25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Wed, 11 May 2022 20:58:10 +0300 Wed, 11 May 2022 20:58:10 +0300

Катушки, компакт-кассеты и винил — это ещё далеко не весь аналог

25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Катушки, компакт-кассеты и винил — это ещё далеко не весь аналог

Удивительно, но первые форматы физической аудиозаписи были, по сути, цифровыми – а как ещё назвать перфокарты, валики и диски, использовавшиеся в шарманках и механических пианино? Тем не менее, именно принципу аналоговой звукозаписи мы обязаны возникновением музыкальной индустрии. В данной статье мы собрали в хронологическом порядке все основные аналоговые форматы и носители, на которых записывалась и выпускалась музыка, и не только.


25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Фонограф (1877 год)

Именно с этого изобретения Томаса Эдисона ведет отсчет история звукозаписи. Сигнал в форме звуковой дорожки нарезался на цинковых, а затем и восковых цилиндрах, и воспроизводился при помощи специальной иглы и рупора.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Граммофонные пластинки (1897 год)

Изобретение Эмиля Берлинера положило начало развитию формата грампластинок, который мы любим и ценим до сих пор. Звуковые дорожки наносились на шеллаковые пластинки диаметром 7, а позднее 10 и 12 дюймов, и воспроизводились на скорости 78 оборотов в минуту при помощи игл, мембран и рупоров. Данный формат был основным массовым носителем музыкального сигнала до появления виниловых пластинок.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Магнитная запись на проволоку (1898 год)

Как ни странно, но принцип аналоговой магнитной записи гораздо старше знакомых нам катушечных магнитофонов. Первое записывающее устройство, в котором применялось подмагничивание и стальная проволока, было создано Вальдемаром Поульсеном еще в 1898 году, а своего расцвета формат достиг в 1940-50-х годах, когда он широко применялся военными и спецслужбами. Попытки записывать и издавать музыку в данном формате предпринимались неоднократно, однако особого успеха не имели.



Оптическая звукозапись (1919 год)

Данный вид записи звука был разработан для кинопленки и предполагал нанесение звуковой дорожки, состоявшей из параллельных полосок разного размера и степени прозрачности, сбоку от кинокадра. Существовало несколько вариантов этого формата, и они просуществовали до 1976 года. Попытки записывать музыку в высоком качестве в оптическом формате предпринимались несколько раз, наиболее известная из них была сделана Уолтом Диснеем в 1940 году при создании фильма «Фантазия».



Транскрипционные диски (1928 год)

Специальный формат 16-ти дюймовых грампластинок, предназначавшийся для радиостанций. На них записывалась не только музыка, но и реклама, а также прямые эфиры для последующих повторов. На одну сторону диска умещалось до 15 минут записи, скорость воспроизведения транскрипционных дисков была 33 1/3 оборотов в минуту. Качество записи на таких дисках было гораздо выше, чем на распространенных тогда пластинках на 78 оборотов. Транскрипционные диски оставались популярными до 1950-х годов, а затем были постепенно вытеснены записями на магнитной ленте.



Магнитная запись на ленту на катушках (1935 год)

Первый катушечный магнитофон K1 появился на свет в 1935 году стараниями компании AEG, именно с этого времени ведет отсчет история формата бобинников и записей на катушках. Первые ленты были стальными, однако очень быстро они были заменены лентами с бумажной, а затем пластиковой основой с магнитным покрытием из оксида железа или хрома. Полную историю этого ультимативного аналогового формата можно узнать из нашей большой статьи



Tefifon (1936 год)

Оригинальный формат электромеханической записи, в котором информация наносилась на пластиковую ленту путем создания физических звуковых дорожек, а за воспроизведение сигнала отвечала игла и соответствующий усилитель. На одном картридже, называвшемся Tefi, умещалось до четырех часов музыки. Формат был распространен исключительно в Германии и просуществовал до 1965 года.



Виниловые пластинки LP (1948 год)

Формат долгоиграющей виниловой пластинки был разработан компанией Columbia – на диск диаметром 7, 10 или 12 дюймов наносились дорожки, воспроизводимые на скорости 33 1/3 оборота в минуту. Подробный рассказ о виниловых пластинках читайте в нашем материале



Виниловый сингл (1949 год)

Данный формат 7-ми дюймовых дисков был создан фирмой RCA и предназначается для проигрывания на скорости 45 оборотов в минуту. Именно он лег в основу распространенного формата виниловых «сорокопяток», использовавшихся в музыкальных автоматах jukebox и на радио.



«Медленный винил» винил (1950 год)

Пластинки, воспроизводимые на скорости 16 2/3 оборотов в минуту, предназначались, в основном, для хранения аудиоинформации, не требовавшей высочайшего качества звука. Чаще всего их можно было встретить в архивах, хотя музыка также выпускалась на подобных дисках.



Minifon (1951 год)

«Шпионский» формат аудиокассеты, где в качестве магнитного носителя использовалась сначала проволока, а затем и привычная магнитная лента. Предназначалась для записи голосового диапазона.



RCA Sound Tape (1958 год)

Попытка объединить качество звука бобинника с удобством пользования привела к созданию кассет с четвертьдюймовой лентой и скоростью воспроизведения 9,5 или 4,75 см/сек. Большого распространения формат не получил.



Fidelipac (картридж NAB) (1959 год)

Знаменитые радийные картриджи были изобретены фирмой Collins Radio, их основным предназначением было использование для воспроизведения музыки и рекламных роликов на радиостанциях. В них использовалась магнитная лента в виде бесконечной петли, скорость протяжки – 38 см/сек либо 19 см/сек.



4-Track/Stereo Pak (1962 год)

Бытовая версия картриджей с единственной бобиной, которые были предназначены для качественного воспроизведения музыки в автомобилях и не только. За счет меньшего числа дорожек при той же ширине пленки формат мог бы стать выбором аудиофилов, однако картриджи подвело качество пленки, которая часто проскальзывала и не позволяла выдерживать правильную скорость протяжки.



Компакт-кассета (1962 год)

Самый массовый аналоговый формат был разработан компанией Philips, первоначально – для использования в диктофонах. Однако удобные размеры и приличное качество звука, которое он обеспечивал, особенно с лентой второго типа и шумоподавлением, привели к тому, что в 1970-х годах формат вышел на рынок Hi-Fi-аппаратуры.



Sanyo Micro Pack 35 (1964 год)

Попытка компании Sanyo предложить еще более компактный вариант кассеты, который отличался соосным расположением бобин. Была выпущена всего одна модель записывающего и воспроизводящего устройства, при этом она имела высокий коэффициент детонации и узкий частотный диапазон. Через несколько лет про этот формат забыли.



Sabamobil (1964 год)

Оригинальный формат магнитного картриджа, выпущенный компанией SABA для использования в автомобилях и переносных устройствах. Скорость протяжки составляла 9,5 см/сек, при этом в кассетe устанавливались два картриджа 4-Track, на каждом из которых содержалась монофоническая запись для правого и левого каналов. Составить конкуренцию компакт-кассете и 8-Track этот формат не смог.



8-Track (1964 год)

Данный формат был разработан консорциумом производителей электроники и был распространен, преимущественно, на рынке США и Канады. В нем использовалась пленка со скоростью протяжки 9,5 см/сек, намотанная на единственную бобину. Главным преимуществом формата было отсутствие необходимости переворачивать кассету. Формат был довольно успешным и просуществовал вплоть до 1982 года, и хотя основным предназначением его было воспроизведение музыки в автомобиле, было выпущено немало стационарных дек.



DC-International Cassette (1965 год)

Очередной формат, призванный конкурировать с компакт-кассетой, был запущен на рынок усилиями Grundig, Telefunken и Blaupunkt. При той же ширине пленки в четверть дюйма скорость протяжки была чуть выше – 5,08 см/сек. Несмотря на поддержку крупных европейских производителей, формат прекратил существование в 1967 году.



PlayTape (1966 год)

Миниатюрные картриджи с магнитной лентой, изобретенные Фрэнком Стэнтоном, оказались довольно успешными за счет своего компактного размера и ориентации на портативную эксплуатацию, плюс для них выпускались не только переносные, но и автомобильные воспроизводящие устройства. Всего на одном картридже записывалось до восьми треков, и порядка 3 тысяч исполнителей успели выпустить свои произведения в данном формате.



Microcassette (1969 год)

Кассеты маленького размера, созданные компанией Olympus для применения в своих диктофонах, и не только. Несмотря на популярность переносных записывающих устройств фирмы, миниатюрные кассеты также широко использовались в автоответчиках, были выпущены даже переносные плееры для них. В них использовалась лента двух типов – первого и четвертого.



Minicassette (1969 год)

Конкурирующий формат от Philips, также предназначенный для использования в диктофонах. Между собой кассеты немного различались размерами, однако именно миникассета от Philips получила наибольшее распространение. В том числе за счет того, что она могла воспроизводиться на обычных магнитофонах для компакт-кассет при помощи адаптера, а также отсутствия тонвала в воспроизводящих устройствах, что существенно упрощало их конструкцию.



HiPac (1971 год)

Версия формата PlayTape, выпущенная для японского рынка в начале 1970-х годов компанией Pioneer. В ней использовалась пленка той же ширины, что и компакт-кассетах. Из-за отсутствия спроса формат перестал поддерживаться уже в 1973 году.



Elcaset (1976 год)

Улучшенная версия компакт-кассеты, разработанная компанией Sony совместно с Panasonic и TEAC. С целью повышения качества звука в ней использовалась лента шириной четверть дюйма, то есть в два раза шире, чем в обычных кассетах, а скорость протяжки составляла 9,5 см/сек. В теории формат обеспечивал более высокое качество звучания, однако поддержки небольшого числа аудиофилов оказалось недостаточно для коммерческого успеха. Поддержка формата была прекращена в 1980 году.



LaserDisc (1978 год)

Несмотря на присутствие в название слова «лазер», изначально это был полностью аналоговый формат для записи видео и аудио, в котором лазерным лучом считывался сигнал, записанный по принципу частотной модуляции. Правда, аналоговым он оставался только до 1985 года, когда на диски стал записываться аудиосигнал в формате PCM, а позднее и AC-3 (Dolby Digital).



Какие из аналоговых форматов актуальны сегодня?

Уже совершенно очевидно, что виниловые пластинки на 33 1/3 и 45 об./мин обрели вторую жизнь и не собираются больше уходить в забвение. Катушечные магнитофоны стали на сегодня настоящей отдушиной для аудиофилов, готовых выкладывать солидные суммы не только за сами воспроизводящие устройства, но и за копии студийных мастер-лент на бобинах. Ну и компакт-кассета, несмотря на то, что в качестве звучания она уступает двум предыдущим форматам, также переживает определенный ренессанс, хотя о полноценном её возвращении говорить пока рано.



Денис Репин

9 августа 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru