Micro Seiki – история компании и ее лучшие проигрыватели винила

Wed, 11 May 2022 20:54:49 +0300 Wed, 11 May 2022 20:54:49 +0300

Культовые вертушки

Micro Seiki – история компании и ее лучшие проигрыватели винила


Культовые вертушки

Пожалуй, ни одна компания на рынке Hi-Fi/High End не имеет такой ауры, как Micro Seiki. Законодатель мод в мире винила, который реализовывал действительно передовые решения, производитель вертушек с чарующим, магическим звуком – это далеко не все эпитеты, которыми награждалась фирма. Сегодня мы сделаем небольшой экскурс в прошлое, отметим революционные разработки Micro Seiki и посмотрим на то наследие, которое оставила компания.

Итак, компания Micro Seiki имеет полностью японские корни, она была основана в Токио в 1961 году. До 1970 года фирма занималась выпуском прецизионных металлических деталей, но в начале 70-ых в поле ее зрения попали проигрыватели виниловых пластинок. Подойдя к Hi-Fi/High End тематике с маниакальным педантизмом, Micro Seiki смогла не просто расшатать рынок – она во многом перевернула преставления аудиофилов о том, как должен выглядеть и как должен звучать настоящий проигрыватель винила, и позволила понять, какая тонна деталей исчезает при воспроизведении формата на менее качественных вертушках.

Micro Seiki в своей работе активно использовала субподрядчиков, например, Fujiya Audio, легендарного Джунчи Окамура (Junichi Okumura), а также MTC, Mito, Denso, Akisawa Seiki и Saitama Micro. Все эти компании могли быть задействованы в процессе, если какие-то детали к запланированному аппарату не удавалось изготовить на собственных мощностях. Кстати говоря, Хидэаки Нисикава (Hideaki Nishikawa) пришел в Micro Seiki лишь в 1980 г., в период ее расцвета, а покинул в 1989 г. Компания еще и работала как OEM-производитель – культовые модели Nakamichi TX1000 и Dragon CT были изготовлены на заводах Micro Seiki. Компания Luxman также активно заказывала производство у фирмы. Послужной список простирается и дальше – в 70-ых услугами Micro Seiki пользовались такие бренды, как ADC, Denon, Sharp, Toshiba, Hitachi, Sanyo, Sansui, Kenwood, Telefunken, Saba, Scott, Quelle, Neckermann и RadioShack!

Вехи разработок Micro Seiki:

– ADC "Accutrac 4000"– система автоматического управления тонармом;

– легкий тонарм ADC 1500-1700, ставший прообразом для множества современных моделей;

– применение воздушных подшипников;

– использование вакуумных прижимов;

– внедрение в производство пенной пластиковой структуры с абсолютным демфированием – сегодняшние антивибрационные опоры AbsorberFeet – разработка фирмы.

В 90-ые годы ХХ века Micro Seiki начала испытывать проблемы – все больше людей отказывалось от винила, а на пятки наступали такие производители, как британский SME или Avid. В нижней точке «винилового спада», в 1999 г. Micro Seiki прекратила выпуск всех своих вертушек, за исключением модели Micro Seiki SX-8000 MkII. Этот аппарат официально выпускался до 2001 г., до момента закрытия последнего магазина фирмы. По некоторым слухам «гаражное» производство модели Micro Seiki продолжила – и некоторым счастливчикам удавалось купить SX-8000 и в 2009, и в 2014 – под заказ, с полной предоплатой. Цена получалась примерно $80 000, срок ожидания после размещения заказа – 1,5 – 2 года.

Итак, чем запомнилась компания Micro Seiki конечному потребителю? Большинство вертушек из Страны Восходящего Солнца в те годы были прямоприводными с кварцевой стабилизацией скорости. Micro Seiki «заново» изобрела прямой привод – дав вертушке необходимую гибкость для установки сразу нескольких тонармов. А после переосмыслила пассиковый привод – ее лучшие вертушки были, как правило, очень массивными, что в комбинации с «ремешком» давало плотный, сверхдетальный саунд с прекрасным басом.

Компания пошла и дальше, внедрив воздушные подшипники – огромные опорные диски теперь «парили в воздухе», исключая трение, все равно присутствующее в системах с маслом. И, наконец, модули вакуумного прижима виниловой пластинки – настоящая вишенка на торте. Верхние модели Micro Seiki поставлялись с воздушной помпой в комплекте, которая гарантировала изумительное звучание. Всего компания Micro Seiki разработала 89 моделей проигрывателей и 18 тонармов. А также – головки звукоснимателя, MC-трансформаторы, электростатические наушники, усилитель и CD-плеер…

Мировая известность компании пришла в 1976 году, когда вышла вертушка Micro Seiki DDX-1000. Компактная модель с возможность установки трех тонармов – просто прорыв для тех лет. Micro Seiki DDX-1000 послужил тестовым стендом для многих аудиоревью – сравнивать звучание различных тонармов и головок, наконец-то, стало просто. Эта модель была все еще прямоприводной, с кварцем. Надежность, опять же, хромала.

