50 лучших акустических систем – монстры звука
Wed, 11 May 2022 20:56:55 +0300 Wed, 11 May 2022 20:56:55 +0300Колонки XX и XXI века
50 лучших акустических систем – монстры звука
Колонки XX и XXI века
Акустика, акустические системы, громкоговорители, спикеры, колонки – конечно же, главный элемент любой аудиосистемы, ключевое звено в передаче звука. Со времени появления первых бытовых комплексов, становления Hi-Fi (а, затем, и High End) отрасли АС прошли огромный путь, меняя как принципы конструирования, инженерные подходы, так и дизайн и, конечно же, звуковой почерк. В нашей новой мини-энциклопедии – анализ самых ярких, важных и значимых акустических систем, разработанных с сороковых годов ХХ века по настоящее время. Изучим «краеугольные камни» индустрии?
50. Klipsch Klipschorn (1946)
Разработка Пола Клипша, которая перевернула наши представления о домашних колонках. Эти угловые «шкафчики» оказались способными воспроизвести настоящее концертное звучание дома – и, по сути, послужили драйвером бурного развития отрасли в последующие годы. Модель выпускается до сих пор (!) с некоторыми изменениями – сейчас она доступна в версии AK6. 15” басовик работает в экспоненциальном свернутом рупоре, бас формируется и как отраженный от стен зала (поэтому акустику надо размещать в углах помещения), СЧ и ВЧ-динамики, опять же, оформлены в рупорах. Чувствительность в 105 дБ делает возможной раскачку АС даже от одноваттного усилителя, а нижняя частота в 33 Гц удовлетворит и большинство современных аудиофилов. Масса одной колонки – 100 кг.
49. Acoustic Research AR3a (1955)
Если снять грили, внешний вид Acoustic Research AR3a может напугать – АС кажутся весьма неказистыми. Но не спешите делать выводы «по одежке» – перед нами первые в мире колонки с купольным твитером, массово используемы сегодня. Роскошные высокие частоты, формируемые Acoustic Research AR3a, изменили представления о том, насколько качественным может быть воспроизведение этого диапазона в бытовой акустике. Другие показатели под стать – 305 мм басовик играл от 30 Гц, далее работал купольный среднечастотник диаметром 38 мм, затем – уже упомянутый твитер диаметром 19 мм, который обеспечивал АЧХ до 20 кГц. Сопротивление, правда, было 4 Ома, а подводимая мощность – до 100 Вт, так что, требования к усилению для 1955 года казались запретительными. Весила одна колонка 24 кг.
48. Quad ESL-57 (1956)
Начало новой эры на рынке громкоговорителей – выпуск полнодиапазонных электростатических Quad ESL-57 в 1956 году. Колонки, основанные на таком принципе излучения, щеголяли невиданной прозрачностью звучания – кроме того, их габариты были несравнимо меньше своих динамических собратьев. С другой стороны, Quad ESL-57 обеспечивали бас лишь от 40 Гц (да и то, с большой погрешностью), а запросы к усилению были чудовищными – в паре с АС желательно было использовать усилитель, стабильный до нагрузки в 1 Ом. Тем не менее, модель буквально паровым катком прошла по индустрии, заслужила массу оваций и приобрела армию поклонников. Нельзя забывать и то том, что футуристический дизайн АС даже по современным меркам вполне может претендовать на центр интерьера.
47. JBL Paragon D44000 (1957)
С 1957 до 1980 года JBL Paragon D44000 являлась самой дорогой бытовой акустической системой в мире. И сегодня за этими «тумбочками» весом в 316 кг идет настоящая охота – если повезет купить их за 20 000 долларов, это будет большой удачей. В едином корпусе оформлена рупорная стереосистема с магически реалистичным саундом. ТТХ таковы – три полосы, 96 дБ чувствительности, АЧХ до 15 кГц, сопротивление 8 Ом, подводимая мощность – 125 Вт. АС оснащалась фирменными динамиками – НЧ-вуфером LE15A, СЧ-драйвером с акустической линзой 375 и рупором H5038P, а также твитером 075.
46. Electro Voice Patrician 800 (1963)
Если сегодня акустика с 15” басовиками воспринимается, как «ух ты, какие мастодонты», то стоит напомнить, что в начале шестидесятых годов ХХ века вышел венец серии Electrovoice Patrician (модель 800), который оснащался 30” вуфером. Да-да, вы не ошиблись, диаметр этого динамика был равен 76,2 см – абсолютный рекорд! 143 кг колонки занимали на полу по 0,5 м2, имели еще 12” драйвер для полосы 100 – 800 Гц, рупорную сборку 8HD & T25A на 800 – 3 500 Гц и вертикальный рупорный твитер EV T35. Последний весьма интересен – как своей текстильной диафрагмой, так и алюминиевым оформлением. Звучание Electrovoice Patrician 800 было грандиозным во всех смыслах – сегодня АС весьма ценятся у коллекционеров.
45. KLH Model Nine (1966)
Многие аудиофилы до сих пор определяют KLH Model Nine, как лучшие колонки в истории аудио-индустрии. Сложно сказать, так ли это на самом деле, но данные АС, без сомнения, оставили заметный след в истории развития отрасли. Полнодиапазонная электростатическая сборка, наконец-то, не требовала дикого усиления (сопротивление АС было равно 16 Ом, а играли они от 50 Вт подводимой мощности) и обеспечивала точное, голографичное, исключительно детализированное звучание. Пожалуй, именно с этой модели электростаты перестали восприниматься, как «ответвление» сектора – и стали на равных конкурировать с акустикой на базе динамических головок. На момент начала продаж акустика стоила дорого – $1 140.
44. Tannoy Monitor Gold 15 (1968)
Еще одна культовая модель шестидесятых, конечно же, Tannoy Monitor Gold 15. Знаменитый «танноевский» звук – теплый, натуральный, исключительно хорошо сбалансированный. Колонки использовали фирменную сборку Dual Concentric 15”, работали в АЧХ от 23 до 20 000 Гц, имели чувствительность в 92 дБ и сопротивление в 8 Ом. Весила одна АС всего 10 кг, цена на момент начала продаж составила 84 фунта за пару – неудивительно, что Tannoy Monitor Gold 15 поселились в домах многих меломанов.
43. B&W DM70 (1970)
Первые акустические системы, с которых началось восхождение на музыкальный Олимп знаменитой компании B&W. Модель DM70 выделялась не только футуристическим дизайном, но и своей ориентацией на профессиональное использование. Был применен электростатический излучатель – вместе с традиционной динамической 305 мм головкой на басу. Колонки допускали подведение 25 Вт мощности, имели сопротивление в 8 Ом и играли от 50 до 15 000 Гц.
42. Ferrograph S1 (1972)
Оригинальные колонки с овальными НЧ-вуферами, Ferrograph S1, применили большинство наработок, широко используемых сегодня в индустрии Hi-Fi / High End. Здесь и корпуса с распорками, тщательно задемпфированные звукопоглощающим материалом, и выеденный на переднюю панель фазоинвертор, позволяющий располагать громкоговорители вблизи к стенам, и продвинутые динамики. АЧХ – 45 – 20 000 Гц, сопротивление 8 Ом, подводимая мощность – 100 Вт, сама конструкция – трехполосная.
41. Dahlquist DQ-10 (1974)
Прорывная для своих лет конструкция с фазовой матрицей из динамиков на разных плоскостях – Dahlquist DQ-10 стали первыми адуиофильскими колонками в нынешнем понимании хорошего звука. Они могли формировать полноценную объемную сцену и рисовать голографически точное расположение музыкальных образов. Увы, ценой стали запросы к усилению и ограниченный бас (для формирования должной поддержки рекомендовалось докупить фирменный пассивный сабвуфер Dahlquist DQ-1W Passive Subwoofer, а также кроссовер для стыкования с АС – Dahlquist DQ-MX1). АЧХ модели была в пределах от 37 до 27 000 Гц, сопротивление составляло 8 Ом, подводимая мощность – до 100 Вт. На момент начала продаж громкоговорители стоили $395.
40. Rogers/BBC LS3/5a (1975)
Британская радиовещательная корпорация (BBC) в 1975 году сформировала список требований к акустике и передала лицензию на разработку спикеров массе компаний (Rogers, Swisstone, Audiomaster, Chartwell, Harbeth, RAM, Spendor, Goodmans, Falcon Acoustics, KEF, Stirling Broadcast и другим). В итоге, на рынке появилось целое семейство колонок, самыми известными из которых стали модели Rogers. Что ж, эти крепко сбитые малыши оказались действительно впечатляющими – закрытый корпус гарантировал четкий и быстрый бас (правда, от 60 Гц по уровню –3 дБ), сопротивление было равно 8 Ом, подводимая мощность – от 25 Вт. Колонки выпускаются по сей день и являются образцом нейтральности звучания. Гениальная простота.
39. Magnepan Tympani 1-D (1975)
Опять электростаты? А вот, и нет. В 1975 году появились знаменитые планары Magnepan Tympani 1-D – полнодиапазонная стильная акустика, использующая в качестве излучающей поверхности тонкое полотно, покрытое слоем майлара, для движения которого используется решетка и пленка с закрепленными проводниками. Акустика оказалась чрезвычайно удачной – многие «детские болезни» электростатов (так или иначе присутствующих в 1975 году) в ней ушли на задний план, появился, наконец-то, точный и собранный бас, а звучание приобрело настоящий масштаб.
38. Otto SX-P1 (1976)
Классический трехполосный дизайн акустики окончательно сформировался к середине семидесятых – и главным бестселлером рынка тогда стала разработка компании Sanyo, акустика Otto SX-P1. Stereophile назвал эти АС одними из лучших, вышедших в ХХ веке – что ж, такая похвала вполне оправдана. Otto SX-P1 стали родоначальниками таких АС, как «Электроника 100АС-060», Fisher STE 1200 и других. Здесь был применен басовик с 300 мм диффузором из вспененного никеля (foaming metal cone), что обеспечило исключительно качественный бас. 67 мм среднечатотник и 38 мм твитер имели головки из оксида алюминия, подводимая мощность достигала 200 Вт, чувствительность АС была равна 93 дБ, рабочая АЧХ – от 35 до 35 000 Гц. Весила одна колонка 51 кг.
37. Altec Lansing A5 (1977)
Знаменитые Altec Lansing Voice of the Theatre (VOTT) в версии A5 стоили 655 000 йен. Эти колонки и сегодня являются мечтой многих коллекционеров, ценятся они и у меломанов, так как выдают «звук в натуральную величину». Высокочувствительная рупорная двухполоска с сопротивлением в 16 Ом, АЧХ от 30 до 15 000 Гц и весом в 75 кг отлично работает с ламповым усилением и на равных конкурирует с современными «слонами».
36. Technics SB-95000 (1977)
Самые крупные, самые значимые, самые мощные колонки Technics – конечно же, модель SB-95000. Разработанная по принципу линейности фаз система оснащалась 4 х 350 мм вуферами с диффузорами из усиленного полимером кевлара, оставшиеся четыре (!) полосы были рупорными. 190 кг АС звучали изысканно, элегантно и достигали звукового давления 122 дБ. Сопротивление у Technics SB-95000 было равно 4 Ома, чувствительность – 97 дБ.
35. Acoustic Research AR9 (1978)
Если окинуть взглядом Acoustic Research AR9 или изучить их ТТХ, можно ошибиться с датой выпуска колонок лет эдак на 40! 59 кг башни оснащаются парой 30 см басовиков, излучающих в бок (работа оптимизирована для гашения стоячих волн до 200 Гц). АЧХ – от 18 до 30 000 Гц, за такую полосу отвечали (помимо упомянутых басовиков) 20 см, 3,8 см динамики и 1,9 см твитер (с продвинутой технологией жидкостного охлаждения). Чувствительность Acoustic Research AR9 равна 87 дБ, номинальное сопротивление – 4 Ома.
34. Onkyo Scepter 500 (1978)
Onkyo Scepter 500 использовали 38 см вуферы W3801, мощность их магнитной системы достигала 11000 Гауссов (АЧХ снизу – от 25 Гц). На СЧ работали фирменные драйверы D6540 A+H 4003S с секторальным рупором, на ВЧ функционировала система рупоров и акустических линз D3520A, H2014P, AL80, а супертвитер трудился в диапазоне аж до 35 000 Гц – благодаря использованию рупора TW3001. Чувствительность в 96 дБ и подводимая мощность 120 Вт; акустика умела играть действительно громко – максимальное звуковое давление достигало 117 дБ. За 97 кг «живого веса» на момент начала продаж просили 580 000 йен – что же, в 1978 АС действительно перевернули представление о том, что такое High End.
33. JBL L300 (1978)
Недешевые JBL L300 (490 000 йен) предложили классический трехполосный подход (38 см басовик 136A, рупорный СЧ LE85/HL92 и кольцевой твитер 077), 8 Ом сопротивления и 93 дБ чувствительности. Колонки весили по 66 кг, допускали подведение 150 Вт мощности и щеголяли фирменным «уютным» и плотным звуком, в который влюбляешься без остатка.
32. JBL 4350 (1978)
Знаменитые «синие» JBL – профессиональная серия спикеров, которые и сейчас занимают видные места в лучших High End инсталляциях. Звучат JBL 4350 прекрасно, но и места под них придется отвести в комнате немало. На момент начала продаж колонки стоили 800 000 йен, четырехполосная система работала в АЧХ от 30 до 20 000 Гц, имела чувствительность в 95,5 дБ и весила 110 кг. Два 38 см басовика 2231A были подкреплены 30 см 2202A, на СЧ/ВЧ трудился рупор 2308+2311+2440, как супертвитер работал рупор 2405.
31. Pioneer S-F1 (1979)
Pioneer S-F1 использовал коаксиальную сборку из динамиков с квадратными диффузорами – столь радикальный подход обеспечивал минимизацию искажений и абсолютно натуральное звучание. Увы, за роскошь пришлось платить – цена пары АС достигла 850 000 йен. «На борту» у Pioneer S-F1 были расположены динамики со следующей длиной сторон – 40 см на НЧ, 15 см на СЧ, 6 см на ВЧ и 2,6 см на супер-твитер. 94 дБ чувствительности, 150 Вт подводимой мощности и 8 Ом сопротивления.
30. Bose 601 Series II (1979)
Знаменитые Bose 601 в версии Series II победно прошагали по всей планете – колонки гарантировали качество звучания заметно выше своей ценовой категории и сорвали долгие и продолжительные аплодисменты. Тут всего две полосы, но шесть динамиков, которые обеспечивают объемное звуковое полотно. Несложные в раскачке (сопротивление 8 Ом) громкоговорители весили по 16,4 кг.
29. Sony APM-8 (1979)
В конце семидесятых минимизацию искажений традиционных конусных диффузоров пытались побороть использованием плоских квадратных диафрагм. Вершина данного модельного ряда, Sony APM-8, где применялось четыре полосы и драйверы в 807, 122, 24 и 5,8 см2, все это великолепие было оформлено в солидных корпусах на 200 л. АЧХ от 25 до 30 000 Гц, масса одного спикера 102 кг, цена в 1979 году – 1 000 000 йен. Sony APM-8 и сегодня являются объектом желаний многих аудиофилов – все из-за точности звука.
28. Infinity IRS V (1980)
Четырехблочная акустическая система Infinity IRS V – пример Ultra High End’а начала восьмидесятых годов ХХ века. Модель выпускалась до 1988 года и стоила аж $45 000 – за такую цену в США в то время можно было купить целый дом. Шесть 30 см басовиков (с собственным усилением на 2 кВт), 12 x EMIM и 36 x EMIT (12 на тыльной стороне) излучателей – неудивительно, что АЧХ «получилась» от 15 до 45 000 Гц. Стандарт подхода «cost no object» был заложен.
27. Exclusive model 2401 (1983)
Exclusive model 2401 – одна из самых дорогих японских АС начала восьмидесятых годов ХХ века. Профессиональная разработка на базе динамиков TAD (Technical Audio Devices) – пара 40 см басовиков с магнитными системами AlNiCo гарантировали ошеломляющий бас, а рупорный бериллиевый драйвер TD-4001/TH-4001с был особенно эффективен. Колонки играли от 29 до 20 000 Гц, допускали подведение до 300 Вт мощности, имели сопротивление в 4 Ома и чувствительность 98 дБ. Весил один спикер 145 кг. Если кто и мог побороть JBL 4350 – так это, Exclusive model 2401!
26. Wilson Audio Tiny Tot (WATT)/Puppy (1985)
Серьезный успех Wilson Audio – эта система заложила стандарт качества для компактных Hign End напольников и предложила насыщенное звучание с отличным построением сцены. Громкоговорители не сходили со страниц профильной прессы и послужили настоящей визитной карточкой компании.
25. B&W Matrix 801 (1987)
Еще одна знаковая модель – знаменитый Matrix B&W. Модель 801 стала настоящим студийным и бытовым стандартом, она использовала огромное количество инженерных инноваций. Трехполосник с дюймовым металлическим твитером, 5” СЧ-драйвер, выполненный из кевлара, 12” басовик с полимерным диффузором имел сопротивление в 8 Ом, чувствительность в 87 дБ и честно работал в полосе от 20 до 20 000 Гц (погрешность не выходила за пределы 2 дБ). А вот мощности система могла переварить много – до 600 Вт. Цена на момент начала продаж была $4 500.
24. Electro Voice Georgian II (1987)
Лебедина песня Electro Voice на ниве конструирования акустики – АС Georgian II. Модель одна из немногих на то время предлагала 18” бумажный вуфер, 12” среднечастотник и рупорный твитер. 96 дБ чувствительности и сопротивление в 6 Ом позволяли сопрягать акустику с не слишком мощным усилением, хотя подводимая мощность могла достигать 300 Вт.
23. Diatone DS-V9000 (1988)
В 1988 году за 933 000 йен можно было приобрести топовую модель акустики от Diatone – колонки DS-V9000. Эти громкоговорители стали настоящим прорывом для восьмидесятых – абсолютно нейтральное, сверхдетализированное звучание и исключительная тембральная достоверность сразу же понравились аудиофилам. «Под капотом» – целый вагон инноваций, от магнитных систем A.D.M.C. (Advanced Magnet Circuit), до напыленных плазменным методом диффузоров СЧ и ВЧ-динамиков. Четырехполосные АС весили по 125 кг, допускали подведение 180 Вт мощности, имели сопротивление в 6 Ом, чувствительность в 92 дБ и играли от 18 до 80 000 Гц.
22. Meridian M100 (1988)
К 1988 году активные акустические системы для бытового рынка только «пробовали воду водой», но релиз Meridian M100 определил развитие данного направления на годы вперед. Трехполосные колонки с семью драйверами обеспечивали АЧХ от 33 до 20 000 Гц, не требовали усиления и весили по 46 кг. Но, главное, что звучали эти спикеры просто роскошно.
21. Apogee Grand (1991)
Настоящий фетиш коллекционеров – вышедшие крайне ограниченным тиражом колонки Apogee Grand. Модель заложила референсный стандарт качества воспроизведения в Ultra High End секторе и предложила гиперреалистичный саунд. Четырехполосник с активным басом (12” в закрытом ящике и собственный 600 Вт усилитель от Krell), усиление ВЧ, опять же, от Krell (500 Вт), дистанционно управляемый кроссовер для других полос… Фантастика. Система играла от 18 до 27 000 Гц, имела сопротивление в 3 Ома, общий вес сборки был 563 кг, а звуковое давление на 4 м – 120 дБ!
20. Yamaha GF-1/GFD-1 (1991)
Самые крутые колонки за всю историю фирмы, Yamaha GF-1/GFD-1, имели полностью активную четырехполосную конструкцию. В комплект входили четыре двухканальных усилителя мощностью 125 Ватт в классе А/В, высокочастотный и среднечастотный драйверы имели мембраны из бериллия, а басовые динамики диаметром 27 и 30 см оснащались системой YST с активным сервоконтролем. Каждая колонка весила 175 килограммов. Звучание? Абсолютно фантастическое.
19. B&W Nautilus (1994)
Экстравагантный дизайн «улиток» B&W Nautilus стал уже притчей во языцех, но, самое главное, что при разработке не «выплеснули ребенка вместе с водой». Эта акустика умеет звучать эффектно, трепетно, масштабно – и никакой музыкальный жанр не ставит ее в тупик. Разработки, примененные в B&W Nautilus впоследствии были использованы в десятках новых фирменных моделей. Сами по себе АС требовали полосного усиления, имели сопротивление в 8 Ом и работали в АЧХ от 25 до 20 000 Гц. Одна колонка весила 86,5 кг.
18. Dunlavy Signature SC-VI (1996)
Классика жанра, за которой сейчас идет настоящая охота на аукционах – все из-за их абсолютно честного и точного характера воспроизведения. Длинноходовые «пятнашки» на басу, бумажные 8” мидбасовые вуферы, пара 5,5” СЧ-динамиков и дюймовый купольный твитер – таким сегодня никого не удивишь. Гораздо интереснее фазолинейность (менее 1 градуса в полосе 100 – 10 000 Гц), фильтры 6 дБ на октаву и чрезвычайно низкие гармонические искажения (менее 0,3% при 90 дБ на 1 метре). АЧХ от 25 до 20 000 Гц с погрешностью в 0,5 дБ (или от 20 Гц с погрешностью в 3 дБ), сопротивление в 5 Ом при чувствительности 91 дБ, подводимая мощность 250 Вт.
17. Legacy Whisper (1996)
Размашистый американский звук – классические Legacy Whisper имеют армию своих поклонников (фирма продолжает выпуск апгрейдированной версии спикеров). Эти колонки используют открытое акустическое оформление – в двух 30 мм панелях работают 4 х 15” бумажных басовика (собранные попарно и включенные синфазно), 4 х 7” СЧ-динамика с диффузорами из кевлара, ленточные твитер и супертвитер. Стоячие волны внутри корпуса по понятным причинам отсутствуют, чувствительность достигает 95 дБ, АЧХ лежит в пределах 22 – 30 000 Гц, сопротивление равно 4 Ома. Весят громкоговорители 95 кг, играют и от усиления в 10 Вт, рисуют музыкальные образы в натуральную величину – при этом, их цена на момент релиза оказалась куда более низкая, чем у соперников по такой же «тяжелой» группе (АС предлагались в 1996 году за десять тысяч долларов).
16. Revel Ultima Salon (1998)
Балом на дорогом секторе рынка в эти годы правил Madrigal (Mark Levinson) – а акустический суб-бренд компании заслужил настоящую любовь публики (также АС получила знаменитую награду Stereophile Class A). Четырехполосная модель использовала семь динамиков – корпуса были разделены на независимые секторы для НЧ и СЧ/ВЧ-оформлений. Весила одна колонка 109 кг, цена на момент начала продаж составляла $22 000 за пару.
15. Montana WAS (1999)
Огромные Montana WAS – олицетворение High End’а девяностых годов ХХ века. Два метра «роста», 236 кг «живого веса» – тем не менее, играли АС весьма эмоционально и обеспечивали отличное внимание к нюансам записи. Динамиков у Montana WAS масса (2 х 381 мм, 2 х 203 мм, 2 х 133 мм, 1 х 25 мм), АЧХ исключительная (16 – 22 000 Гц), чувствительность АС равна 94 дБ, сопротивление - 4 Ома.
14. PMC BB5 (2000)
Профессиональные спикеры, заслужившие популярность как на студиях, так и в домашних системах. PMC BB5 оснащаются мощнейшим 38 см басовым динамиком, 7,5 см купольным среднечастотником и 2,7 см твитером. Изюминка модели – трансмиссионная линия. Схема, используемая фирмой, позволила достичь баса от 17 Гц – революционное значение для корпусов таких габаритов.
13. Westlake Audio SM-1 VF (2008)
Наверное, самый любимый бренд у сегодняшних студий звукозаписи – Westlake. Верхняя модель фирмы, Audio SM-1 VF, предлагает по-настоящему огромный звук с тем самым реализмом и точностью, которая необходима, как инженерам звукозаписывающих лейблов, так и аудиофилам, влюбленным в музыку. Акустика щеголяет почти 400-килограммовым весом, честной АЧХ от 20 до 20 000 Гц, использует пару 18” (457 мм) НЧ-динамиков, 12” НЧ/СЧ-драйвер, 2” компрессионный рупорный среднечастотник, 1” компрессионный рупорный твитер и 0.5” супертвитер. Тяжелая, вернее тяжелейшая артиллерия!
12. TAD Reference One (2009)
Крепко сбитые TAD Reference One в свое время «выстрелили» целой обоймой инноваций – бериллиевым коаксиальным драйвером Coherent Source Transducer, работающим на СЧ и ВЧ, магнитными системами OFGMS, позволяющими крупным 10” вуферам буквально «трепетать» на своих жестких подвесах, оптимизированные для устранения резонансов корпуса… ТТХ столь же впечатляющи, насколько реалистично звучание этих колонок – АЧХ от 21 до 100 000 Гц, чувствительность – 90 дБ, сопротивление – 4 Ом. Весят эти профессиональные разработки не так уж и много – всего по 150 кг каждая.
11. Estelon Extreme (2011)
На консервативном High End рынке сложно новичкам, но компании Estelon удалось объединить «коня и трепетную лань» (экстравагантный внешний вид увязать с отличным звучанием), так что, АС Extreme теперь по праву венчают многие рейтинги спикеров. Модель использует пару алюминиевых вуферов (25 см), аналогичный НЧ/СЧ драйвер, керамический 173 мм среднечастотник и алмазные 30 мм твитер. 500 Вт мощности, 91 дБ, 4 Ома – а по части звучания эти 250-килограммовые гиганты подкупают своим «бриллиансом».
10. MBL Radialstrahler 101E Mk.II (2012)
Компания MBL в разработке АС использует собственные оригинальные наработки – углеволоконные излучатели Radialstrahler, разработанные в ходе многолетних исследований, гарантируют настоящий объемный звук, а мощная поддержка «снизу» обеспечивается серьезным басовым модулем, построенным по традиционному фазоинверсному принципу. Колонки весят 80 кг и допускают подведение аж 2 200 Вт мощности (что скорее даже необходимо – чувствительности всего 82 дБ), играют они от 24 Гц.
9. KEF LS50 (2012)
Прорыв для бюджетного сектора рынка. Эти компактные полочники «клали на лопатки» множество куда более дорогих АС, включая напольные модели! KEF LS50 используют фирменные коаксиальные динамики Uni-Q (коаксиал в 130 и 25 мм), их корпуса, выполненные методом конечных элементов (FEA), а также другие технологии (типа напряженных ребер жесткости – CLD) обеспечили абсолютно фантастическое звучание за совсем скромную сумму. Сегодня АС выпускаются уже в активном беспроводном исполнении – как KEF LS50 Wireless. Бас у спикеров, кстати говоря, стартует от 43 Гц.
8. Sonus Faber Aida (2013)
Сложно себе представить список акустики без упоминания итальянского бренда Sonus Faber – и, конечно же, модели компании, Aida. Использование фирменной технологии Zero Vibration Transmission позволило добиться АЧХ от 18 до 35 000 Гц. Чувствительность составляет 92 дБ при сопротивлении в 4 Ома, подводимая мощность достигает 1 000 Вт. Роскошь во внешней отделке Sonus Faber Aida сочетается с изысканностью в звучании.
7. JBL Everest DD67000 (2014)
Классический «большой» звук JBL с поправкой на XXI век – это новые Everest DD67000. Пара 380 мм динамиков с бумажными диффузорами на басу и нижней середине получила жесткие подвесы, благодаря чему разборчивость нижних нот существенно улучшилась. Бериллий использован для диффузора СЧ/ВЧ-драйвера и супертвитера; эти 142 кг гиганты играют и с не слишком мощным усилением – их чувствительность равна 96 дБ, сопротивление – 8 Ом.
6. Von Schweikert VR-55 (2014)
Обласканные критикой и слушателями Von Schweikert VR-55 – пример продвинутой инженерной разработки, сделанной настоящими фанатами звука. Акустика щеголяет роскошным басом и исключительно слаженным характером воспроизведения, она буквально подкупает своей натуральностью и прозрачностью. Корпуса изготовлены из Triple Wall ламината, бас полностью активный (525 Вт усилитель встроен в каждый спикер), динамики использованы с керамическими диафрагмами на басу и СЧ, за ВЧ отвечает, конечно же, бериллий. Итог? Некрупные напольники играют от 21 (!) до 40 000 Гц, имеют чувствительность в 88 дБ и сопротивление в 4 Ома.
5. Devialet Phantom (2015)
Революция в полочном исполнении. Сравнительно небольшие Devialet Phantom выдают роскошный бас от 16 Гц (с погрешностью в 2 дБ) и достигают 105 дБ звукового давления: фантастика для 25-сантиметровых корпусов весом в 10,5 кг? Отнюдь. На создание этой полностью активной беспроводной системы у компании ушли многие годы и тридцать миллионов (это не опечатка) евро инвестиций! Секретов тут много – от фирменного усиления ADH (комбинации аналогового усиления, задающего вольтаж, и цифрового, обеспечивающего ток) – до собственного Wi-Fi протокола, оптимизированного для передачи аудио, и фантастических басовых драйверов «крылья бабочки». Новыми разработками (Phantom Reactor) Devialet закрепил свое лидерство в нише беспроводных колонок.
4. Tidal La Assoluta (2017)
Грандиозные Tidal La Assoluta произвели фурор на последних выставках High End аппаратуры. В конструкции динамиков в этих АС впервые в мире (далее аналогичный подход использовала Kharma) был применен алмаз – не только для 1,2” купола твитера, но и для 2 х 5” СЧ-диффузоров! Динамиков тут, кстати говоря, использовано много – помимо уже упомянутых есть 2 х 7,5”, 2 x 10”, плюс еще 4 x 10” пассивных излучателя. Фирменный кроссовер Assoluta-Unopulse гарантирует минимальные потери, подводимая мощность может быть любой в пределах от 20 до 1 000 Вт, а бас стартует от 23 Гц в пассивном включении или от 20 Гц в активном. Одна колонка весит аж 485 кг и имеет рост в 232 см. Звучание – «космическое».
3. Wilson Audio WAMM Master Chronosonic (2017)
«Абсолют» от Wilson Audio на ниве конструирования акустических систем. Сверхдорогие WAMM Master Chronosonic имеет мультимодульную конструкцию – все их блоки регулируются по расположению, что позволяет идеально (с точностью до микрон) сфазировать излучатели, которых здесь множество. 408-килограммовые спикеры с габаритами 214 х 53 х 95 см изготовлены из авиационного алюминия, а также запатентованных S-, X- и W-композитов. Архитектура верхней части WAMM Master Chronosonic – открытая, а вот порт ФИ может выводиться на фронтальную или тыльную сторону басового модуля, в зависимости от условий инсталляции. АЧХ производитель даже не указывает (но она точно покрывает диапазон от 20 до 20 000 Гц), сопротивление колонок равно 3 Ома, чувствительность составляет 93,5 дБ, подводимая мощность – от 100 до 1 000 Вт. Wilson Audio WAMM Master Chronosonic гарантируют масштабный саунд и прецизионную детализацию.
2. Dynaudio Confidence 60 (2019)
Относительно небольшие по габаритам Dynaudio Confidence 60 стали флагманами компании, сместив с пьедестала и «отправив на пенсию» куда более весомые АС. Секрет прост – разработка сделана, по сути, «с нуля» и предлагает невиданный реализм звучания и потрясающую скорострельность. Абсолютно новыми стали драйверы - на ВЧ работает мягкий купол Esotar 3 (28 мм), на СЧ и НЧ – динамики NeoTec MSP (размер басовиков достиг 23 см), все это великолепие установлено на антивибрационной композитной панели Compex, дополненной алюминиевой акустической линзой DDC Lens. Чувствительность у Dynaudio Confidence 60 составляет 87 дБ, подводимая мощность – 600 Вт, сопротивление 4 Ома, АЧХ лежит в пределах от 29 до 22 000 Гц. Весит одна АС 66 кг.
1. Magico M9 (2020)
Олицетворение подхода Ultra High End во всем и кульминация разработок Magico; цена в $750 000 (и это в США, в других странах еще дороже). Изысканные корпуса, гарантирующие полное подавление вибраций, АЧХ от 18 до 50 000 Гц, чувствительность 94 дБ при сопротивлении 4 Ома и подводимая мощность до 2 000 Вт – тут все идеально, как и ошеломляющее качество саунда. Каждая колонка весит 454 кг, еще 18 кг добавляет выносной блок кроссовера и 27 кг – его блок питания. Модель оснащается 1” бериллиевым твитером с алмазным покрытием, за СЧ и НЧ отвечают фирменные динамики 6”, 2 x 11”, 2 x 15”. Звучание Magico M9 (по отзывам слышавших АС, демонстрации только начинаются) традиционное для фирмы – сверхпрозрачное, абсолютно естественное и живое.