Как тестировать технику: выбираем музыку, подходы и избегаем «пыли в глаза»
Wed, 11 May 2022 20:55:22 +0300 Wed, 11 May 2022 20:55:22 +030010 шагов в оценке незнакомой системы
Как тестировать технику: выбираем музыку, подходы и избегаем «пыли в глаза»
10 шагов в оценке незнакомой системы
Если неподготовленный любитель музыки зайдет в любой Hi-Fi / High End салон – удивлению не будет предела. Мягкий свет, чарующая музыка, внимание продавцов – вот только установив купленные колонки (или усилитель) дома, порой, все окажется совсем иначе. И треки «не заиграют» как надо, и резонансы появятся, и еще много чего выплыть может. Мы уже писали о правилах инсталляции аппаратуры (а также о том, что наилучшая проверка техники – пожить с ней дома пару недель) – теперь же зайдем со стороны изучения компонентов в салонах или в гостях. Какую музыку выбрать, чтобы не ошибиться? Как оценить качество незнакомой системы и ее составных частей? Можно ли понять подходят ли вам колонки, слушая их в салоне? Обо всем этом читайте в нашем новом обзоре.
1. Главная ловушка – легкая, ненасыщенная музыка. Избегайте таких треков!
Как правило, вам включат легкий джаз и попросят оценить тембральную достоверность звуковой картины. «Смотрите, инструмент играет, как живой!» Вот только беда в том, что даже двухполносные недорогие полочные АС сыграют такие треки вполне достойно (при правильном подборе усиления). И городить High End «огород» для таких треков совершенно не нужно. Попросите выключить эту «палку – две струны» немедленно.
2. Вторая ловушка – аудиофильские записи
Сейчас вышел ряд альбомов в новомодных форматах (до DSD256), записанных на пуристском тракте – вот только дома вы такую музыку послушаете раз в полгода, от силы. Остальной же набор будет включать (в зависимости от ваших вкусов) широчайший список разнообразных записей – от классики до попсы и рока. Не всегда качественно записанных, порой скомпрессированных – но, и что с того? Ведь система выбирается для прослушивания музыки, а не наоборот! Конечно, можно проверить комплекс при воспроизведении Supervinyl'а, например, но выводов на базе этого точно делать не стоит.
3. Третья ловушка – громкость (звуковое давление)
Порой вам предложат послушать записи с уровнем звукового давления в 80-85 дБ. При таком подходе невозможно оценить ни контроль колонок, ни разрешение басовой секции, ни понять потенциал голографической картины. Смело увеличивайте уровень как минимум до 95 дБ (проверить можно по многим бесплатным приложениям для смартфона – типа SPL Meter)
4. Слушайте сложную классику – фортиссимо БСО
Краш-тест для 99% систем – большой симфонический оркестр. Включите любую симфонию Малера – если комплекс может воспроизвести гигантский динамический диапазон, не тушуется на всплесках, достоверно рисует сцену, не смешивает инструменты в кашу – значит, игра стоит свеч. Предварительно хорошо бы «откалибровать» уши, сходив в на живое исполнение.
5. Включите винил
Аналоговый звук дает необходимую плотность, он натуральный, живой и естественный. Обязательно послушайте систему на виниле и сделайте выводы по эмоциональному вовлекающему эффекту – от хорошей инсталляции не хочется отрываться.
6. Оцените старый рок
Альбомы Led Zeppelin, Black Sabbath и др. записи той эпохи – идеальный метод оценки качества нижней середины, басового регистра и общей масштабности звучания (лучше всего использовать первопрессные LP). Хорошая инсталляция продемонстрирует вам материализацию бас-гитары прямо в зале.
7. Не забудьте про электронную музыку
Смешно сбрасывать со счетов сложнейшие электронные пассажи, которые, например, есть на любом альбоме Infected Mushroom. Еще один тяжелейший тест на удержание системой ритма и отсутствия «каши».
8. Сцену проверьте на альбоме Hugh Masekela «Hope»
Это альбом включают на всех известных выставках High End – и совершенно заслуженно. Live-запись щеголяет великолепной динамикой и на хорошей системе раскрывается в буквально трехмерное и осязаемое звуковое полотно.
9. Послушайте рояль
Как ни странно, но точную и четкую картину работы войлочных молоточков могут обеспечить немногие инсталляции. Опять же, оцените, как инструмент звучит в Консерватории – и, после, выбрав трек (например, в исполнении Дениса Мацуева), проверьте насколько точно соответствует качество реальной картине.
10. Слушайте систему в зале сопоставимых с вашей комнатой прослушивания размеров
Изучение техники в помещении на 60 м2 при том, что вы ее планируете разместить в 20 м2 – не совсем оправдано. Как правило, в салонах есть и более компактные комнаты – попросите провести оценку в них, тогда выводы будут более адекватными.