладающего свойством производить электричество при деформации. И та минимальная деформация, которая возникает при модуляции иглы и иглодержателя канавками пластинки, позволяет кристаллу преобразовывать механическую энергию в электрическую. Сегодня подобные головки используются только в совсем недорогих проигрывателях, так как не отличаются высоким качеством звучания.



48. Какая головка лучше всех звучит?

Как говорится, «всяк кулик своё болото хвалит», поэтому ориентироваться исключительно на заявления производителей о неоспоримом превосходстве именно их продукции не стоит. Практика показывает, что любая дорогая и высококачественная головка звукоснимателя, которой обеспечена правильная геометрическая настройка и оптимальная электрическая нагрузка, звучит превосходно. Разумеется, на самом высоком уровне в дело вступают вкусовые предпочтения, да и влияние таких материй, как подвижная масса и профиль иглы все же имеет место. Тем не менее, сегодня даже модели ММ, MI и MC начального и среднего уровня демонстрируют весьма неплохой звук.



47. Что такое сферическая игла?

Эта игла в профиль выглядит как кончик шариковой ручки и представляет собой самую простую в производстве форму. Однако площадь контакта такой иголки со стенками канавки как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости наименьшая, к тому же, сферические иглы не проникают в самую глубину канавки и, соответственно, хуже воспроизводят детали высокочастотного диапазона. Там, где важна экономия и надежность, например, в студийных и диджейских головках, применение сферических игл вполне оправдано, в звукоснимателях же для домашнего использования коническая заточка встречается только в головках начального уровня.



46. Что такое эллиптическая игла?

Эта форма иголки гораздо ближе к форме резца, которым нарезаются звуковые дорожки, поэтому она имеет большее пятно контакта со стенками канавки. Здесь поперечный радиус сечения уже больше продольного, соответственно, частотные и фазовые искажения при проигрывании пластинки будут меньше. При этом тонкий профиль иглы позволяет лучше воспроизводить высокие частоты на дорожках, расположенных ближе к центру пластинки. Иглы с эллиптической заточкой являются самыми распространенными в качественных магнитных головках звукоснимателя.



45. Что такое шибата (гиперэллипс)?

В группу с гиперэллиптической заточкой входят иглы с такими торговыми названиями, как Shibata, Vital, Line Contact, Fine Line, Fritz Gyger и другие. В процессе изготовления иглы происходит дальнейшее утончение профиля с одновременным увеличением контактного пятна в вертикальной плоскости и уменьшением в горизонтальной. Такой подход позволяет добиться лучшего воспроизведения высоких частот. Известный профиль Shibata был изобретен в 1971 году для проигрывания пластинок квадрафонического формата CD-4. Квадрафонические записи имели верхнюю границу частотного диапазона в районе 45 кГц, и использование иголок с данным профилем позволяло их воспроизводить.



44. Что такое MicroRidge, SAS, MicroLine?

Этот профиль иглы является наиболее сложным для изготовления, ведь на кончике иголки создается отдельная профилированная область, максимально приближенная к форме резца. Она позволяет наиболее точно передавать мельчайшие нюансы записи во всем частотном диапазоне, однако при этом требует максимальной точности в настройке из-за очень большой длины контактного пятна в вертикальной плоскости и минимальной – в горизонтальной. Любые отклонения в геометрической настойке в любой плоскости приведут к тому, что пострадает точность огибания канавки, и все преимущества останутся нереализованными.



43. Что такое кантилевер (иглодержатель)?

Как следует из названия, этот элемент головки предназначен для закрепления на нем иглы. На противоположном его конце обычно располагается миниатюрный магнит, катушка или кусочек металла, в зависимости от типа головки звукоснимателя. Иглодержатель должен быть выполнен из материала, который должен быть максимально жестким, но одновременно обладать достаточным внутренним демпфированием, чтобы не вносить собственных резонансов в передаваемые колебания иглы. Следовательно, для изготовления иглодержателей зачастую используются материалы, которые можно встретить в мембранах высокочастотных динамиков акустических систем. Чаще всего встречается алюминий, в дорогих головках применяется бор и иногда бериллий, существуют также картриджи с кантилеверами из углепластика, сапфира, рубина и даже алмаза.



42. Каков максимальный срок службы иглы?

В зависимости от заточки, он может составлять от 300 до нескольких тысяч часов непрерывного воспроизведения. Меньше всего служат сферические иглы, наибольшим же сроком работы способны похвастать дорогие иголки со сложной заточкой – при должном и постоянном уходе они могут прослужить до 2 500 часов.



41. Чем чистить и как ухаживать за иголкой?

Существует много способов очистить иголку от налипшей на неё грязи. Традиционно используются растворы на основе изопропилового спирта, однако при их применении следует быть осторожным и не наносить слишком много состава на иголку, так как за счет капиллярного эффекта жидкость может дойти до подвеса иглодержателя и повредить его. Для оперативной очистки лучше пользоваться сухой специальной щеткой, а также такими современными полимерами, как подушечка Onzow или меламиновая губка (ей нужно действовать особенно аккуратно, для эффективной очистки достаточно будет 2-3 погружений иголки в губку при помощи микролифта тонарма). Существуют также приспособления для ультразвуковой чистки иголок.



40. Можно ли самостоятельно заменить иголку в головке?

Только в том случае, если такая замена предусмотрена конструкцией картриджа. Обычно это можно сделать в головках типа MM или MI, головки с подвижной катушкой (МС) со сменными вставками производились недолго в 1970-80- годах, но не прижились на рынке. Замена изношенных иголок в дорогих МС-головках до сих пор практикуется некоторыми производителями, но для этой операции картридж нужно отправлять на завод.



39. Какие проигрыватели винила существуют и чем они различаются?

На рынке сегодня есть большой выбор проигрывателей виниловых пластинок, между собой они традиционно различаются по функциональному оснащению, а также используемому типу привода основного диска, на котором размещается виниловая пластинка. На сегодня тремя основными типами привода являются прямой, пассиковый и роликовый.



38. Что такое прямой привод?

Наибольшее распространение эта разновидность привода в проигрывателях винила получила в 1970-80-х годах, однако сам принцип был запатентован компанией Thorens еще в 1920-х годах. Принцип прямого привода заключается в помещении диска проигрывателя непосредственно на шкив двигателя, однако при всей очевидности такого решения его грамотная реализация требует создания специального малошумящего мотора, подшипника высочайшего качества, а также дополнительной электронной схемы, позволяющей отслеживать точность вращения. Именно поэтому сегодня данный привод используется преимущественно в дорогих моделях.



37. Что такое пассиковый привод?

Сегодня это самый распространенный вид привода, в нем вращение передается от мотора на диск посредством пассика. Есть разные варианты соединения шкива с диском, наиболее часто встречается решение, при котором пассик накидывается на внешнюю сторону диска. Существует также вариант, когда двигатель и система привода скрыты под большим диском, а пассик надевается на специальный опорный суб-диск, на который потом уже устанавливается основной. Применение пассика не только обеспечивает передачу вращательного момента от двигателя, но и позволяет демпфировать вибрации, создаваемые мотором. Выбор материала и формы пассика также влияет на качество работы привода, производители используют не только эластичные материалы типа резины и неопрена, но и такие решения, как вощеные нити и даже магнитную ленту.



36. Что такое роликовый привод?

Долгие годы данная разновидность привода оставалась наиболее распространенной. Его принцип таков – между шкивом двигателя и внешней либо внутренней стороной опорного диска располагается обрезиненный ролик, который передает диску вращательный момент. Несмотря на то, что традиционно преимуществом проигрывателей винила с роликовым приводом считается высокая динамика, энергичность и слитность звучания, с технической точки зрения у данного типа привода есть несколько важных недостатков. Во-первых, получающаяся система с двумя осями вращения подвержена флуктуации скорости за счет маленькой площади контакта между роликом и диском, во-вторых, она обладает высоким уровнем рокота, при котором вибрации от двигателя передаются прямо на диск и далее на иглу звукоснимателя. Однако, в лучших моделях роликовых проигрывателей эти проблемы блестяще решены, и они действительно служат образцами высочайшего качества звучания.



35. Какой привод лучше?

Правильного ответа на данный вопрос не существует, всё зависит от конкретной модели проигрывателя, а также от предпочтений слушателя. Традиционно считается, что пассиковые вертушки демонстрируют более плавный и воздушный звук, проигрыватели с прямым приводом хорошо передают драйв и динамику музыки, а роликовые модели сочетают в себе оба этих преимущества. На самом деле, подобные характеристики относятся больше к бюджетным моделям – в дорогих проигрывателях уровня High End разница между типами привода становится исчезающе малой.