В 1978 г. вышла вертушка Micro Seiki BL-91 – уже с пассиковым приводом. 22 кг. веса, корпус из прессованной древесины, «сигнал – шум» – свыше 75 дБ.

В 1980 г. появились первые вертушки Micro Seiki серии RX, которые пользуются спросом у поклонников винтажа и по сей день. Тяжелые мастодонты, прообразы большинства современных High End моделей. До четырех тонармов, упомянутые выше помпы, контроллеры момента инерции. И журналисты, и аудиофилы поражались, сколько деталей вытаскивает из обычной LP «стол»! Честно говоря, если бы эти аппараты (на момент появления в рознице) были сильно дешевле – вряд ли у компакт-диска был какой-либо шанс на реванш с винилом! Правда, история все расставила по своим местам – сегодня винил снова в строю (настоящий ренессанс), а пластмассовые кружочки постепенно уходят с рынка и заменятся файлами. Жаль, что для этого пришлось ждать сорок лет.

Вершина инженерной мысли – модели Micro Seiki SX-8000 MkII и Micro Seiki SZ-1. Оба они предлагались по цене более 1 млн. йен и стали самыми дорогими вертушками в мире на 80-ые годы. Micro Seiki SZ-1 выходил крайне ограниченным тиражом в 1983 – 1984 годах, проигрыватель абсолютно уникален – сегодня его не найти в продаже. Вертушка весом в 88 кг. оснащалась синхронным восьми полюсным мотором и комбинированным бронзово-стальным опорным диском, в также набором фирменного «воздуха». Суммарный момент инерции превышал 26 тонн/см2!

Уже упомянутый нами Micro Seiki SX-8000 MkII в сборе весит 132 кг., имеет момент инерции 3,5 тонны/см2 и «полный фраш» по части вакуумного прижима и воздушного подшипника. Использован фирменный выносной двигатель RY-5500 II и антивибрационная база BA-600; опорный диск – стальной.

Стоит отметить и модели попроще – Micro Seiki RX-5000 с его опорным диском в 16 кг. сегодня вы увидите в различных вариациях у многих производителей. Только вот, как правило, без помпы – она есть только в его нынешней версии TechDas Air Force III.

Гибкость и модульность – визитная карточка Micro Seiki. Проигрыватели верхних серий без помпы как правило допускали доукомплектацию, компания выпускала базы под любые тонармы, скажем под «короля рынка» того времени, SME. Впрочем, компания разработала и ряд своих очень известных тонармов.

Например, тонарм Micro Seiki MA-505 стал знаменит из-за возможности быстро настраивать VTA «на лету», в третьей версии он стал допускать смену трубки на прямую и введение жидкостного демпфирования. Micro Seiki одной из первых применила в конструкции тонарма карбон – модели Micro Seiki CF-1 и Micro Seiki MA-707 фанаты используют и по сей день.

Ну и, наконец, вершина творчества – Micro Seiki MAX-282 трехточечный гироскопический тонарм с ничтожным уровнем трения и регулировкой прижимной силы торсионной планкой.

Многие достижения компании Micro Seiki сегодня «улучшены и возведены в Абсолют» ее бывшим разработчиком Хидэаки Нисикавой (Hideaki Nishikawa) – его компания TechDas является законодателем мод на современном небосклоне High End’а. Ну а представленный недавно проигрыватель TechDas Air Force Zero – квинтэссенция всех мечтаний фирмы, которым было не суждено осуществиться в 80-ые годы ХХ века.

TechDas Air Force Zero весит 350 кг (размеры аппарата – 901 × 335 × 677 мм, общие габариты напоминают EMT 927), из которых 120 кг приходится на опорный диск. Платтер составной – сначала идет комбинация из четырех слоев: 40 см / 34 кг из стали SUS 316L, еще 31 см / 20 кг из стали SUS 316L, 31 см / 20 кг из литого сплава и еще 31 см / 20 кг из литого сплава. Затем располагается "блин" из вольфрама (31 см) массой 26 кг. Каждый из дисков не "свинчен" или спаян друг с другом, а "слеплен" при помощи вакуума, что позволяет избежать напряжения метала. Вес левитирующих частей проигрывателя достигает 250 кг.

В аппарате применен пассиковый привод с сильно модифицированным немецким трехфазным двенадцатиполюсным мотором от Papst. Каждая фаза мотора питается от своего 150-ваттного усилителя. Корпус аппарата выполнен из супер-дюралюминия, база – из титана и стали. Тонармы устанавливаются на титановые модули. Допуск воздушного подшипника – 8-10 микрон.

Денис Репин


28 августа 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru