Тест Antipodes CX + EX
Wed, 11 May 2022 20:55:42 +0300 Wed, 11 May 2022 20:55:42 +0300Музыкальный сервер и стример «под микроскопом»
Тест Antipodes CX + EX
Музыкальный сервер и стример «под микроскопом»
Antipodes EX у меня уже полгода, и это лучший сервер и стример для Roon, который мне доводилось слышать, как можно узнать из моего обзора. Однако сразу после выхода на рынок сервера+стримера EX компания Antipodes Audio уже готовила к выпуску совместимый с EX компонент под названием CX, и вот, после долгого ожидания, он наконец-то у меня на тесте.
Несмотря на то, что дублированные, казалось бы, возможности использования EX и СX могут привести вас в замешательство, как только вы проясните для себя выполняемые ими разные задачи, все встанет на свои места. Когда речь идет о Roon или других подобных программах, существуют две главные функции: сервер и стример. Первый содержит в себе музыку и каталог библиотеки, который вы можете пролистывать на планшете или компьютере, а второй принимает музыкальный поток через сеть, воспроизводит его и выводит на ЦАП, в данном случае через USB. В большинстве случаев для достижения оптимального эффекта при выполнении обеих задач достаточно одного устройства (хороший пример – Antipodes DX), но для обеспечения еще лучших результатов были предприняты дополнительные усилия и использованы отдельные устройства СX и EX, каждый – в случае их совместного использования – специализирующийся исключительно на своей отдельной функции.
Различие CX и EX
Компонент EX намеренно сконструирован как устройство с невысокой вычислительной мощностью для наилучшего качества звучания в качестве стримера, но это делает его не таким эффективным для задач сервера, когда нужна большая мощность (апсемплинг на лету или работа с очень большими библиотеками в Roon). Не подумайте, он может отлично выполнять обе функции, сервера и стримера, но можно заметить, что работа с Roon не столь быстрая по сравнению с тем, когда я использую мой стационарный мощный компьютер на Windows в качестве Roon Core. Однако в качестве сервера EX обеспечивает намного лучшее качество звучания, чем компьютер, и именно этот факт открывает дорогу использованию CX: он предоставляет наилучшую возможную платформу для сервера, будучи сконструированным таким образом, чтобы высокая мощность не вредила качеству звучания.
Большая вычислительная мощность CX делает возможным быстрый просмотр, комплексную фильтрацию и DSD-апсемплинг в режиме реального времени. В то время как скромного встроенного радиатора EX вполне достаточно для его охлаждения, CX использует безвентиляторную систему охлаждения с отводящими трубками, которая эффективно задействует весь корпус в качестве радиатора. Во время обычного моего прослушивания музыки без каких-либо фильтров или апсемплинга CX нагревается не больше, чем EX.
Функциональность
Эти компоненты настолько многофункциональны, что я могу легко потратить несколько страниц на их описание. Вкратце, серверы Antipodes могут быть настроены на работу в нескольких вариантах: сервер Roon, стример Roon Ready, сервер Squeezebox (включая сервер UPnP), стример для MPD и HQ Player NAA. Для полного перечисления всех технических особенностей и возможностей, а также большого количества скриншотов, пожалуйста, обратитесь к ранним обзорам DX, DS и EX. В данном обзоре я сосредоточусь на качестве звучания, и только посредством софт-плеера Roon.
Как и у EX, у CX есть новейший встроенный блок питания ODAPS2, который устраняет высокочастотные шумы без использования фильтров, препятствующих скорости доставки потока. Также, как и у EX, есть два порта Ethernet. CD-транспорт для копирования дисков в библиотеку теперь внешний (можно использовать любой USB-накопитель или загружать файлы через сеть, но компания Antipodes разработала свой высококачественный отдельный внешний CD-копир Antipodes P1, совместимый с EX и DX). (Примечание: его использование уже интегрировано в интерфейс, и кроме функции копирования, это ещё и эффективное вибро-развязывающее устройство).
Пользователь может легко установить в сервер SSD-накопители общей емкостью до 8 ТБ через слоты на задней панели, не открывая корпус (Примечание: Antipodes по запросу пользователя удалённо может настроить этот диск, диск должен быть определённый, одобренный Antipodes, см. их сайт для справки).
Что особенного в серверах Antipodes?
Даже сейчас, когда я пишу уже четвертый обзор по продуктам Antipodes, мне трудно объяснить, что делает их такими особенными. Любой компьютер может служить сервером, и цифра есть цифра, ведь так? Возможно, когда речь идет о потоке данных, ответ будет положительным. Но когда дело касается цифрового звуковоспроизведения, важно мыслить нестандартно. Постепенно мы открываем для себя важность нюансов, которые до этого считались несущественными, такими как джиттер, качество клока (регенератора тактовой частоты) и побитовая точность (bit perfect). Но есть и еще один фактор, который часто не замечают: шум. Директор компании Antipodes Audio Марк Дженкинс убежден, что один из самых главных врагов цифры – шум. Он вместе с потоком данных путешествует по кабелям и попадает в цифровые устройства, где часто усугубляется внутренней электронной схемой. И у любого фильтра, используемого против него, есть пагубные побочные эффекты, которые снижают качество звучания. Именно в этом отличие компании Antipodes – она настраивает материнские платы и использует не технологии фильтрации звука, а умные решения, которые сдвигают шум на те частоты, где он не приносит вреда. Точную настройку трудновато описать, поэтому отдаю слово Марку.
«Материнские платы мы заказываем у лучшего в мире поставщика, и стоят они примерно в 6 раз дороже, чем используемые некоторыми конкурентами. Мы настраиваем материнские платы таким образом, что они сдвигают пики шумовых частот, производимых каждым комплектующим, чтобы устранить шум по всему спектральному диапазону. Так что мы закупаем готовые материнские платы, а затем модифицируем их так, как необходимо нам».
Antipodes также уделяют особое внимание качеству блоков питания, которые они производят полностью сами.
«Вот что мы сделали с новым блоком питания – протестировали попадание шумов в материнскую плату на разных частотах, чтобы посмотреть, какие частоты меньше всего вредили качеству звучания, а затем сконструировали плату питания таким образом, чтобы шумовые составляющие находились в «безвредных» частотах. Эффект такой же, как если бы у блока питания был нулевой шум».
Как было сказано ранее, у EX и CX по два порта Ethernet. Один из них можно использовать для соединения с сетью, второй – для соединения, через выделенный канал с низким уровнем шума, со стримером (рендерером) или с ЦАПом, если у ЦАПа есть встроенный Ethernet-модуль. Согласно руководству к использованию, «Ethernet может передавать высокий уровень шума в устройство приема. Применяемая в серверах Antipodes решение Прямой Сетевой Передачи Direct Ethernet минимизирует сетевые помехи и воздействие на канал передачи и создаёт канал с высокой пропускной способностью, фазовой точностью и низким уровнем шума между сервером и стримером. И это очень значительное улучшение по сравнению с соединением сервера и стримера через шумный свитч (Switch, сетевой коммутатор) или по длинному Ethernet кабелю». (Примечание: а также при использовании удалённого сервера в облаке, или сервера в NAS, или сервера в обычном компьютере).
Я это протестировал, и в самом деле, прямое соединение звучит значительно чище и свободнее, чем соединение через домашнюю компьютерную сеть. Кстати, я также провел аналогичный тест с использованием нескольких свитчей (сетевых коммутаторов) и сетевых кабелей разной длины, и получил удивительные результаты, используя компоненты Meridian Sooloos, предшественника Roon, так сказать.
USB или Ethernet
В мире ЦАПов и стримеров существует в основном два лагеря: приверженцы Ethernet (потоковой передачи) и USB. Сравнив разные решения в обоих лагерях, я получил большой опыт в этой сфере и пришел к выводу, что Ethernet звучит принципиально по-другому, нежели USB. Когда я делал обзор на Melco N1ZH, я был впечатлен комбинацией прозрачности и разрешения с одной стороны, и текучего, свободного воспроизведения с другой. Дело вот в чем: подобного звучания он достиг только посредством Ethernet, не через USB. (Примечание: автор статьи делал обзор и впоследствии сравнивал ранний образец Antipodes EX, фактически первое поколение EX. C августа 2018 года EX был заметно улучшен).
Примерно в то же время, когда я делал обзор EX, я также рассмотрел сервер Melco N1Z UPnP, что поставило меня в затруднение, так как мне понравились они оба. Я предпочитаю Roon любому аналогу UPnP, но я разрывался между супер-свободным и текучим звуком Melco и более плотным и тонально насыщенным звуком EX. В конце концов, я предпочел звучание Melco, в основном потому, что его сцена была глубже, с более многослойным звуком. Звучание EX было относительно более плоским, и я приписал это на счет подключения через USB. Ввиду отсутствия доказательств обратного, я подумал, что Ethernet просто лучшее решение, чем USB, и сейчас множество людей разделяют это мнение. Но, разумеется, столько же людей предпочитают USB или SP/DIF. В любом случае, я был в лагере сторонников Ethernet вплоть до того момента, как вышли CX и EX, которые перевернули мои представления с ног на голову. Если хотите узнать, как так вышло, читайте дальше.
Обзор компонентов EX и CX по отдельности
Для сравнения, EX и CX были установлены рядом друг с другом на аудиостойку Artesania, подсоединенные идентичными силовыми кабелями Belden с разъемами Oyaide C-004 и стандартными сетевыми кабелями Cat5. Я выбрал ЦАП Aqua Formula xHD с кабелем CAD USB 1 между ними. Систему CH Precision не подключал, так как ЦАП Aqua подсоединил напрямую к интегральному усилителю Ayon Spirit III через межблочный кабель AudioQuest Water. В качестве выхода во всех случаях я использовал Roon Ready, дающий, по моему мнению, более плотный звук. Во всех случаях использовался верхний черный USB-порт USB Audio 2.0 с питанием 5В.
EX в качестве сервера + стримера (рендерера)
Хотя обычно я использую EX в связке с CH Precision C1, он также отлично сочетается с ЦАП Aqua Formula xHD. У него упругое, энергичное и живое звучание с кристальной чистотой в сочетании с полновесностью, которая делает звук таким притягательным. Не буду сейчас долго расписывать, но EX действительно потрясающий, и я не скрывал своего энтузиазма в своем оригинальном обзоре EX. Сейчас, однако, мне не терпится перейти к остальным тестам.
CX в качестве сервера + стримера (рендерера)
Благодаря своей конструкции CX идеален в качестве сервера: работа с Roon очень быстрая, как и на моем мощном компьютере. В качестве сервера+стримера CX также работает замечательно, но характер его звучания отличается от EX. Звук быстрее, чище и прозрачнее, но в то же время намного холоднее, и басы менее плотные. Лично я предпочитаю более теплый и звучный EX, но эта разница – вопрос относительный и не является свидетельством качества. Однако есть еще одно различие между EX и CX, которое для меня лично склоняет стрелку весов в пользу EX. В то время как EX дает хорошее чувство глубины и ощущение погружения в звуковую ауру, у CX такая же широкая звуковая сцена, как и у EX, но глубина значительно меньше, а аура, окружавшая меня с EX, будто сплющивается и простирается передо мной более-менее на одном и том же уровне. Похоже, что высокая вычислительная мощность действительно оказывает значительное влияние на звук. Но подождите…у CX есть еще один туз в рукаве.
CX + EX как Ян и Инь
Я оставил CX в качестве Roon Core и установил EX в качестве стримера, по-прежнему используя стандартный сетевой кабель Cat5. Не прошло и трех секунд, как я воскликнул «Ничего себе!» Разница была не маленькая, а просто огромная. Невероятно, но все, что так хорошо делает EX, не только осталось на месте, но даже преумножилось. Звуковая сцена стала еще больше, шире и глубже, более обволакивающей, подача более мощной, с ещё более впечатляющей динамикой. Это был не тот эффект, что получают при сильной динамической компрессии, когда всё просто становится громче. Нет, совсем не это. Появилась гораздо большая разница между тихими и громкими звуками, действительно расширился воспринимаемый динамический диапазон.
Ощущение было невероятное, будто все тихие звуки стали более натуральными, оставаясь при этом такими же четкими и ясными. Тонкие детали и оттенки тембров стало легче уловить, как будто разрешение и прозрачность увеличились в разы, но в то же время звук был богатым, органичным и полновесным, в противоположность бесстрастному и холодному. Как Ян и Инь, CX и EX превосходно раскрывают друг друга.
Новый Эталон
Помните, как я был очарован свободно текущей звуковой сценой Melco, подключенной с помощью выделенного подключения Ethernet к системе CH Precision C1? Что ж, услышав то, что я услышал сейчас, я уже больше не был уверен в превосходстве Ethernet. Но перед тем как перейти к сравнению Antipodes с Melco, я решил ещё раз послушать несколько треков через Antipodes EX и CX, но на этот раз подключенные к CH Precision C1 по USB. Конечно же, все вышеперечисленные качества Antipodes никуда не делись, а только дополнились качествами C1, такими как более плотные басы и богатое общее звучание.
Затем пришло время сравнить Antipodes CX + EX с Melco N1ZH. Для последнего теста я загрузил на серверы Melco и Antipodes один и тот же трек, и одновременно запустил его, а затем переключался между устройствами прямо на C1. Ну что же, игра закончилась, не успев начаться… Действительно, Melco потерпел поражение на собственном поле! Комбинация Antipodes звучала абсолютно слитно и свободно, также изысканно и прозрачно, и в то же время была с более глубокой сценой, более плотными басами, с более богатой тональностью и более живым и органичным звучанием. Melco звучал по-прежнему неплохо, конечно, но в сравнении с Antipodes, он выходил менее убедительным и натуральным, менее настоящим и потому в итоге был менее вовлекающим. Как вам такое?
Акцентирую: сочетание CX+EX по USB, превзошло звучание Melco N1ZH по Ethernet. Вот и вся моя теория про Ethernet коту под хвост… Ну что ж, с цифровым звуком всегда так: век живи – век учись.
«USB имеет больший потенциал, но требует очень хорошего сервера. Ethernet лучше только когда сервер подвержен шумам, даже небольшим».
Так что, согласно Марку, оптимальное звучание посредством USB или Ethernet зависит от качества рассматриваемого устройства. Вот и я считал Melco исключительно хорошим, а он показал не лучшие результаты. Но у меня нет причин сомневаться в том, что говорит Марк. Результаты говорят сами за себя.
Вывод:
Antipodes EX – это отличный музыкальный сервер и ещё лучший стример (рендерер). A Antipodes CX –потрясающий, удивляющий сервер и отличный стример (рендерер). Но в сравнении с ними связка CX + EX работает на беспрецедентно высоком уровне: все качества EX сохраняются, но при этом совершенствуются, усиливаются и улучшаются качествами CX, а затем они вместе переходят на совсем уже космический уровень. Наступает момент, когда у рецензента уже не хватает хвалебных слов для описания того, что он услышал, и для меня этот момент настал. Как мне описать то, что делают со звуком CX + EX, если я уже использовал все превосходные степени слов и выражений, которые я только знаю, для предыдущих обзоров продуктов Antipodes? Комбинация CX + EX, говоря простым языком, – самый лучший цифровой тракт, который я когда либо слышал.
Паспортные данные :
Тип – сервер, стример и сетевое хранилище | Название – Antipodes Audio CX | Цена – 6 895 евро | Процессор – Core i7 | Охлаждение – пассивное | Встроенный фильтр Ethernet | Входы – Ethernet, USB (для флеш памяти или др. USB дисков) | Выходы – USB 5 вольт включено / выключено, PCM до 32 бит / 768 кГц, DSD до DSD512 (DoP, Native) | Другие выходы – Direct Ethernet, а также, через модуль Antipodes P2, выходы I2S (HDMI до 32 бит / 384 кГц, DoP256, DSD512), AES3 (XLR) и SPDIF (RCA и BNC) до 24/192, DSD64 | Опционально – подключение модулей Antipodes P1 (копир CD дисков) и Antipodes P2 (конвертер со встроенным фемто регенератором тактовой частоты и мастер клоком). Модули P1 и P2 имеют дополнительную функцию вибро-развязывающих подставок | Диски памяти для музыки – 2 внешних отсека для SSD памяти, до 8 Тб (2.5” SATA SSD, Samsung EVO) | Управление – iOS и Android со смартфона, планшета или компьютера. Roon Core, Roon Ready, Squeezebox, MPD, HQPlayer, BubbleUPnP for DLNA, Minimserver, SONOS, PLEX, Shairpoint/AirPlay, Spotify,Tidal, Qobuz, Resilio и др., автоматическое копирование CD, резервирование библиотеки | Блок питания – встроенный линейный ODAPS2 Linear | Размеры, см – 29,0 х 9,0 х 29,0 | Корпус из цельного алюминиевого блока – чёрный или серебристый | Масса, кг – 7,5 | Источник ТТХ – Antipodes Audio
Тип – сервер, стример, сетевое хранилище и ЦАП | Название – Antipodes Audio EX | Цена – 4 650 евро | Процессор – Quad Core Celeron| Аналоговый выход с встроенного ЦАП) – PCM до 24 бит / 192 кГц, другие форматы перекодируются в PCM | Всё остальное как у CX | Источник ТТХ – Antipodes Audio
Заметки для по-настоящему увлечённых
Приигрывание и прогрев
Из-за конструкции системы и EX, и CX требуют некоторого прогрева для лучшего звучания. Совсем немного, я бы сказал, меньше одного дня. Звук и с самого начала мощный, чистый и динамичный, но спустя час набирает плавности и теплоты, что усиливается в течение последующих часов. На следующий день дальнейших улучшений я не заметил. Если питание устройств на какое-то время выключено, после этого им также требуется некоторое время на разогрев, но только час-два. Таким образом, лучше всегда оставлять устройства включенными.
Кабель Ethernet в комплекте с Antipodes – не просто «какой-то» кабель Ethernet
Я знаю, это спорный вопрос, но выслушайте меня. В комплекте с EX и CX поставляется хороший кабель Ethernet. Обычно в таких случаях качество его оставляет желать лучшего, но конкретно в Antipodes кабель был специально отобран по своим аудио характеристикам после сравнения с другими кабелями Ethernet, и я могу понять почему. По сравнению со стандартными кабелями, независимо от их категории, кабель в комплекте с CX очень заметно повысил уровень, общее воздействие и правильность звука! Директор компании Antipodes Марк Дженкинс предупреждал меня, что эти кабели особенные, но так же обращал внимание, что им понадобится значительное время для приигрывания. Признаюсь, сначала я отнесся к этому весьма скептически. Ну, я могу понять, что помехи на кабеле могут повлиять на звучание компонента далее по тракту, но кабель Ethernet, которому нужны и прогрев, и приигрывание?
Я спросил Марка, что заставляет одни кабели звучать тепло и расслабленно, а другие – упруго и динамично. И он ответил, что это из-за шума. Если конкретнее, то чем более упругое и «быстрое» звучание системы (именно по причине использования того или иного кабеля Ethernet), тем лучше кабель.
Чтобы протестировать это, я подсоединил один из двух абсолютно одинаковых кабелей, и оставил его на две недели, используя между CX и EX. Затем я сменил этот кабель на точно такой же, но до этого не использовавшийся. И что бы вы думали? Марк был прав! С новым кабелем звук был «тоньше» (thinner) в среднем диапазоне, и хотя звук был энергичным, рельефным и впечатляющим, но все же немного зажатым, в то время как с приигранным кабелем звучание было таким же быстрым и динамичным, но при этом более сочным и интересным.
Как может Ethernet кабель так сильно влиять на звук? И более того, почему звучание может улучшаться в результате прогрева? Я задал Марку эти вопросы, что вылилось в столь же увлекательную, сколь и длительную электронную переписку. Я покажу вам некоторые выдержки из нее, и надеюсь, мы все вместе с этим разберемся.
Марк Дженкинс о цифровой передаче данных
«Это правда, что передача пакетных данных на расстоянии, из одного места в другое, – процесс лёгкий.Переданные пакетные данные действительно придут и сохранятся в виде данных без помех, без шумов, без джиттера. Но неправильно предполагать, теоретически и без экспериментальных подтверждений, неверно утверждать, что точно так же легко передать данные в систему, которая эти данные перерабатывает в почти что реальном времени. Такое предположение или утверждение ненаучно! Нужно ставить соответствующие эксперименты. Например, можно послать цифровые данные в виде синусоиды и доказать, что даже это приводит к корректной, bit-perfect, передаче данных, а потом послушать как ЦАП воспроизводит синусоиду в сравнении с пилообразной волной (saw-tooth) и в сравнении с прямоугольной волной (square wave) – послушать в слепом тестировании, как вам будет угодно, – и любой аудиофил согласится, что все они звучат по-разному»
Некоторые читатели могут не знать, что Antipodes Audio разрабатывал технологию производства проводов для аудио кабелей с 1994 года, а с 2004 по 2016 гг. производил готовые аудио кабели в которых использовались разработанные и изготовленные Antipodes проводники из серебра и золота. Так что они то уж знают кое-что о проводниках и кабелях.
Марк Дженкинс о прогреве кабелей (burn in)
«В процессе производства провода, у него появляются дефекты (imperfections = дефекты, несовершенства). Можно использовать разные методы для их уменьшения. Отжиг уберёт (boil off) некоторые из дефектов, но сверх нагрев провода может привнести новые. Криогенная обработка также может убрать некоторые дефекты. Но и само использование кабеля в процессе передачи сигнала –медленно, но в конечном итоге приведёт к тому же результату и с меньшими побочными эффектами, чем отжиг или криогенна обработка. Мы обнаружили, что если провод сделан очень хорошо, то отжиг и криогенная обработка не приносят пользы, а вот плохо сделанный провод выигрывает от этих процессов, если их делать перед прогревом (burn in). В любом случае все провода улучшаются при их обычном использовании, и эффект от использования – длительного использования – примерно такой же, как от отжига и криогенной обработки, а это – исправление изъянов кристаллической решетки – как пространственного расположения элементарных ячеек, так и дефектов на границах кристаллов.
Слышно это или нет, и насколько это вообще имеет значение для получения удовольствия от музыки – вот на самом деле важный вопрос. Проблема для всех нас в аудио состоит в том, что наш главный измерительный инструмент – наша «система» уши-мозг – не обладает точной повторяемой шкалой считывания и фиксации. А измерительные системы, у которых есть точная и градуированная (числовая) шкала измерения и фиксации, не в состоянии объяснить то, что мы слышим. «Не всё, что является важным, можно измерить, и не всё, что можно измерить, является важным». “Not everything that counts can be counted, and not everything that can be counted counts”. Это одна из причин, почему идут непрекращающиеся сильно поляризованные дебаты. Другая же причина в том, что люди используют упрощенные принятые ими ментальные модели и догматично предполагают, что эти модели – есть точное описание реальности. А в итоге, что на самом деле важно – это эмпирические результаты опытов, а не теории. Я вот, к примеру, могу предложить теорию почему что-то там происходит, и это могут воспринять в качестве объяснения, но ведь это не есть объяснение, это всего лишь возможное объяснение, моё лучшее предположение на текущий момент времени. Люди могут требовать окончательных объяснений, но настоящий учёный признаёт, что таковых не существует. В действительности, нам самим просто необходимо садиться и слушать, отслушивать, экспериментировать, и затем снова слушать.
Аудиофилам важно понять и признать тот факт, что несмотря на то, что музыкальный сервер или стример кажутся обычным компьютером, создание устройства, которое звучит хорошо – это такое же искусство и настоящее мастерство, как создание любого серьёзного хай-энд компонента.»
Источник – hifi-advice.com