34. Как правильно установить проигрыватель винила?

Поскольку качество работы механической системы иголка-тонарм-диск критически зависит от точности настройки, то создание оптимальных условий для правильного функционирования каждого элемента крайне важно. Поэтому устанавливать вертушку нужно весьма тщательно. Главное правило – она должна располагаться на максимально ровной поверхности, желательно – вдали от возможных источников вибрации. Нужно также располагать проигрыватель таким образом, чтобы обеспечить максимально полный доступ к нему со всех сторон, лучше всего ставить вертушку на верхней полке стойки либо вообще на отдельной стойке.



33. Обязательно ли пользоваться жидкостным уровнем?

Крайне желательно, тем более что сегодня он идет в комплекте поставки многих проигрывателей или даже встраивается в корпус. Это самый простой и надежный способ обеспечить горизонтальность установки вертушки.



32. Что такое клэмп и для чего он нужен?

Этим англицизмом (от clamp) обозначается прижим, используемый для лучшей фиксации виниловой пластинки на диске проигрывателя. Он устанавливается на шпиндель по центру диска. Существуют две разновидности клэмпов – тяжелые, работающие за счет собственного веса, и легкие, прижимающие пластинку при помощи цангового крепления и резьбы или даже навинчивающиеся на сам шпиндель.



31. Что такое подвес стола?

Так называют систему антивибрационной развязки проигрывателей, обеспечивающую защиту головки и иглы от внешних вибраций. Обычно она включает в себя несколько эластичных элементов, служащих для поглощения или рассеивания как механической энергии двигателя вертушки, так и для защиты от внешних воздействий – акустических вибраций от АС и внешних бытовых вибраций.



30. Какие разновидности антивибрационных подвесов существуют?

Самый распространенный вариант подвеса – пружинный, в котором шасси проигрывателя подвешивается на трех или четырех пружинах, дополнительно снабженных полимерными прокладками. Это наиболее простой и надежный способ реализации подвеса. Есть, однако, и более сложные решения, в которых используются системы жидкостного и даже воздушного демпфирования вибраций. Как правило, они встречаются в проигрывателях высшей ценовой категории.



29. Как еще можно защитить проигрыватель от вибраций?

Далеко не все вертушки оснащаются подвесом, а полагаются на собственную массу, жесткость, а также использование в конструкции антирезонансных материалов. Чаще всего защиту от вибраций обеспечивают ножки, на которые опирается проигрыватель. Дополнительно усилить защиту проигрывателя можно через механическую развязку самой полки, на которой устанавливается вертушка, либо через использование специальных антивибрационных платформ, производимых многими компаниями.



28. Обязательно ли использовать мат для пластинок?

Все зависит от того, какой диск в проигрывателе и предусмотрено ли использование такого мата самой конструкцией. Есть много моделей вертушек, в которых без мата не обойтись, однако существуют проигрыватели, например, с массивным металлическим или акриловым диском, в которых вполне можно размещать пластинку непосредственно на поверхности такого диска.



27. Какие разновидности матов существуют?

Есть два основных типа матов – те, которые работают на обеспечение более плотного и надежного контакта с виниловой пластинкой, а также поглощение и рассевание вибрацией внутри самого мата, и те, целью которых является минимизация площади контакта грампластинки с диском для отведения и рассеивания тепловой энергии и вибраций на воздух.



26. Какой мат лучше?

Однозначного ответа не существует, всё зависит от конкретного проигрывателя и его диска, а также от предпочтений слушателя. Некоторые больше любят плотный и основательный звук, который получается при использовании матов, например, из толстой резины или сорботана, а кому-то больше по душе воздушное и открытое звучание таких моделей, как Ringmat.



25. Что такое вакуумный прижим?

Специальная система, которая позволяет обеспечить максимальное сцепление виниловой пластинки и диска проигрывателя. Работает за счет откачивания воздуха из пространства между грампластинкой и диском вертушки при помощи специального насоса, обычно являющегося интегральной частью конструкции проигрывателя, хотя существуют и aftermarket версии подобных систем, в частности, одно время их предлагали компании Micro Seiki и Audio-Technica.



24. Как правильно заземлить вертушку?

Обычно заземляющий провод от проигрывателя, отдельный выход для которого практически всегда находится на задней панели вертушки, нужно соединять с соответствующим разъемом на фонокорректоре, помеченным надписью Ground (GND). В некоторых случаях, если тонарм проигрывателя имеет сплошной несъемный кабель либо кабель стандарта DIN, то обычно провод заземления объединен в нем с сигнальным проводом, но всё равно имеет свой отдельный разъем. Бывают случаи, когда традиционная схема заземления не приводит к исчезновению низкочастотного фона, в этом случае приходится разбираться с общей организацией «земли» в системе, но это тема для отдельной статьи.



23. Какой проигрыватель винила покупать – новый или винтажный?

Зависит от того, чего именно вы ожидаете от вертушки. Если ваша задача – просто иметь в системе устройство для воспроизведения пластинок на всякий случай, то особой разницы нет. Но если вы решили всерьез перейти на прослушивание винила, то ситуация усложняется. Скажем сразу – качественный современный проигрыватель обойдется недешево, зато он будет новым, и у вас не будет опасений на предмет его состояния. Если же вы захотите потратить время и деньги на приобретение одной из легендарных моделей прошлого, то процесс будет увлекательным и интересным. Однако общее правило таково – чтобы получить от новых вертушек звук на уровне лучших моделей «золотого века» винила, придется потратить сумму в 2-3 раза большую, чем будет стоить правильный винтажный аппарат.



22. Какие кабели использовать для подключения вертушки к системе?

Выбор кабелей – дело индивидуальное, однако в случае с проигрывателем винила есть общее непреложное правило, которому желательно следовать. Погонная емкость проводников в кабелях, которыми вы будете подключать вертушку к фонокорректору, должна быть минимальной.



21. Что такое тонарм?

Тонармом называется конструктивный элемент проигрывателя винила, на котором закрепляется головка звукоснимателя, и который обеспечивает равномерное и контролируемое следование иглы по звуковым дорожкам.



20. Какие типы тонармов существуют?

На сегодняшний день в проигрывателях винила используются два основных типа тонармов – поворотный и тангенциальный, различающиеся траекторией следования иглы по дорожкам пластинки.



19. Что такое поворотный тонарм?

Это самая распространенная разновидность тонарма, чаще всего встречающаяся на рынке. Он отличается тем, что установленная на нем головка описывает при движении по пластинке не прямую линию, в отличие от тангенциальных моделей, а кривую. Однако за счет грамотного расчета и применения передовых материалов разработчикам удается создавать модели, практически ничем не уступающие тангенциальным с точки зрения качества звучания. Поворотные тонармы дополнительно подразделяются на модели на карданной опоре и одноопорные. Первый тип отличается использованием в горизонтальной и вертикальной плоскости подшипников качения (иногда в вертикальной плоскости используются игольчатые или ножевые подшипники), второй же тип подразумевает применение одной игольчатой опоры для движения в двух плоскостях.



18. Что такое тангенциальный тонарм?

Это наиболее сложный в расчете и изготовлении тип тонарма, но теоретически обеспечивающий безупречную геометрию следования иглы. Конструкция подшипника в таком тонарме гораздо более сложная, за счет чего увеличивается цена изделия, а иногда усложняется и эксплуатация. Например, тангенциальные тонармы с воздушным подшипником иногда требуют применения специального насоса, который приходится устанавливать в соседней комнате из-за повышенного шума. Тем не менее, именно дорогие тангенциальные модели считаются технической вершиной «тонармостроения».



17. Что такое микролифт и можно ли обходиться без него?

Данный конструктивный элемент работает в паре с тонармом и помогает плавно опустить иголку звукоснимателя на звуковую дорожку, а затем поднять её над пластинкой по окончании воспроизведения. В принципе, при достаточном опыте и ловкости рук, а также известной доле нетерпеливости можно обходиться и без микролифта, и опускать иголку на пластинку самостоятельно, однако в конструкции любой вертушки такой лифт обязательно присутствует.



16. Что такое шелл?

Так называется площадка на конце тонарма, предназначенная для крепления головки звукоснимателя. Шеллы бывают съёмными и интегрированными. В том случае, если шелл в тонарме съёмный, это не только облегчает процесс установки головки на тонарм, но и позволяет немного менять звуковые свойства путем замены комплектного шелла на более качественный, изготовленный из иного материала, либо имеющий оригинальную конструкцию.



15. Чувствительность головки звукоснимателя – что это такое?

Под этим термином понимается максимальное напряжение, создаваемое на выходных клеммах головки при воспроизведении сигнала с виниловой пластинки и измеряемое в милливольтах. Обычно современные магнитные звукосниматели, к которым относятся MM, MI и MC-головки, имеют чувствительность (также называемую выходным напряжением) в пределах от 0,1 до 7 мВ.



14. Эффективная масса тонарма – что это такое?

Под эффективной массой тонарма понимается инертная масса тонарма, приведенная к кончику иглы звукоснимателя. Существуют несколько формул её вычисления, однако для удобства лучше пользоваться данными, публикуемыми производителем. В зависимости от эффективной массы тонармы подразделяются на легкие (до 10 граммов), средние (от 11 до 25 граммов) и тяжелые (свыше 25 граммов). Знание эффективной массы тонарма помогает в выборе правильной головки звукоснимателя, однако в наши дни подавляющее большинство тонармов, устанавливаемых на проигрыватели винила, имеют средний показатель массы – от 11 до 20 граммов.



13. Что такое угол наклона иглы (Stylus Rake Angle или SRA)?

Данный показатель определяет угол между центральной линией иглы звукоснимателя и поверхностью пластинки в продольной плоскости. Считается, что оптимальным значением является показатель в 92 градуса, именно на это значение имеет смысл ориентироваться при выставлении SRA, которое производится регулировкой высоты основания тонарма после установки рекомендуемого уровня прижимной силы.



12. Что такое азимут?

Этим термином обозначается положение иглы звукоснимателя относительно поверхности винилового диска в поперечной плоскости. Оно должно составлять ровно 90 градусов, то есть при взгляде спереди иголка должна быть строго перпендикулярна пластинке.



11. Что такое вертикальный угол следования (Vertical Tracking Angle или VTA)?

Данный показатель описывает угол между поверхностью пластинки и линией, проходящей между центром подвеса иглодержателя и кончиком иглы звукоснимателя. На практике данный угол связан с углом наклона и регулируется одновременно с последним путем подъема либо опускания основания тонарма. Многое также зависит от того, под каким углом были нарезаны звуковые дорожки, так как в разные годы и разными компаниями использовались разные углы при установке резца. Тем не менее, типовой показатель для головок звукоснимателя с традиционным иглодержателем на гибком подвесе составляет около 20-23 градусов.



10. Что такое антискейтинг?

Так называется устройство для задания антискатывающего усилия, противодействующего центростремительной силе, возникающей при движении иглы по спирали звуковой дорожки и приводящей к тому, что иголка сильнее прижимается к внутренней стороне канавки. Это, в свою очередь, приводит к нарушению баланса каналов, и именно для его восстановления и используется антискейтинг.



9. Как выставить правильный уровень антискейтинга?

Существует много разновидностей устройств для антискейтинга, построенных на противовесах, пружинах и оппозитных магнитах, однако принцип действия их одинаков – уровень антискатывающей силы в значительной степени определяется уровнем прижимной силы, заданной для головки звукоснимателя. При быстрой настройке правильным решением будет выставить уровень антискейтинга на тот же показатель, что и прижимную силу, а затем постепенно уменьшать её, отмечая изменения в звуке. Можно также воспользоваться специальным тестовым диском с гладкой поверхностью либо специальными дорожками на тестовом диске в сочетании с измерительным прибором. В случае применения гладкой поверхности регулировкой антискейтинга нужно добиться того, чтобы тонарм оставался на месте и не смещался в сторону центра пластинки при воспроизведении. При помощи измерительной пластинки и прибора необходимо добиться одинакового уровня искажений в обеих каналах.



8. Как правильно настроить геометрическое положение иглы?

Для этого необходимо воспользоваться одним из существующих специальных шаблонов, лучшие из которых позволяют оперативно и точно выставить иголку по всем плоскостям, как горизонтальным, так и вертикальным.



7. Какие разновидности шаблонов существуют?

Основными тремя видами геометрических шаблонов для выставления иголки по точкам нулевой погрешности считаются шаблоны Баэрвальда (Baerwald), Лофгрена (Lofgren) и Стивенсона (Stevenson). Каждый из них отличается разными точками нулевой погрешности, позволяющими равномерно распределить возникающие искажения по всей поверхности пластинки. Надо сказать, что найти на слух различия между разными шаблонами может только очень опытный настройщик на известном ему оборудовании и выученных наизусть треках, поэтому начинающему аудиофилу достаточно просто выбрать один из вариантов и настроить по нему головку.



6. Что такое точки нулевой погрешности?

Данный термин применим к головкам звукоснимателя, установленным на поворотном тонарме. Поскольку при движении по дорожкам такой тонарм описывает не прямую, но дугу, то всего в нескольких точках на ней угловая погрешность иголки по отношению к идеальному положению между стенками канавки составляет ноль градусов. Именно эти точки и называются точками нулевой погрешности, одна из них расположена ближе к внешнему краю диска, вторая – ближе к центру пластинки. Для установки иголки по шаблону обычно нужно найти две такие точки, при этом в различных шаблонах они находятся в разных местах.



5. Что такое оверхэнг (overhang) или свес?

Этим термином обозначается разница между расстоянием между точкой вращения поворотного тонарма и центром диска и фактического расстояние между той же точкой вращения и кончиком иглы звукоснимателя. Значение свеса будет разным для разных шаблонов с различными точками нулевой погрешности.



4. Что такое прижимная сила?

Это важнейший параметр при настройке головки звукоснимателя, он измеряется в граммах и обозначает вес, с которым иголка прижимается к дорожке виниловой пластинки. Правильный показатель прижимной силы варьируется в зависимости от модели головки звукоснимателя – как правило, производитель картриджа рекомендует некий коридор, в пределах которого можно выбирать разные показатели прижимной силы. Однако бывают случаи, когда компания указывает точное значение прижимной силы, которого необходимо придерживаться. Основными способами, которыми можно её задать, является смещение противовеса относительно поворотной оси тонарма, либо регулировка при помощи специальной пружины.



3. Как выставить правильный уровень прижимной силы?

Для выставления прижимной силы можно воспользоваться тарированным противовесом или пружиной с нанесенными на неё значениями, предварительно сбалансировав тонарм и установив его точно параллельно диску так, чтобы иголка не касалась поверхности пластинки. Однако такой способ чреват погрешностями, поэтому для корректного определения уровня прижимной силы нужно использовать специальные весы, которые могут быть механическими или электронными. Важный момент – система антискейтинга в этот момент должна быть отключена.



2. Что такое податливость подвеса иглодержателя?

Знание данного показателя очень важно для определения совместимости вашей головки звукоснимателя с тонармом проигрывателя. Он показывает, насколько гибким и податливым является подвес иглодержателя, чем показатель выше, тем гибче подвес и тем меньше прижимная сила, которая понадобится для корректной работы головки. Головки звукоснимателя с показателями от 5 до 10 * 10-6 см/дин считаются картриджами с низкой податливостью, уровень от 10 до 20 * 10-6 см/дин считается средним, а модели с податливость от 30 * 10-6 см/дин рассматриваются, как головки с высокой податливостью. Важный момент – производители часто указывают показатель податливости, измеренный на частоте 100 Гц, в то время как для корректного расчета формулы совместимости с тонармом нужно иметь значение, полученное на частоте 10 Гц. Для этого достаточно умножить показатель для 100 Гц на коэффициент 1,7.



1. Как определить совместимость головки звукоснимателя с тонармом?

Самая известная формула, которой пользуются многие поколения любителей винила, помогает определить резонансную частоту системы головка-тонарм и то, подходит ли данный картридж вашему тонарму.

Выглядит формула следующим образом:

f = 1000 / (2 x π x √ (M x C))

где f – частота резонанса системы головка-тонарм в герцах

М – эффективная масса тонарма и масса головки звукоснимателя (и шелла, если он съемный) вместе с крепежом в граммах

С – податливость подвеса иглодержателя, выраженная в единицах * 10-6 см/дин

Полученный результат в герцах следует читать так:

При результате в диапазоне от 8 до 12 Гц сочетание головки и тонарма считается удачным, идеальное значение – 10 Гц.

Если при расчёте получен результат менее 7 Гц или выше 14 Гц, то такое сочетание не является оптимальным, и может привести либо к возникновению вибрации тонарма на искривленных пластинках, либо к окрашиванию звучания.





13 октября 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru